Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Воздух - невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
«Воздух - невидимка»
Артамонова Альбина Аркадьевна
МДОУ «детский сад №101»
Цель: расширить знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представление о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер, передавать запахи.
Словарная работа:
Активный словарь: невидимый, бесцветный, прозрачный, лёгкий.
Обогащение словаря: кислород, научная лаборатория, учёные.
Коррекционно –развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои суждения. Развивать мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами, воспитывать культуру поведения.
Оборудование и материалы:
Макет воздушного шара, воздушные шары, конверт, звуковое сопровождение (шум ветра), таз с водой, пазлы с изображением воздушного шара на каждого ребёнка, картинки с изображением (кляксы разного цвета, нос, глаз, термометр, весы, геометрические фигуры, ветер, человек), мыльные пузыри, целлофановые пакеты на каждого ребёнка, кубики разных цветов, стаканы с водой , трубочки на каждого ребёнка, апельсин, чеснок, кофе, мыло, тарелочка, кораблики из бумаги, веера на каждого ребёнка, салфетки на каждого ребёнка, разные ёмкости (пластиковая бутылка, баночки разных форм и размеров, машина –игрушка, сундучок с сюрпризом, чёрный фломастер.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух», «Для чего нужен воздух и кому», просмотр видеоматериала о воздухе, загадки, пальчиковые гимнастики, упражнения на развитие воздушной струи, заучивание упражнения с движениями «На большом воздушном шаре», подвижные игры с ленточками, наблюдения за воздухом на прогулке.
Методы и приёмы: игровая ситуация, использование интерактивной доски, звукозаписи, беседа, использование загадок, эксперименты.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
На экране появляется изображение ветра с звуковым сопровождением.
Воспитатель: посмотрите, за окошком конверт! Это ветерок нам его прислал! Откроем его? Воспитатель вместе с детьми открывают конверт.
Из конверта достают письмо: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Ветерок!» Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в научное путешествие! Вас ждут интересные задания. А выполнить их смогут только внимательные, сообразительные дети, кто умнеет слушать, думать и не перебивать друг друга. Когда выполните все задания, вас ждёт сюрприз!
А на чём вы отправитесь в путешествие, узнаете сами, когда соберёте картинку.
Дети собирают пазлы с изображением воздушного шара.
Дети: это воздушный шар!
Воспитатель: вот на нём мы и отправимся в наше путешествие! Занимайте свои места! А чтобы наш шар взлетел, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре,
Над землёй мы пролетаем.
Шар воздушный, как земля,
Где живём и ты и я!
Воспитатель: а чтобы наш шарик быстрее полетел, давайте подуем на него. Вот мы и приземлились. Где же мы очутились, как вы думаете?
Ответы детей: в научной лаборатории.
Воспитатель: дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
Воспитатель: а вы знаете, как называют людей, которые проводят опыты? Их называют – учёные. Хотите побывать в роли учёных? (ответы детей: да) «Вокруг себя обернись и в учёных превратись!»
Воспитатель: уважаемые учёные! В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Сегодня мы с вами будем изучать загадочное вещество «невидимку».
Воспитатель: ребята отгадайте загадку: мы его не замечаем. Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим…
Сегодня мы с вами будем искать воздух и выявлять его свойства.
Воспитатель: что же такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого.
Сейчас мы с вами проведём разминку «Дышит - не дышит». Я буду называть разные предметы. Если этому объекту нужен воздух - вы должны хлопнуть в ладоши, а если ему воздух не нужен, то хлопать не надо. Итак, будьте внимательными, начинаем.
Воспитатель называет предметы, например: люди, кошка, чемодан, стол, цветы, кузнечик и т.д. Молодцы, ребята, вы все справились с заданиями.
Воспитатель: дети, я предлагаю вам пройти в научную лабораторию и занять свои места. Ребята, сегодня в проведении наших опытов нам будут помогать карточки! Они нам будут задавать вопросы, а мы будем на них отвечать.
Опыт №1 «Какого цвета воздух?»
Итак, первая карточка нас спрашивает: Какого цвета воздух?». (На мольберт вывешивается соответствующая карточка).
Для этого нам нужен пакетик. Посмотрите, что в нём находится?
Ответы детей: ничего нет.
Воспитатель: мы можем его сложить, он маленький и легко складывается. А теперь поместим цветные кубики в пакет и посмотрим, что произойдёт. Посмотрите, пакет у нас стал большим, в нём лежат кубики. А теперь достанем кубики из пакета. Что у нас останется в пакете?
Ответы детей: ничего, он опять стал пустым.
