Актуальность экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
В данной статье освещается актуальность экологического воспитания дошкольников младшего возраста. Способы и методы взаимодействия ДОУ с семьей и планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ekologiya_novaya.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сивошапка Ирина Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 45
Красносельского района СПб
«Актуальность экологического воспитания
детей младшего дошкольного возраста»
Влияние природы на жизнь человека невозможно переоценить.
И начиная с раннего возраста необходимо прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется согласно программе «От рождения до школы», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Главными векторами в образовании ДОУ являются:
- Развитие познавательного интереса к миру природы
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру
- Ориентация будущего поколения на защиту экологии
Экологическое воспитание, как и любое другое воспитание, формируется
во время всего пребывания ребенка в ДОУ. Детей знакомят со всем многообразием животного и растительного мира нашей планеты, рассказывают о среде обитания, потребностях и особенностях жизнедеятельности флоры и фауны. Затем ребята
не только в теории, но и на практике осуществляют познание и заботу о природе, например, кормление птиц и белок. Это наблюдение, экспериментирование, различные акции и экологические проекты.
Экологическое воспитание – это целая система, включающая несколько составляющих:
- построение экологически развивающей среды;
- регулярное наблюдение детей за живым миром в регионе проживания
- активное и регулярное взаимодействие педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания.
Благодаря такому подходу и возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность и участие в решении некоторых проблем, выработка эмоционально - нравственного и действенного отношения к природе.
Проблема экологии стоит остро не только в нашей стране. В 1994 году была создана программа «Эко-школа» направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию учебных учреждений. Международный центр организации находится в Лиссабоне. В России программа проводится под названием «Эко-школа-зеленый флаг». Программа способствует воспитанию подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств.
Наше ДОУ активно участвует в решении экологических задач путем воспитания дошкольников, поэтому мы третий год являемся участниками Международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг». Программа состоит из семи шагов, и основной её целью является сохранение и сбережение экологического баланса на планете.
Построение экологически развивающей предметно-пространственной среды
Одним из главнейших принципов экологического воспитания является правильно построенная развивающая среда. Это наличие сада, огорода, живого уголка и уголка экспериментирования.
Именно присутствие всех вышеперечисленных элементов среды способствует обеспечению оптимальных условий экологического развития детей в различных видах детской деятельности, формированию у детей потребности в общении с природой,
а также дает возможность для активного участия воспитанников и их родителей
по изучению и охране объектов природы.
У наших воспитанников есть возможность наблюдать за животными
(белки, птицы) и ухаживать за ними, благодаря расположению детского учреждения практически в парковой зоне. Так же дети участвуют в озеленении, высаживая растения и цветы. А в дальнейшем наблюдают и ухаживают за ними. Все эти действия формируют наблюдательность, любовь к природе, трудовые навыки и умения, эстетический вкус. Фиксация наблюдений осуществляется в природном уголке.
Взаимодействие с родителями.
Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста невозможно без активного участия родителей. Именно с семьи начинается экологическое воспитание.
Для эффективной работы по данному направлению необходимо постоянное взаимодействие педагогов и родителей. Этот процесс должен идти непрерывно
и начинаться с совместной деятельности ребенка и родителей. Это и участие в акциях, проектах, наблюдение и прочее.
Воспитательное значение природы на детей сложно переоценить. Взаимодействие с природой делает детей мягче, добрее, отзывчивее.
Работа по формированию экологической культуры начинается в дошкольном учреждении должна начинаться с раннего возраста и продолжаться в течении всего пребывания в ДОУ. Регулярная работа с воспитанниками обязательно даст результаты и позволит вырастить новое поколение, способное ощущать и действовать как часть экосистемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
"Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста".
quot;Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста" «Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»Что такое...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы
План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...
Конспект занятия по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Как дети огурцы сажали»
Конспект поможет познакомить детей с особенностями посева семян огурцов....