Наши права
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гамзатова Фаина Алиметовна

Данный материал способствует формированию правовой культуры  дошкольников через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava.docx1001.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Совместная образовательная деятельность по правам ребенка в подготовительной группе

Тема: «Наши права»

                         Составила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2023 год

Цель: формирование правовой культуры  дошкольников через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать уважение к правам других детей, людей.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Вступительное слово воспитателя.

- Наше занятие мне хотелось бы начать строками из стихотворения:

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва 
Он имеет право жить, развиваться и дружить; 
Иметь уютный, теплый дом ,видеть тихий мирный сон. 
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать, 
Быть весёлым и здоровым, восхищаться чем-то новым 
И любить и быть любим . Он на свете не один!

- Какие права имеет ребёнок?

- Как вы думаете, о чём будет наше сегодняшнее занятие?

II. Основная часть.

Беседа по теме занятия.

- Что означают слова «права» и «обязанности»?

«ПРАВО - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».  Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинскую помощь и т.д.

«ОБЯЗАННОСТЬ - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо заниматься, уважать и слушать своих родителей и т.д.

- А кто же в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить на нашем занятии.

Сообщение от друзей.

- Сначала послушаем сообщение от наших друзей.

«Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права».

Знакомство с «Декларацией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка».

- Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование... Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны подписали «Конвенцию о правах ребенка» и наша страна - Россия в том числе - с 1990 года.

«Конвенция» - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей.

Знакомство с правами ребёнка. Работа с рисунками.

- А теперь давайте познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. ( Дети зачитывают права, работа с рисунками)

hello_html_85d35da.jpg

hello_html_m57af2646.jpghello_html_m2542eb7e.jpg

hello_html_1c32b43b.jpghello_html_5b58d431.jpghello_html_4de11eec.jpghello_html_m36ed8291.jpghello_html_m37887d42.jpghello_html_62efe332.jpg

Игра «Разрешается – запрещается».

- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается". Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.

1. Куда пойдем мы в воскресенье: на каток или в кино. 
Вот семья вопрос решает , выбрать мнение одно. 
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. 
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка строго (запрещается).

3. С мамой дети должны жить, 
Не грустить и не тужить - это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают, 
Мать с ребенком разлучают. 
Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться, 
Если заболел - лечиться, 
Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок, мало у него силенок, 
Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа 
Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить, 
С разными детьми дружить - 
Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину, перед сильным преклоняется. 
Быть рабом у господина строго (запрещается).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Обсуждение ситуаций.

- Ребята, а вы любите сказки? Вы их смотрите внимательно? Давайте сейчас с вами обсудим ситуации, в которые попадали герои из разных сказок. Вы должны рассказать, какие права были нарушены?

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)

4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Статья о том, что дети должны жить со своими родителями)

5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)

6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)

7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?

(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).

- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.

- Давайте теперь попробуем разобраться, какие права нарушены у героев песен из мультфильмов.

1. «Песня бременских музыкантов» - «Ничего на свете лучше нету» (Право на свободу передвижения.)

2. «Чему учат в школе» (Право на образование.)

3. «Песенка мамонтенка» (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)

4. «Чунга-Чанга» (Право пользоваться благами, право на отдых)

Обязанности ребёнка.

hello_html_m53cd9211.jpg

- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

- Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ .

Обязанности:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

- Какие домашние обязанности у вас есть?

- Нужно ли исполнять свои обязанности?

Закончи предложение.

- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Закончи предложение".

- в детском саду я должен ...

- в детском саду я имею право ...

- дома я должен ...

- дома я имею право ...

- на улице я должен ...

- на улице я имею право...

- Как вы понимаете выражение - "право на ошибку"?

- Какие ошибки совершаете вы сами?

- Как понимаете выражения - "на ошибках учатся"?
Вывод.  Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научится не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Закон Человека.

Как нужно относиться к другим детям, людям?

Запомните, дети: Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к вам.

Ваши права кончаются там, где начинаются ваши обязанности. Всегда нужно быть порядочными, справедливыми, разумными, воспитанными, добрыми и не забывать о своих обязанностях.

III. ОбобщениеИтог занятия.

- Что такое право?

- Какие права есть у вас?

- Кто защищает ваши права?

- Что такое обязанность?

- Какие обязанности у вас есть?

- Нужно ли исполнять свои обязанности?

Закончить наше занятие мне бы хотелось таким стихотворением:

Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают. 
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

СПАСИБО, РЕБЯТА!!!

Список литературы

  1. Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;
  2. Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С.  , 1996.
  3. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и   детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995.
  4. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.
  6. Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.
  7. Конституция Российской Федерации. – М. , 1993.
  8. Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.
  9. Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992.
  10. Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992.
  11. Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.
  12. Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,№3, –С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.
  13. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992
  14. Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997.
  15. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992
  16. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998.

Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:  

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

 Декларация прав ребенка (1959).

И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Устав учреждения.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-беседы "Поговорим о наших правах" в старшей группе

Занятие-беседа "Поговорим о наших правах и обязанностях" в старшей группе детского садаЗанятие с использованием мультимедийной презентации.Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в ...

Наше право

для воспитателей...

наши правила

в этой консультации содержатся правила для родителей...

Занятие по познавательному развитию "Наши права", подготовительная группа

Это занятие - победитель городского конкурса "Права глазами ребенка"...

Наши права в символах.

Знакомство детей дошкольного возраста сс своими правами....

"Наши права"

Очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье или образовательном учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в т...

Конспекты НОД "Наши права"

Детям о правах человека...