Воспитатель: а давайте поймаем нашего невидимку в пакет! Делаем взмах пакетом: раз, два, три воздух в пакете задержи! Дети повторяют за воспитателем движения пакетом.
Воспитатель: посмотрите, пакет опять стал большим. Значит в нём что-то есть! На что он похож?
Ответы детей: (на подушку, на зверюшку и т.д.)
Воспитатель: а где же у нас воздух, почему мы его не видим?
Ответы детей: воздух невидимый, через воздух мы можем видеть предметы, которые нас окружают.
Воспитатель: значит воздух какой?
Ответы детей: прозрачный!
Воспитатель: давайте сравним цвет воздуха с нашими разноцветными кубиками. Сравниваем: воздух не красный, не синий, не жёлтый — значит наш воздух какой?
Ответы детей: бесцветный!
Вывод: воздух у нас невидимый, бесцветный, прозрачный.
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Воспитатель: следующая карточка предлагает нам определить запах воздуха. Вдохните, он чем-то пахнет?
Ответы детей: нет, воздух ничем не пахнет!
Воспитатель: ребята, значит у воздуха нет запаха? Но вспомните, когда мама готовит на кухне что-нибудь вкусненькое, что вы чувствуете?
Ответы детей: разные запахи.
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, апельсина, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель: вы чувствовали запахи тех веществ, которые я вам давала понюхать? Какие запахи вы почувствовали?
Ответы детей: лимона, чеснока, апельсина и т.д.
Вывод: значит наш воздух не имеет запаха, но может переносить другие запахи.
Опыт № 3 «Тёплый и холодный»
Третья карточка предлагает нам узнать, какая бывает у воздуха температура.
Возьмите свои ладошки и подышите на них, как -будто они замёрзли. Вы чувствуете, какой тёплый ветерок на них подул?
А теперь представьте, что им жарко, подуйте другим воздухом, прохладным, как –будто вы что-то сдуваете с ладошки! Что вы почувствовали?
Ответы детей: прохладный ветерок.
Воспитатель: значит воздух может быть каким?
Ответы детей: воздух может быть тёплым и холодным.
Воспитатель: ребята, вспомните, какие вы знаете приборы, которые могут согреть или охладить воздух?
Ответы детей: Фен, обогреватель могут согреть воздух, а вентилятор-охладить.
Вывод: Воздух может быть тёплым и холодным, его можно нагреть и охладить!
Воспитатель: учёным тоже нужен отдых! Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка «Беленькое облако» (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер — это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть).
Молодцы, присаживаемся на свои места.
Опыт №4 «Есть ли у воздуха вес?»
Четвёртая карточка нас спрашивает, есть ли у воздуха вес? Для этого нам понадобится воздушный шарик. Давайте поместим его в воду. Посмотрите, что с ним происходит?
Ответы детей: он не тонет, остаётся на поверхности.
Воспитатель: а если на него немного надавить? У нас что-нибудь происходит? (дети по очереди пробуют)
Ответы детей: нет, воздушный шарик остался на поверхности.
Воспитатель: почему?
Ответы детей: внутри воздушного шарика есть воздух.
Вывод: Воздух легче воды!
Воспитатель: а куда можно ещё закрыть воздух?
Ответы детей: надувной матрац, круг, мяч и т.д.
Опыт №5 «Есть ли у воздуха форма!»
Воспитатель: следующая карточка нас спрашивает: «Есть ли у воздуха форма?» Посмотрите, у вас в лаборатории есть разные ёмкости (стакан, бутылка и т.д.) Как вы думаете, здесь что-то есть?
Ответы детей: нет! Да!
Воспитатель: давайте это проверим! Возьмём стакан и опустим его в воду прямо. Посмотрите внимательно, что у нас произошло?
Ответы детей: вода не поступает в стакан, потому что там воздух.
Воспитатель: правильно, воздух не даёт воде туда поступать. А теперь наклоним наш стакан и, что мы видим?
Ответы детей: пузырьки воздуха, они поднимаются вверх.
Воспитатель: в стакане воздух, значит и в других ёмкостях у нас тоже воздух! Дети самостоятельно повторяют опыт.
Вывод: Воздух не имеет формы. Он принимает форму той ёмкости или предмета в, которой он находится!
Опыт №6 «Может ли воздух двигать предметы».
Следующая карточка предлагает нам определить, может ли воздух двигать предметы? Для этого мы возьмём кораблики, опустим их в воду и подуем на них. Что происходит с вашими корабликами?
Ответы детей: мы выдуваем воздух и кораблики двигаются!
Воспитатель: а ещё мы проведём опыт с воздушным шариком и машиной (воспитатель кладёт надутый шарик в кузов машины, шарик сдувается и приводит машину в движение).
