Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
методическая разработка (младшая группа)

Крюкова Марина Александровна

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

 

Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.

Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование системы экологических знаний и представлений;
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста.   Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.

Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

  Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:

  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • работа с семьей

 Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

 Задачи:

     1.  Прививать начальные экологические знания,  навыки и умения  у детей.

     2. Развивать познавательную  и творческую  активность    дошкольников в ходе экологической деятельности.  

    3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

    4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.

  1. Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.

Этапы реализации плана:

  1.  Подготовительный.
  • Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
  • Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
  • Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
  • Подбор литературного материала по данному вопросу
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:

« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »

  • Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

II. Практический.

  • Реализация системы работы  по экологическому  воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  • Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
  • Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.

III. Заключительный.

  • Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
  • Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
  • Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.

 

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат:

  • Сформирована целостная картина окружающего мира;
  • Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
  • Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
  • Вовлечение родителей в процесс работы.

 

Диагностика и критерии результативности.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.

Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика

автор: Половинкина И. М.

Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

При оценке сформировонности  обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.

 

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Разработать  уровень  усвоения знаний о природе детьми младшего  дошкольного возраста.

2.Подобрать  диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.

3. Провести  диагностику уровня знаний о природе.

 

Критерии оценки:

1.Освоено -ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.

2.Частично освоено-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.

3. Не освоено-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.

Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.

Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Диагностика экологических знаний детей младшей группы


  1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы

по самообразованию

во второй младшей группе

воспитателя

 Крюковой Марины Александровны

Тема: «Экологическое воспитание детей

 младшего дошкольного возраста

 посредством дидактической игры»

МБДОУ д/с № 32

 г. Кулебаки 2022-2023г 

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического воспитания трудно переоценить. К огромному сожалению, воспитание, а также деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода.

Согласно ФГОС ДО - экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе;
  • формирование системы экологических знаний и представлений;
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям. Поэтому, мое мнение, как воспитателя – формирование экологического воспитания нужно начинать с малых лет, а именно, с младшего дошкольного возраста.   Дошкольник осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем через игру. Именно посредством игры осуществляется воспитание, обучение и развитие ребенка и основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. 

Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

  Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:

  • совместная деятельность педагога и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
  • работа с семьей

 Цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

 Задачи:

     1.  Прививать начальные экологические знания,  навыки и умения  у детей.

     2. Развивать познавательную  и творческую  активность    дошкольников в ходе экологической деятельности.  

    3.Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

    4. Создавать условия для формирования экологических представлений у воспитанников через создание игровой развивающей среды.

  1. Привлекать внимание родителей и педагогов к формированию экологических представлений у младших дошкольников.

Этапы реализации плана:

  1.  Подготовительный.
  • Подбор, изучение научно-методической литературы и интернет источников по проблеме исследования.
  • Обогащение РППС в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.
  • Разработка перспективного плана работы с участниками педагогического процесса.
  • Подбор литературного материала по данному вопросу
  • Анкетирование родителей (законных представителей) по теме:

« Отношение родителей к проблеме экологического воспитания дошкольников »

  • Проведение педагогического мониторинга, с целью определения уровня развития экологического воспитания  детей младшего дошкольного возраста.

II. Практический.

  • Реализация системы работы  по экологическому  воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
  • Профессиональное взаимодействие с педагогами по данной теме.
  • Сотрудничество с социальными партнерами: родителями (законными представителями) по данной теме.

III. Заключительный.

  • Оценка эффективности проведенной работы, с детьми и родителями по данной теме.
  • Публикации методических разработок в сетевом педагогическом сообществе.
  • Определение дальнейших перспектив по данному вопросу.

Форма обучения: организованная образовательная деятельность, игровая деятельность.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

Предполагаемый результат: 

  • Сформирована целостная картина окружающего мира;
  • Сформировано бережное, гуманное отношения к природе;
  • Сформированы трудовые навыки, необходимые для сохранения растительного мира и животного мира;
  • Вовлечение родителей в процесс работы.

Диагностика и критерии результативности.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения мониторинга по изучению уровня развития экологического воспитания. Мониторинг проводился в начале года и в конце года.

Цель: выявление уровня развития экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

В качестве основного метода исследования использовалась диагностика

автор: Половинкина И. М.

Диагностический материал подобран с учётом возрастных особенностей детей и разделён на разделы: растительный мир, животный мир и времена года.

При оценке сформировонности  обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: освоено, частично освоено, не освоено.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Разработать  уровень  усвоения знаний о природе детьми младшего  дошкольного возраста.

2.Подобрать  диагностические методики, отражающие уровень игровых навыков детей данного возраста.

3. Провести  диагностику уровня знаний о природе.

Критерии оценки:

1.Высокий уровень-ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего.

2.Средний уровень-ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов.

3. Низкий уровень-ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.

Для выявления уровней знаний я проводила беседы, с использованием картинок.

Ребёнок рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Диагностика экологических знаний детей младшей группы


  1. Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких)

2. Скажи, как называется детёныш у коровы, овцы, лисицы и др.

3. Назови и покажи птиц на картине (2 вида)

4. Покажи, где у птички клюв, крылья и т.д.

5. Чем подкармливают птичек зимой?

7. Назови и покажи дерево, куст, цветок, траву

8. Покажи у дерева ствол, ветки и листья

9. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)

11. Покажи стебель, лист, цветок.

12. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 2-3 вида)

13. Назови и покажи комнатное растение, которое в вашем уголке природы (2-3 вида)

14. Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года

15. Одень куклу соответственно погоде и сезону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 летТема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

План самообразование на 2020-2021 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование  элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...

План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год

Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...