«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФОП».
Ступень образования: дошкольная (от 5 до 6 лет)
Направление: художественное
Срок реализации программы: 1 год (2023-2024г.г.)
Составитель: Корелякова Ольга Евгеньевна – воспитатель первой квалификационной категории
План образовательной деятельности воспитателя.
СОДЕРЖАНИЕ
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Принципы реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
Способы проверки ожидаемых результатов
- Содержательный раздел
Система и последовательность работы с детьми (5 – 6 лет)
Взаимодействия с родителями
- Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Материально – техническое обеспечение
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Цель:
Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
* Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
* Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
* Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
* Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
* Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
* Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
* Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Формы проведения:
*подгрупповая и индивидуальная деятельность;
* дидактические игры;
* театрализация;
* выставки рисунков и поделок;
* беседа;
* художественное экспериментирование;
* рассматривание иллюстраций;
* решение проблемных ситуаций.
Методы проведения:
словесные;
наглядные;
практические;
игровые.
Приемы проведения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- создание игровой ситуации;
- показ воспитателя;
- использование движения руки;
- сравнение двух техник;
- проговаривание последовательности работы.
Принципы работы с детьми:
- доступность отбираемого материала;
- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
- индивидуальный подход к детям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
о свойствах и качествах различных материалов;
о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
планировать свою работу;
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
создавать индивидуальные работы;
использовать различные техники и способы создания рисунков;
аккуратно и экономно использовать материалы.
2. Перспективный план программы старшей группы (5– 6 года)
Режим занятий: 1 раз в неделю Возраст детей: старшая группа
Длительность занятий: 25 минут.
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1. | «Поляна с цветами» | Рисование мятой бумагой | Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
2. | «Яблонька» | Рисование методом тычка, отпечаток пробкой | Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку. | Листы бумаги, гуашь, пробки |
3 | «Золотая волшебница осень» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
4. | «Осеннее дерево» | Печать листом | Учить детей работать с хрупким материалом — листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность | Лист, гуашь, лист |
ОКТЯБРЬ | ||||
1. | «Осенняя пора (пейзаж, отражение в озере)» | Монотипия | Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток). Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет. Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе. | Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)», компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация нетрадиционная техника рисования - «монотипия». |
2. | «Гроздь рябины» | Рисование ватными палочками (Пуантилизм) | Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке. | Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка. |
3. | «Украшение платочка» | Рисование поролоновой губкой | Помочь детям освоить новый способ изображения — рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, располагать изображение в соответствии с размером листа | Листы бумаги, гуашь, поролоновая губка |
НОЯБРЬ | ||||
1. | «Волшебные кляксы» | Кляксография | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2. | «Однажды в осеннем лесу» | Печать по трафарету поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона. Развивать творчество и фантазию у детей. Учить правильно, располагать детали композиции. | Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая). |
3. | «Снегирь» | Рисование методом тычка | Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес к известным птицам, упражнять в рисовании снегирей методом тычка. | Листы бумаги, гуашь, тычки |
ДЕКАБРЬ | ||||
1. | «Зимняя сказка» | Граттаж | Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления. Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника. | Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима. |
2. | «Новогодняя ночь» | Набрызг | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей. Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение. Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. | Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш. |
3. | «Морозный узор» | Рисование свечой | Продумать содержание будущего узора, выполнить рисунок при помощи свечи, готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской. | Листы бумаги, гуашь, свеча |
ЯНВАРЬ | ||||
1. | «Новогодняя ёлочка» | Пластилинография | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение. Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни. Продолжать воспитывать самостоятельность в работе. | Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон. |
2. | «Новогоднее волшебство» | Рисование цветными мыльными пузырями | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри ( цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1. | «Зимний пейзаж» | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. |
2. | «С Днем Защитника Отечества» | Цветной граттаж | Развивать творческое воображение. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж. Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет. Учить оценивать качество работ своих товарищей. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
МАРТ | ||||
1. | «Подарок для мамы» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. |
2. | «Весна» | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. |
3. | «Сказочный мир иллюстраций» | Тычок жесткой кистью | Расширить представление детей о творчестве художников – иллюстраторов, показать особенности изображения пушистых животных Е. Чарушиным, учить детей изображать пушистую шерсть животных. | Лист, гуашь, жесткая кисть. |
АПРЕЛЬ | ||||
1. | «Космос» | «Печать поролоном по трафарету; набрызг» | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Трафареты и принадлежности для рисования. |
2. | «Подводный мир» | Рисование цветными мыльными пузырями | Закреплять работу с детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей. Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте. | Мыльные пузыри ( цветной мыльный раствор), альбомные листы, клеёнка на стол, фартуки, влажные салфетки, музыкальное сопровождение. |
3. | «Кораблик» | Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками. Развивает мелкую моторику и тактильное восприятие; развивает творческие способности. | Лист, гуашь, ватные палочки. |
МАЙ | ||||
1. | «Праздничный салют» | Граттаж | Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка, располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну. | Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. |
2. | «Одуванчики в траве» | Рисование мятой бумагой | Закрепление работы с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе. Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой. |
3. | «Рыбка» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | Листы бумаги, гуашь |
Критерии и показатели уровня развития изобразительных умений у детей.
№ п/п | Критерии | Показатели | Уровень | |
Качественное выражение | Баллы | |||
1. | Умение использовать цвет | Умение передавать реальный цвет предмета | 3 | Высокий |
Умение подбирать цвет с незначительными отступлениями | 2 | Средний | ||
Умение передавать цвет с помощью взрослого | 1 | Низкий | ||
2. | Умение дорисовывать части предмета | Умение передавать более 3 характерных признаков предметов, аккуратно закрашивать изображение | 3 | Высокий |
Умение передавать 2-3 признака и аккуратно закрашивать | 2 | Средний | ||
Умение дорисовывать с передачей 1 признака | 1 | Низкий | ||
3. | Умение составлять композицию сюжета | Умение располагать изображение на листе | 3 | Высокий |
Умение соблюдать пропорциональность в изображении | 2 | Средний | ||
Умение составлять композицию с незначительным искажением | 1 | Низкий |
Сводная таблица уровня развития изобразительных умений
№ | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | Уровень |
1 |
|
| |||
2 | |||||
3 |
|
| |||
4 |
|
|
| ||
5 |
|
| |||
6 |
|
|
| ||
7 |
|
|
|
| |
8 |
|
|
| ||
9 |
|
|
| ||
10 |
|
|
| ||
11 |
|
| |||
12 |
|
|
|
|
На начало учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 6 детей- 39,6%
Средний уровень - 7детей – 47,2 %
Низкий уровень - 2 детей- 13,2%
Взаимодействия с родителями
Основные формы взаимодействия с семьей: анкетирование, тестирование, опрос.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, буклетов.
Организационный раздел
Предметно – пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Предметно-пространственная среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей.
Материально – техническое обеспечение
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- аудиозапись
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
Используемая литература:
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
- Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
- Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
- Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
- Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/; http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93311.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/25/picture-761094-1456388216.jpg)
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования
Размещен материал об актуальности проблемы и результат проведенного опыта работы с детьми воспитателем...
Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг)
Фукс Н.В, воспитатель МКДОУ д/с № 172 г.НовосибирскРазвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику (квиллинг) "Истоки спос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1189586-1574027425.jpg)
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Применение нетрадиционных техник способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949137-1505826670.jpg)
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-1433700-1706021743.jpg)
Педагогический проект: «Разноцветный мир творчества» (Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования)
Педагогический проект:«Разноцветный мир творчества»...