Вывод: Воздух может приводить предметы в движение!
Опыт №6 «Есть ли воздух вокруг нас и внутри нас»,
Следующая карточка на с спрашивает: «Есть ли воздух вокруг нас и внутри нас». Чтобы узнать, мы проведём с вами дыхательную гимнастику. (Положить руку на грудь, сделать глубокий вдох через нос -выдох через рот).
Воспитатель: а теперь сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго вы смогли находиться без воздуха?
Ответы детей: нет, без воздуха жить нельзя.
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель предлагает детям взять стакан с водой и подуть в него через трубочку.
Воспитатель: что вы увидели?
Ответы детей: пузырьки воздуха, они поднимаются вверх.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: а для того, чтобы определить, есть ли воздух вокруг нас, возьмите веер и помашите им на себя. Что вы почувствовали?
Ответы детей: прохладный ветерок.
Вывод: Воздух есть вокруг нас!
Воспитатель: уважаемые учёные! На сегодня все эксперименты закончились. Все вы старались! Молодцы! Смогли ответить на все вопросы наших карточек помощников, были настоящими исследователями.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный шарик» Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. Какой опыт вам понравился больше всего, что узнали сегодня нового.
Ответы детей: воздух бесцветный, невидимый и прозрачный. Он не имеет запаха, но может переносить другие запахи. Воздух может быть тёплый и холодный. Его можно нагреть и охладить. Он легче воды. Воздух настолько сильный, что может двигать предметы. Он находится внутри нас и вокруг нас и т.д.
Воспитатель: а теперь, мои учёные, вас ждёт награда.
(Дети вместе с воспитателем делают 10 шагов прямо, 5 направо, 4 налево и находят сундук, в котором находятся угощения).
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте свои места на воздушном шаре!
На большом воздушном шаре,
Над землёй мы пролетаем.
Шар воздушный, как земля,
Где живём и ты и я!
Вот мы и приземлились в детский сад! Спасибо всем за старания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno_1.docx | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
«Воздух - невидимка»
Артамонова Альбина Аркадьевна
МДОУ «детский сад №101»
Цель: расширить знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представление о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер, передавать запахи.
Словарная работа:
Активный словарь: невидимый, бесцветный, прозрачный, лёгкий.
Обогащение словаря: кислород, научная лаборатория, учёные.
Коррекционно –развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои суждения. Развивать мелкую и общую моторику, артикуляционный аппарат.
Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами, воспитывать культуру поведения.
Оборудование и материалы:
Макет воздушного шара, воздушные шары, конверт, звуковое сопровождение (шум ветра), таз с водой, пазлы с изображением воздушного шара на каждого ребёнка, картинки с изображением (кляксы разного цвета, нос, глаз, термометр, весы, геометрические фигуры, ветер, человек), мыльные пузыри, целлофановые пакеты на каждого ребёнка, кубики разных цветов, стаканы с водой , трубочки на каждого ребёнка, апельсин, чеснок, кофе, мыло, тарелочка, кораблики из бумаги, веера на каждого ребёнка, салфетки на каждого ребёнка, разные ёмкости (пластиковая бутылка, баночки разных форм и размеров, машина –игрушка, сундучок с сюрпризом, чёрный фломастер.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух», «Для чего нужен воздух и кому», просмотр видеоматериала о воздухе, загадки, пальчиковые гимнастики, упражнения на развитие воздушной струи, заучивание упражнения с движениями «На большом воздушном шаре», подвижные игры с ленточками, наблюдения за воздухом на прогулке.
Методы и приёмы: игровая ситуация, использование интерактивной доски, звукозаписи, беседа, использование загадок, эксперименты.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
На экране появляется изображение ветра с звуковым сопровождением.
Воспитатель: посмотрите, за окошком конверт! Это ветерок нам его прислал! Откроем его? Воспитатель вместе с детьми открывают конверт.
Из конверта достают письмо: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Ветерок!» Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в научное путешествие! Вас ждут интересные задания. А выполнить их смогут только внимательные, сообразительные дети, кто умнеет слушать, думать и не перебивать друг друга. Когда выполните все задания, вас ждёт сюрприз!
А на чём вы отправитесь в путешествие, узнаете сами, когда соберёте картинку.
Дети собирают пазлы с изображением воздушного шара.
Дети: это воздушный шар!
Воспитатель: вот на нём мы и отправимся в наше путешествие! Занимайте свои места! А чтобы наш шар взлетел, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре,
Над землёй мы пролетаем.
Шар воздушный, как земля,
Где живём и ты и я!
