Индивидуальный план профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.
учебно-методический материал (старшая группа)
Самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_goroda_kogalyma.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.
воспитателя Марфутенко Александра Олеговна
Тема: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
г. Когалым, 2023г.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление. Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями. Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме. Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ. Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих Отличительной особенностью является: - направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»; - формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки. Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы. Обучающие задачи: 1.научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие; 2 обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры; 3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии. Развивающие задачи: 1.развивать стремления детей к самостоятельности; 2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность; 3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления. Воспитательные задачи: 1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений; 3.выработать у детей умения применять полученные знания на практике. Методы и формы проведения игровых встреч - словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шахматах; - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шахматах; - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. Направления - методическая деятельность с педагогами - организованная кружковая деятельность с детьми - взаимодействие с родителями - социальное партнерство Ожидаемые результаты. 1 Научить детей игре в шашки и шахматы 2 Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей. 3 Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы. 4 Привлечение родителей к работе с детьми. Участники –партнеры: все педагоги детского сада, дети старшей группы, их родители. Этапы реализации: Подготовительный Мероприятия для педагогов: 1 Определение целей и задач. 2 Подбор методической литературы. 3 Составление плана мероприятий. Основной этап. Мероприятия для педагогов. 1 Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий. 2 Привлечение родителей к участию. 3 Подготовка детей к участию в мероприятиях. Мероприятия для детей:
1 Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки
2 Участие во всех мероприятиях плана.
3 Участие в соревнованиях.
Мероприятия для родителей:
1 Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.
2 Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.
I. Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы. 1 Изучение условий организации обучения старших дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МАДОУ «Цветик семицветик ». 2 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды. 3 Использование методики И.Г. Сухина, направленную на обучение детей способности действовать «в уме». Подбор и изучение литературы по теме.
III.
Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка». Предполагаемые результаты в работе по реализации программы. Предполагает выступление по теме «Обучение игре в шахматы, как элемент умственной культуры дошкольников». Подтверждающими материалами будут служить план проведения мини-педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.
IV.
Разработка методических материалов для работы. 1 Мастер-класс для педагогов «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников».
2 Семинар-практикум для педагогов «Шахматы»
3 Консультация для родителей «О пользе шахмат»
4 Практические занятия согласно планированию программы «Шахматное королевство».
Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.
Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.
Школа молодого педагога.
VI.
Проведение конкурсов.
- «Шахматные фигуры своими руками»
- «Шахматные художники» ( Фотографии с родителями),
- «Книжки-малышки про шахматы».
VII. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.
-Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;
- «Праздник Пешки»;
- «Шахматная эстафета с Незнайкой»
Подтверждающий материал о реализации: практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление
странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.
VIII. Организация сетевого взаимодействия.
1 Мероприятия с детьми:
- Образовательная деятельность с применением шахматного оборудования, дидактических шахматных игр и заданий.
2 Мероприятия с родителями:
- Семинар-практикум для родителей «Играйте в шахматы, друзья!»
-Презентация "История шахмат!»
- Совместное (дети и родители) Не скучные шахматы»
3 Мероприятия с педагогами:
Мастер-класс «Шахматы в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя 2022-2026 гг.
Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольника...
План профессионального самообразования воспитателя, 2019-2024 гг.
План профессионального самообразования воспитателя МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»Алексеевского муниципального района Республики ТатарстанЛевшиной Ольги Вячеславовны...
Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 год
Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 годТема: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементо...
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год
В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурным и фо...
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2024-2025 учебный год
План по самообразованию...
Индивидуальный план профессионального развития на 2022-2023 учебный год Тема: «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Игра для детей — способ познания окружающего мира. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отноше...
Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...