КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ВОЗДУХ — НЕВИДИМКА И ВОЛШЕБНИК»
план-конспект занятия (младшая группа)

Борзова Альфия Рустамовна

Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Задачи: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.

Образовательные: -Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.

Развивающие:

Воспитательные:

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

-Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.

Предварительная работа:

Беседы о воздухе и его свойствах

Методы и приемы:

- практические: решение проблемной ситуации, выполнение экспериментов, физкультминутка «Деревья», игра малой подвижности «Поймай и ответь»;

- наглядные: рассматривание, показ способов действия;

- словесные: рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, объяснение.

Интеграция областей:

Ход занятия:

Стук в дверь, заходит Незнайка:

- Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что нам принес Незнайка.  (Незнайка принес шарики).   Какие шарики?  (Обследование шариков детьми: по цвету, объему).

- Почему ты, Незнайка, такой грустный?

Незнайка: Друзья, я не понимаю, почему вчера шарики были большие, веселые, а сегодня у меня один шарик стал – маленьким, грустным, а второй остался таким же веселым и большим. Я не знаю, что с ним случилось! (Плачет)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему шарик стал таким маленьким? (Шарик сдулся.)  А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? (Шарик надо надуть.)

Воспитатель: А поможет нам шарик надуть… Отгадайте кто?

                            Он нам нужен, чтобы дышать,

                            Чтобы шарик надувать.

                  С нами рядом каждый час,

                  Но невидим он для нас!   (воздух)

Незнайка: А что такое воздух? Я никогда его не видел, его же нет нигде. А вы, ребята, видели когда-нибудь воздух?

Воспитатель: А вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

- Сейчас мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется?  (Лаборатория.)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Я приглашаю вас в лабораторию.

        Чтоб природе другом стать,

        Тайны все её узнать,

        Все загадки разгадать,

        Научиться наблюдать,

        Будем вместе развивать качество – внимательность,

        А поможет всё узнать

        Наша наблюдательность.

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим!)

- Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух все-таки есть! Попробуем его поймать!  Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт1.  «КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ?»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)

 - Набираем в пакеты воздух и закрутим их.

- Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?    (Ответы детей).

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, его нельзя увидеть, но можно почувствовать.

Воспитатель: У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

- А мы проверим ваши версии с помощью эксперимента.

Опыт 2.  «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В СТАКАНЧИКЕ?»

Воспитатель: На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

- Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим его прямо вертикально и опускаем стаканчик в банку с водой, до дна.  Затем  вынимаем его из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

- Почему? Как считаете?   (Ответы детей).

Вывод: салфетка не намокла, потому что в стаканчике есть воздух, он не пускал туда воду.

- Посмотрите, я вновь опускаю в банку с водой стакан, но держу его, немного наклонив. Что появляется в воде?  (Пузырьки воздуха).  Откуда они взялись? Да воздух вышел из стакана, а его место заняла вода. Значит, воздух невидимый, прозрачный!

Воспитатель: Интересно, а внутри человека, есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт 3.  «ВИДИМ ВОЗДУХ ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И ЕМКОСТИ С ВОДОЙ»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки. Возьмите в руки трубочку, отпустите один конец в воду, а в другой подуйте. Что происходит?    ( Выходят пузырьки.)

Воспитатель: Подуйте в трубочки сильнее. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет).  Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и стаканчиков с водой увидели воздух.  Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит!

- Ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Через нос и рот.)

- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?  (Нет.)

- Кто знает, что нужно сделать, чтобы почувствовать воздух? (Да, надо привести его в движение).

ОПЫТ 4. «ЧУВСТВУЕМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать его с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?   (В лицо дует ветерок.)

- А что такое ветер?  (Ответы детей).

- Правильно, это движение воздуха. Мы с вами создали искусственный ветер. А ветер можно увидеть глазами? Нет, мы его можем только почувствовать. Какой бывает ветер?  (Сильный - слабый, холодный - теплый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный - южный.)

- Как можно узнать, дует ли на улице ветер?   (Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, есть ветер.)

- А что умеет делать ветер?  (Свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.)

- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос «Как услышать воздух?»

ОПЫТ 5.  «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

   (Подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек.)

Воспитатель: Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?  (Звук, воздух.)

- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?  (Писк, воздух.)

Вывод: воздух можно услышать.

- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Как вы думаете, воздух имеет запах?  Как проверить?

ОПЫТ 6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

- Проведем следующий эксперимент:  каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат. Чем пахнет воздух в пакете? (Апельсинами.) Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть дольку апельсина.

ОПЫТ 7.  «ПУЗЫРЬКИ - СПАСАТЕЛИ» (вес воздуха)

Воспитатель: Нальем в стаканы минеральную  (газированную) воду. Бросим в нее несколько  кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко).

- Что происходит в стакане?  Почему падает на дно пластилин?  (Он тяжелее воды, поэтому тонет.)

- Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает?      (Ответы детей).

 Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары), поднимаются вверх и выталкивают кусочки пластилина,  пластилин всплывает на поверхность. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Незнайка: Ребята, а зачем нам нужен воздух? Я вот закрою нос и рот и не буду его чувствовать!

Воспитатель: Что ты, Незнайка! Ребята, объясните Незнайке, зачем нам нужен воздух.   (Ответы детей).

- Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все живое на земле просто погибнет.

Незнайка: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Воспитатель: А вы, ребята, что нового сегодня узнали?  (Воздух легкий, бесцветный, прозрачный, мы его не видим, но можем почувствовать и услышать.)

Незнайка: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.

Я хочу подарить мыльные пузыри всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Воздух-невидимка

Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного  образования. В дошкольном возрасте эксперементирование является ведущим, а в первые три года- практически ед...

Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух- невидимка»

Сценарий НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Воздух - невидимка»Цель:  знакомство и закрепление свойств воздуха  в процессе проведения с ним опы...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в первой младшей группе с бумагой " К зайчику в гости"

Цель: развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение словаря.Образовательные задачи:Познакомить детей со свойствами бумаги, бумажных салфеток;Формировать умение делать открытия...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка» Артамонова Альбина АркадьевнаМДОУ «детский сад №101&r...

Конспект занятия по экологии в первой младшей группе «Воздух невидимка».

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.Задачи:1. Знакомить с качественными характеристиками воздуха;2. Развивать умение детей решать проблемные задачи;3. Воспитывать интерес к экспериментирован...