Воспитатель: а чтобы наш шарик быстрее полетел, давайте подуем на него. Вот мы и приземлились. Где же мы очутились, как вы думаете?
Ответы детей: в научной лаборатории.
Воспитатель: дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).
Воспитатель: а вы знаете, как называют людей, которые проводят опыты? Их называют – учёные. Хотите побывать в роли учёных? (ответы детей: да) «Вокруг себя обернись и в учёных превратись!»
Воспитатель: уважаемые учёные! В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.
Сегодня мы с вами будем изучать загадочное вещество «невидимку».
Воспитатель: ребята отгадайте загадку: мы его не замечаем. Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – он ведь нам необходим…
Сегодня мы с вами будем искать воздух и выявлять его свойства.
Воспитатель: что же такое воздух? (ответы детей)
Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого.
Сейчас мы с вами проведём разминку «Дышит - не дышит». Я буду называть разные предметы. Если этому объекту нужен воздух - вы должны хлопнуть в ладоши, а если ему воздух не нужен, то хлопать не надо. Итак, будьте внимательными, начинаем.
Воспитатель называет предметы, например: люди, кошка, чемодан, стол, цветы, кузнечик и т.д. Молодцы, ребята, вы все справились с заданиями.
Воспитатель: дети, я предлагаю вам пройти в научную лабораторию и занять свои места. Ребята, сегодня в проведении наших опытов нам будут помогать карточки! Они нам будут задавать вопросы, а мы будем на них отвечать.
Опыт №1 «Какого цвета воздух?»
Итак, первая карточка нас спрашивает: Какого цвета воздух?». (На мольберт вывешивается соответствующая карточка).
Для этого нам нужен пакетик. Посмотрите, что в нём находится?
Ответы детей: ничего нет.
Воспитатель: мы можем его сложить, он маленький и легко складывается. А теперь поместим цветные кубики в пакет и посмотрим, что произойдёт. Посмотрите, пакет у нас стал большим, в нём лежат кубики. А теперь достанем кубики из пакета. Что у нас останется в пакете?
Ответы детей: ничего, он опять стал пустым.
Воспитатель: а давайте поймаем нашего невидимку в пакет! Делаем взмах пакетом: раз, два, три воздух в пакете задержи! Дети повторяют за воспитателем движения пакетом.
Воспитатель: посмотрите, пакет опять стал большим. Значит в нём что-то есть! На что он похож?
Ответы детей: (на подушку, на зверюшку и т.д.)
Воспитатель: а где же у нас воздух, почему мы его не видим?
Ответы детей: воздух невидимый, через воздух мы можем видеть предметы, которые нас окружают.
Воспитатель: значит воздух какой?
Ответы детей: прозрачный!
Воспитатель: давайте сравним цвет воздуха с нашими разноцветными кубиками. Сравниваем: воздух не красный, не синий, не жёлтый — значит наш воздух какой?
Ответы детей: бесцветный!
Вывод: воздух у нас невидимый, бесцветный, прозрачный.
Опыт №2 «Узнай по запаху»
Воспитатель: следующая карточка предлагает нам определить запах воздуха. Вдохните, он чем-то пахнет?
Ответы детей: нет, воздух ничем не пахнет!
Воспитатель: ребята, значит у воздуха нет запаха? Но вспомните, когда мама готовит на кухне что-нибудь вкусненькое, что вы чувствуете?
Ответы детей: разные запахи.
Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, апельсина, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?
Воспитатель: вы чувствовали запахи тех веществ, которые я вам давала понюхать? Какие запахи вы почувствовали?
Ответы детей: лимона, чеснока, апельсина и т.д.
Вывод: значит наш воздух не имеет запаха, но может переносить другие запахи.
Опыт № 3 «Тёплый и холодный»
Третья карточка предлагает нам узнать, какая бывает у воздуха температура.
Возьмите свои ладошки и подышите на них, как -будто они замёрзли. Вы чувствуете, какой тёплый ветерок на них подул?
А теперь представьте, что им жарко, подуйте другим воздухом, прохладным, как –будто вы что-то сдуваете с ладошки! Что вы почувствовали?
Ответы детей: прохладный ветерок.
Воспитатель: значит воздух может быть каким?
Ответы детей: воздух может быть тёплым и холодным.
Воспитатель: ребята, вспомните, какие вы знаете приборы, которые могут согреть или охладить воздух?
Ответы детей: Фен, обогреватель могут согреть воздух, а вентилятор-охладить.
Вывод: Воздух может быть тёплым и холодным, его можно нагреть и охладить!
Воспитатель: учёным тоже нужен отдых! Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.
