Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
методическая разработка (младшая группа)
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.
Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста. Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.
Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- работа с семьей
Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Прививать начальные экологические знания, навыки и умения у детей.
2. Развивать познавательную и творческую активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.
4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.
- Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.
Этапы реализации плана:
- Подготовительный.
- Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
- Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
- Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
- Подбор литературного материала по данному вопросу
- Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:
« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »
- Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
II. Практический.
- Реализация системы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
- Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
- Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.
III. Заключительный.
- Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
- Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
- Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.
Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- Сформирована целостная картина окружающего мира;
- Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
- Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
- Вовлечение родителей в процесс работы.
Диагностика и критерии результативности.
Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.
Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
В качестве основного метода исследования использовалась диагностика
автор: Половинкина И. М.
Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.
При оценке сформировонности обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Разработать уровень усвоения знаний о природе детьми младшего дошкольного возраста.
2.Подобрать диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.
3. Провести диагностику уровня знаний о природе.
Критерии оценки:
1.Освоено -ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.
2.Частично освоено-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.
3. Не освоено-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.
Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.
Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Диагностика экологических знаний детей младшей группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
по самообразованию
во второй младшей группе
воспитателя
Крюковой Марины Александровны
Тема: «Экологическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста
посредством дидактической игры»
МБДОУ д/с № 32
г. Кулебаки 2022-2023г
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.
Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста. Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.
Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:
- совместная деятельность педагога и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
- работа с семьей
Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. Прививать начальные экологические знания, навыки и умения у детей.
2. Развивать познавательную и творческую активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.
4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.
- Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.
Этапы реализации плана:
- Подготовительный.
- Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
- Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
- Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
- Подбор литературного материала по данному вопросу
- Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:
« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »
- Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
II. Практический.
- Реализация системы работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
- Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
- Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.
III. Заключительный.
- Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
- Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
- Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.
Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- Сформирована целостная картина окружающего мира;
- Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
- Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
- Вовлечение родителей в процесс работы.
Диагностика и критерии результативности.
Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.
Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
В качестве основного метода исследования использовалась диагностика
автор: Половинкина И. М.
Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.
При оценке сформировонности обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Разработать уровень усвоения знаний о природе детьми младшего дошкольного возраста.
2.Подобрать диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.
3. Провести диагностику уровня знаний о природе.
Критерии оценки:
1.Высокий уровень-ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.
2.Средний уровень-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.
3. Низкий уровень-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.
Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.
Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.
Диагностика экологических знаний детей младшей группы
1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)
2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.
3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)
4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.
5. Чем подкармливают птичек зимой?
7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву
8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья
9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
11. Покажи стебель, лист, цветок.
12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)
13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)
14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года
15. Одень куклу соответственно погоде и сезону
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.
Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» на 2015-2020 учебный год
План по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».
Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...
План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...
План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год
Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...