Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Варака Татьяна Михайловна

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.

Образовательные задачи: 

-Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, традициях его празднования.

- Учить понимать народные потешки, заклички, пословицы.

Развивающие задачи: 

-Развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.

-Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи по теме занятия.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к праздничной культуре своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsa2.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «ЗОРЕНЬКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВКОЙ ОБЛАСТИ

(МАДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Зоренька»)

Конспект

ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Праздник-Масленица»

Подготовила и провела: воспитатель Варака Т. М.

2022г.

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.

Образовательные задачи:  

-Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, традициях его празднования.

- Учить понимать народные потешки, заклички, пословицы.

Развивающие задачи:  

-Развивать интерес к традициям и обычаям русского народа.

-Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи по теме занятия.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать чувство патриотизма и уважительное отношение к праздничной культуре своей страны.

Предварительная работа:

-Слушание русской народной песни «Блины».

-Проведение цикла бесед об истории возникновения и праздновании Масленицы.

-Заучивание потешек, закличек, пословиц.

-Изготовление чучела Масленицы.

-Организация игры-забавы «Взятие снежного городка», русской народной игры «Малечина-калечина».

Словарная работа: Отчизна, Отечество, забава, скоморох, тесовый дом, закличка, закликать.

Оборудование: Магнитная доска, картонные круги желтого цвета, сковорода, чучело Масленицы, подставка-держатель, пластиковые корзины (2 штуки), снежки (по количеству детей), карточки с изображением продуктов (мука, подсолнечное масло, соль, сахар, яйца, сок, овощи), карандаши (по количеству детей), деревянные брусочки (по количеству детей), поднос, аудиозапись русской народной песни «Блины».

 

Ход занятия:

Беседа с детьми

Воспитатель:

 -Ребята, как называется наша страна? (Россия) -Как по-другому мы можем назвать нашу страну? (Родина, Отечество, Отчизна) -На какое слово похожи слова Отечество, Отчизна? (словарная работа: Отечество, Отчизна образованы от слова отец) – А как в давние времена называли нашу страну? (Русь) 

Воспитатель: -Правильно, молодцы, ребята.

-За многовековую историю у нашего народа сложились свои традиции, обычаи, праздники. –Какие русские народные праздники вы знаете? (Рождество, Пасха, Масленица) -Мы сегодня с вами будем говорить о русском народном празднике Масленица и традициях его празднования на Руси.

-Ребята, расскажите, что вы знаете об этом празднике?

 (Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души)

Воспитатель:

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

 Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

-Ребята, почему Масленицу назвали так? (Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами. Блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие)

Воспитатель:

-К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог. 
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

- Как называли Масленицу в народе? Почему? (Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой; объедалой, потому что ели много блинов, объедались; широкой, потому что праздновали целую неделю; белой, потому что зимой много снега, все кругом белое; румяной, круглой потому что пекли блины с румяной корочкой и они круглой формы и т. д.)

-Как украшали села и города к Масленице?

(Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов,(словарная работа) циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками) 

Воспитатель: -Молодцы, многое вы знаете о русском народном празднике Масленица, а сейчас мы с вами поиграем. (проводится игра «Малечина-калечина)

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

(Воспитатель ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя. Воспитатель хвалит детей за ловкость)

Воспитатель: - Ребята, сколько дней праздновали Масленицу? (Целую неделю-7 дней) У меня на сковородке тоже семь блинов, ровно столько, сколько длится масленичная неделя. Каждый блинок расскажет нам про свой денек, (воспитатель выставляет на магнитную доску первый блин) ведь каждый день праздника имел свое название, которое говорило о том, что в этот день полагалось делать.

-Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. К первому дню праздника делали из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Праздник открывали дети. Они закликали
(словарная работа: закликали- зазывали, звали) и приветствовали Масленицу.

Воспитатель и дети произносят закличку: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом (словарная работа- дом из обтесанных бревен) душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Воспитатель демонстрирует чучело Масленицы и читает потешку:

Дорогая наша гостья, Масленица,

Авдотья Ивановна!

Гостья важная, долгожданная…

Коса длинная, двуполтинная,

Платок беленький, да с цветочками.

Брови черные наведенные.

Губки красненькие, да накрашенные….

Солнце теплое в небе дразнится,

Рады видеть тебя, красавица!

 -А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением  Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.

 Воспитатель:-Ребята, а теперь я вам расскажу,  как называется второй день Масленицы и что в этот день полагается делать? (на магнитную доску выставляется второй блин)

Во вторник — заигрыши.
-С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: 
«У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: в народе считали, кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
 – Мы с вами, ребята, знаем пословицы про блины, давайте их вспомним ( «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны», «Первый блин всегда комом», «Где блины-тут и мы, где с маслом каша тут и место наше» и др.)

Воспитатель: - Ребята, наступает третий день Масленицы (на магнитную доску выставляется третий блин)

Среда — лакомки. В этот день ходили в гости, на блины (к «теще на блины»-зятья(папы) ходили в гости к маминым мамам (тещам) У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. 

Воспитатель: - Я сейчас проверю, знаете ли вы рецепт приготовления блинов (д\и «Найди лишний продукт») 

Воспитатель: - Молодцы, все справились с заданием

Воспитатель: - Ребята, сейчас вы узнаете про четвертый день Масленицы (на магнитную доску выставляется четвертый блин)

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки, начинали колядовать, это значит – ходить по дворам, песни веселые петь, желать здоровья и благополучия хозяевам.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). 
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка.
 

Воспитатель: Ребята, давайте и мы с вами поиграем в игру- забаву «Взятие снежного городка», проверим, какие вы ловкие да меткие! (Дети делятся на две команды и бросают снежок точно в крепость (корзину). Побеждает команда, которая забросит больше снежков в свою корзину) (звучит аудиозапись рус. нар. песни «Блины»)

 Воспитатель: Молодцы! Показали свою меткость и ловкость! 

Воспитатель: - Ребята, а сейчас послушайте про пятый день Масленицы (на магнитную доску выставляется пятый блин)

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день папы (зятья) угощали своих тещ (маминых мам) блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

 Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какие блины»

 Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными и добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один – называем просто…. (блин)

Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)

Испекли для дочек – назовем (блиночек)

Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)

Огромный как домище – назовем его….(блинище).

- Молодцы! Помогли придумать слова.

Воспитатель: Пришло время узнать про шестой день праздника (на магнитную доску выставляется шестой блин)

Суббота —золовкины посиделки. Во время посиделок в зимнее время красны девицы и добры молодцы собирались для бесед, пения песен, для занятия нужным делом: пряли, плели, ткали. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. 

Воспитатель: А теперь я расскажу про седьмой день праздника
-Последний день Масленицы — 
Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». На санках вывозят соломенную куклу больших размеров Масленицу- это символ зимы. Её устанавливают в центре площади и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарят за веселые зимние забавы, прощаясь с ней до следующего года. После этого чучело Масленицы сжигают.  Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права. А после все угощаются блинами. 

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай! Приятного аппетита!

Вот теперь, дети, вы знаете, что такое Масленица и как ее празднуют.

 Вопросы к детям.

Ребята, было вам сегодня интересно на занятии? Что нового для себя вы узнали? Захотелось вам и дальше узнавать о истории, обычаях, традициях и праздниках нашего русского народа?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...