Физкультминутка «Беленькое облако» (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)
Ветер — это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу (присесть).
Молодцы, присаживаемся на свои места.
Опыт №4 «Есть ли у воздуха вес?»
Четвёртая карточка нас спрашивает, есть ли у воздуха вес? Для этого нам понадобится воздушный шарик. Давайте поместим его в воду. Посмотрите, что с ним происходит?
Ответы детей: он не тонет, остаётся на поверхности.
Воспитатель: а если на него немного надавить? У нас что-нибудь происходит? (дети по очереди пробуют)
Ответы детей: нет, воздушный шарик остался на поверхности.
Воспитатель: почему?
Ответы детей: внутри воздушного шарика есть воздух.
Вывод: Воздух легче воды!
Воспитатель: а куда можно ещё закрыть воздух?
Ответы детей: надувной матрац, круг, мяч и т.д.
Опыт №5 «Есть ли у воздуха форма!»
Воспитатель: следующая карточка нас спрашивает: «Есть ли у воздуха форма?» Посмотрите, у вас в лаборатории есть разные ёмкости (стакан, бутылка и т.д.) Как вы думаете, здесь что-то есть?
Ответы детей: нет! Да!
Воспитатель: давайте это проверим! Возьмём стакан и опустим его в воду прямо. Посмотрите внимательно, что у нас произошло?
Ответы детей: вода не поступает в стакан, потому что там воздух.
Воспитатель: правильно, воздух не даёт воде туда поступать. А теперь наклоним наш стакан и, что мы видим?
Ответы детей: пузырьки воздуха, они поднимаются вверх.
Воспитатель: в стакане воздух, значит и в других ёмкостях у нас тоже воздух! Дети самостоятельно повторяют опыт.
Вывод: Воздух не имеет формы. Он принимает форму той ёмкости или предмета в, которой он находится!
Опыт №6 «Может ли воздух двигать предметы».
Следующая карточка предлагает нам определить, может ли воздух двигать предметы? Для этого мы возьмём кораблики, опустим их в воду и подуем на них. Что происходит с вашими корабликами?
Ответы детей: мы выдуваем воздух и кораблики двигаются!
Воспитатель: а ещё мы проведём опыт с воздушным шариком и машиной (воспитатель кладёт надутый шарик в кузов машины, шарик сдувается и приводит машину в движение).
Вывод: Воздух может приводить предметы в движение!
Опыт №6 «Есть ли воздух вокруг нас и внутри нас»,
Следующая карточка на с спрашивает: «Есть ли воздух вокруг нас и внутри нас». Чтобы узнать, мы проведём с вами дыхательную гимнастику. (Положить руку на грудь, сделать глубокий вдох через нос -выдох через рот).
Воспитатель: а теперь сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго вы смогли находиться без воздуха?
Ответы детей: нет, без воздуха жить нельзя.
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель предлагает детям взять стакан с водой и подуть в него через трубочку.
Воспитатель: что вы увидели?
Ответы детей: пузырьки воздуха, они поднимаются вверх.
Вывод: Воздух есть внутри нас.
Воспитатель: а для того, чтобы определить, есть ли воздух вокруг нас, возьмите веер и помашите им на себя. Что вы почувствовали?
Ответы детей: прохладный ветерок.
Вывод: Воздух есть вокруг нас!
Воспитатель: уважаемые учёные! На сегодня все эксперименты закончились. Все вы старались! Молодцы! Смогли ответить на все вопросы наших карточек помощников, были настоящими исследователями.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный шарик» Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе. Какой опыт вам понравился больше всего, что узнали сегодня нового.
Ответы детей: воздух бесцветный, невидимый и прозрачный. Он не имеет запаха, но может переносить другие запахи. Воздух может быть тёплый и холодный. Его можно нагреть и охладить. Он легче воды. Воздух настолько сильный, что может двигать предметы. Он находится внутри нас и вокруг нас и т.д.
Воспитатель: а теперь, мои учёные, вас ждёт награда.
(Дети вместе с воспитателем делают 10 шагов прямо, 5 направо, 4 налево и находят сундук, в котором находятся угощения).
Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте свои места на воздушном шаре!
На большом воздушном шаре,
Над землёй мы пролетаем.
Шар воздушный, как земля,
Где живём и ты и я!
Вот мы и приземлились в детский сад! Спасибо всем за старания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"
Цель: Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Откуда пришел сахар"
Цель занятия по опытно-экспериментальной деятельности:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.Задачи:1.Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, ра...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка».
Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Весеннее путешествие в Оренбургскую степь»
Знакомство с природой Оренбуржья...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшая группе компенсирующей направленности «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»
Цель: Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду....