"Весна с элементами обучения грамотности"
методическая разработка (подготовительная группа)

Теске Инна Алексеевна

Закрепить знания детей о весне, признаках, периодах,закрепить пословицы и поговорки;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать знания детей по экологическому воспитанию. Закрепить знания по обучению детей грамотности.

Задачи:

Образовательные:

способствовать активному участию в занятии; отвечать полным предложением, дополнять ответы других ребят, формировать умение, навыки, обобщать знания детей, расширять представления детей о весне и весенних явлениях. Закрепить периоды весны; признаки;

Развивающая:

развивать связную речь, обогащать словарный запас детей именами существительными, прилагательными, глаголами по теме: «Весна».

Закрепить что такое «буква», «звук»; какие бывают звуки; закрепить что такое слово, что из слов строятся предложения, из предложений рассказ; слова делятся на слоги; понятие ударение-как оно влияет на смысл того или иного слова;

Воспитательная:

Воспитывать у детей морально-нравственные качества (доброта, сопереживание, помочь друг другу дополнить ответ); воспитывать дружеские взаимоотношения; способствовать развитию мышления, памяти детей.

Словарь: Холодная, долгожданная, пасмурная, солнце светит, но не греет; капель, почки, листочки; Сезонная одежда.

Предварительная работа: экскурсии вокруг детского сада, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», беседы, разгадывание загадок, разучивание стихотворений, чтение рассказов по теме.

Ход занятия:

Подойди ко мне дружок

Соберёмся все в кружок

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Здравствуй друг

Здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель: в страну чудесную весеннюю

Приглашаю вас пойти

Интересные приключения здесь найти.

Воспитатель: снег и лёд на солнце тают

С юга птицы прилетают

И медведю не до сна

Значит к нам пришла (весна)

Воспитатель: молодцы! Кто знает загадки о весенних месяцах?

Дети: 1.Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее,

Воробей погоде рад, заглянул к нам месяц (март)

2. Мишка вылез из берлоги, грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель, значит к нам пришёл (апрель)

3. Сад примерил белый цвет, соловей поёт сонет,

В зелень наш оделся край, нас встречает месяц(май)

Воспитатель: какие весенние месяца вы знаете(закрепить)

Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: какой сейчас месяц? (апрель)

На каком он месте? (на 2-м)

Воспитатель: на какие периоды делится весна?

Дети: ранняя весна, середина весны, конец весны.

Воспитатель: какой сейчас период весны?

Дети: сейчас середина весны.

Воспитатель: молодцы! Предлагаю вспомнить признаки весны

Дети: - весной небо-голубое, высокое;

- весной солнце –тёплое, яркое;

- весной снег –тёмный, рыхлый;

-весной таит снег –бегут ручьи;

-весной с крыш свисают сосульки (при таянии –капель)

-весной на деревьях набухают почки, появляются листочки;

-весной прилетают перелётные птицы (грачи, жаворонок, журавли);

-весной птицы вьют гнёзда, появляются птенцы;

-весной появляются первые цветы (подснежник, мать и мачеха), нарцисс, тюльпан, одуванчик, ландыш, гиацинт;

Воспитатель: кто знает загадки про цветы?

Дети: 1. Белые горошки на зелёной ножке (ландыш)

2. Стоит в саду кудряшка, белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)

3. На зелёной хрупкой ножке, вырос шарик у дорожки,

Ветерочек прошуршал, и развеял этот шар (одуванчик)

Воспитатель: кто прочитает стихотворения про цветы?

Дети: 1. Прорастает сквозь снежок к солнечным лучам цветок,

Маленький и нежный, беленький (подснежник)

2. Уронило солнце, лучик золотой, вырос одуванчик

Первый молодой, у него чудесный золотистый цвет

Он большого солнца маленький привет.

Воспитатель: молодцы! какие ещё признаки весны вы знаете?

Дети: -весной люди меняют одежду с зимней на весеннюю;

-весной просыпаются животные (барсук, ёж, медведь) и у них появляются детёныши;

-весной животные меняют шубку (белка-серую на рыжую; заяц-белую на серую);

Воспитатель: молодцы! Скажите, какое солнце, ветер в начале весны?

