"Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста".
статья (младшая группа) на тему

Гаянова Лилия Фадисовна
"Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
 
 
 

«Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»«Актуальность гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Что такое «гендер» (gender)? По одним источникам- с английского «род»,

по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.

Актуальность темы — всем очевидна.

Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую шутку. Как и ювенальная юстиция, от той вообще страшные последствия.

Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.

Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское и женское начало — с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников Отечества.

Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.

Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т.к. малыш ориентируется на поведение родителей. Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А чтобы понять разницу между мужским и женским началом — ребенку важно общаться и папой и с мамой.

Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и социальные факторы формируют личность наравне с биологическими данными.

Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления противоположного пола.

Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать половую принадлежность — нарочитое грубое поведение, мужской стиль одежды у девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать. Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения. Подчеркивать ребенку «Ты девочка…»«Ты мальчик…», соответствующая одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда, брата и т.д.

Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта определенного пола от рождения.

В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно представить. И это не только в Европе.

Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать основополагающими и в семье и ДОУ. В этом году у меня группа малышей раннего возраста от полутора до трех лет. Поэтому мной была выбрана именно эта тема самообразования. Мне хотелось начать заниматься гендерным воспитанием детей от самых истоков нахождения их в ДОУ.

Всем известно, что у мальчиков и девочек с раннего возраста формируются разные интересы и способы общения. С 2-3летнего возраста малыши начинают осознавать свой пол. Внимательно наблюдают за взрослыми и подражают их поведению. Дошкольный возраст — наиболее значимый и активный период адаптации детей к социальным нормам.

Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу свое гендерное поведение.

Для начала работы по теме изучила теоретический материал, подобрала книги и консультации для родителей. (В апреле выходит журнал «Мой ребенок» основная тема, которого «Гендерное воспитание детей»). И для реализации задуманного мной плана по гендерному воспитанию в начале года

я с родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. При активном участии родителей была оформлена комната раздевалки с учетом выбранного направления: стенд для размещения информационно-обучающего материала, консультаций рекомендательного характера; ящик для вопросов, предложений и пожеланий (рассматривались на родительских собраниях).

На протяжении всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда группы при неизменной поддержке родителей.

Множество аспектов гендерного воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных моментах, в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями время – праздники, игры, прогулки и субботники дали детям элементарные представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как представителей разных полов.

При формировании КГН учитывались особенности для мальчиков и девочек, начиная с горшков.

Через моделирование жизненно значимых ситуаций «Я и моя семья» и т.д., специально организованные виды деятельности и проблемные ситуации «Мальчики-защитники»,» Будущие папы», «Девочки маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…»,

игры разной формы и направленности — имитационные, дидактические, сюжетно-ролевые, схемы-действия (картотека игр) мы освоили первые правила и нормы поведения, присущих разным полам в обществе:

  • девочки проходят вперед, а мальчики придерживают дверь
  • подать стул или уступить игрушку
  • накрывая на стол — первым тарелки ставится девочкам и младшим детям, мальчики ждут, понимают и не капризничают
  • девочки всегда пожалеют расстроенного друга, помогут завязать шарф …
  • различия во внешнем виде – одежде, прическе
  • Познакомились с понятием «Эмоции», что такое чувство. Стали понимать, что чувствует друг, когда его обидели и пожалели.
  • Собрали фотографии родителей в детском возрасте на выставку «Когда папа и мама были такими как я»

Фотовыставка совместных фотографий детей с родителями «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» — для усвоения будущих социальных ролей: «Мама была девочкой, и я вырасту стану мамой…»

Девочек стали чаще одевать в платья, сарафаны, прибирать красиво волосы. Мальчиков коротко стричь, равняться на папу: «У меня папа солдат и я буду солдат!». Произошел большой прогресс в развитии навыков самообслуживания.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие — установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,...

«Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».

Методическая разработка «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»....

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Опыт работы по формированию гендерной идентичности во второй младшей группе (3-4 года) в игровой деятельности...

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Вопрос гендерного воспитания детей имеет особую актуальность в наше время....

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Методы и формы развития гендерного воспитания детей...

« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Паспорт проекта.Тип проекта:  практико – ориентированный.Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавате...

Актуальность экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

В данной статье освещается актуальность экологического воспитания дошкольников младшего возраста. Способы и методы взаимодействия ДОУ с семьей и планируемые результаты....