КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ВОЗДУХ — НЕВИДИМКА И ВОЛШЕБНИК»
план-конспект занятия (младшая группа)
Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель:
Задачи: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Образовательные: -Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
Развивающие:
Воспитательные:
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
-Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Предварительная работа:
Беседы о воздухе и его свойствах
Методы и приемы:
- практические: решение проблемной ситуации, выполнение экспериментов, физкультминутка «Деревья», игра малой подвижности «Поймай и ответь»;
- наглядные: рассматривание, показ способов действия;
- словесные: рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, объяснение.
Интеграция областей:
Ход занятия:
Стук в дверь, заходит Незнайка:
- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка. (Незнайка принес шарики). Какие шарики? (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).
- Почему ты, Незнайка, такой грустный?
Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.) А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)
Воспитатель: А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?
Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?
- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория.)
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт1. «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Набираем в пакеты воздух и закрутим их.
- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.
Опыт 2. «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»
Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.
- Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна. Затем вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
- Почему? Как считаете? (Ответы детей).
Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.
- Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!
Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!
Опыт 3. «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит? ( Выходят пузырьки.)
Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух. Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!
- Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)
- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим? (Нет.)
- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).
ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»
Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок.)
- А что такое ветер? (Ответы детей).
- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер? (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)
- Как можно узнать, дует ли на улице ветер? (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)
- А что умеет делать ветер? (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»
ОПЫТ 5. «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»
(Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)
Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух.)
Вывод: воздух можно услышать.
- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Проведем следующий эксперимент: каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.
ОПЫТ 7. «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)
Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную (газированную) воду. Бросим в нее несколько кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).
- Что происходит в стакане? Почему падает на дно пластилин? (Он тяжелее воды, поэтому тонет.)
- Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает? (Ответы детей).
Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина, пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!
Воспитатель: Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух. (Ответы детей).
- Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.
Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали? (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)
Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.
Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка
Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...
Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух- невидимка»
Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух - невидимка»Цель: знакомство и закрепление свойств воздуха в процессе проведения с ним опы...
конспект НОД по экспериментальной деятельности в первой младшей группе
экспериментальная деятельность...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в первой младшей группе с бумагой " К зайчику в гости"
Цель: развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение словаря.Образовательные задачи:Познакомить детей со свойствами бумаги, бумажных салфеток;Формировать умение делать открытия...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка» Артамонова Альбина АркадьевнаМДОУ «детский сад №101&r...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе "Воздух"
НОД "Воздух"...
Конспект занятия по экологии в первой младшей группе «Воздух невидимка».
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.Задачи:1. Знакомить с качественными характеристиками воздуха;2. Развивать умение детей решать проблемные задачи;3. Воспитывать интерес к экспериментирован...