Дети: в начале весны солнце светит, но не греет; ветер сильный, холодный, порывистый;

В середине весны солнце светит ярко, ветер ласковый, приятный;

Воспитатель: значит к нам пришла: тёплая, ласковая весна, поэтому хочется говорить только ласковые слова.

Игра «Ласковые слова»

Солнце, туча, жук, лист, облако, гнездо, ручей, воробей, лужа, река, птенец, ветка, цветок, ветер;

Воспитатель: молодцы! Какая бывает весна?

Дети: долгожданная, звонкая (капель), ласковая, тёплая, солнечная, дождливая, праздничная.

Воспитатель: какие весенние праздники вы знаете?

Дети: 8 марта, масленица, пасха, ураза-байрам, день космонавтики, 1 апреля день смеха, 1мая, 9 мая;

Воспитатель: молодцы! Предлагаю провести физическую минутку

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше подтянулись

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

Рук коленей вы коснитесь,

Сели, встали, сели встали

И на месте побежали;

2 часть обучение грамотности.

Воспитатель: что такое буква?

Дети: буква –это то, что мы видим и пишем;

Воспитатель: что такое звук?

Дети: звук –это то что мы слышим и произносим.

Воспитатель: какие бывают звуки?

Дети: звуки бывают: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие;

Воспитатель: мы знаем, что слова состоят из звуков и слов;

Воспитатель: что мы строим из слов?

Дети: предложения, а из предложений рассказ;

Воспитатель: молодцы! Ещё слова делятся на что?

Дети: слова делятся на слоги;

Воспитатель: поиграем в игру «Сколько слогов в слове» весна, небо, солнце (ответы детей).

Ставим в словах ударение (работа у доски и на местах); назвать ударный слог (первый, второй) и т.д.

Воспитатель: игра «Камень вата»

Прежде чем играть отгадайте о какой букве идёт речь: палочка и палочка по середине галочка. (М) бывает твёрдый, мягкий звук.

Море, мир, мартышка, муравей, метро, март, миска, магнит, мясо, мандарин;

Воспитатель: у вас на столах пеналы и карточки с изображением какого цветка?

Дети: роза

Воспитатель: сколько звуков в этом слове (4), на каком месте звуки (о- 2, а -4, з -3, р -1) – ответы детей;

Предлагаю вспомнить какими фишками обозначаем гласные (красным), согласные (синим) звуки;

Теперь соотнесите слово РОЗА со схемой (работа у доски и на местах), ставим ударение.

Воспитатель: ударение падает на какой слог?

Дети: на первый.

Воспитатель: игра «Назови слово на заданный звук в начале слова» (З)

Дети: зонт, зебра, Зоя, змея, золото и т.д.

Воспитатель: мы с вами вспомнили и сказали, что из слов можно составлять предложения. Что означает уголок в начале предложения схемы? (пишем слово с большой буквы);

Воспитатель: какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Дети: точка, вопросительный, восклицательный знак.

Воспитатель: какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

Дети: в марте плывут высоко облака – к ясной погоде;

Грач на дворе – весна на дворе;

Весенний день –как ласковое солнышко;

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Данный материал поможет педагогам в разработке перспективных планов, авторских программ, конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы....

Презентация к открытому занятию по ФЭМП с элементами финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на математические острова 2-го десятка с элементами финансовой грамотности»

Цель: обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.Задачи:Обучающие задачи:- Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.- Упражн...

Конспект логопедического занятия по теме «Весна» с элементами обучения грамоте в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Конспект логопедического занятия по теме «Весна» с элементами обучения грамоте в подготовительной группе...

Непосредственная образовательная деятельность по ФЭМП с элементами финансовой грамотности во второй младшей группе тема "Здравствуй, Весна!"

Формирование интереса к элементарным математическим представлениям с элементами финансовой грамотности посредством первичных представлений о финансовой грамотности, умение применять способы наложения ...

Использование дидактических игр по формированию предпосылок естественной научной грамотности у детей дошкольного возраста, как элемента функциональной грамотности

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство ч...

"Весна с элементами обучения грамотности"

Закрепить знания детей о весне, признаках, периодах,закрепить пословицы и поговорки...

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности» ...