Индивидуальный план профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.
учебно-методический материал (старшая группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Самоанализ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города Когалыма «Цветик-семицветик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план   профессионального самообразования на 2022- 2024 гг.

воспитателя Марфутенко Александра Олеговна

 

Тема: «Шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

г. Когалым, 2023г.

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление. Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.                                                                                                 Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления, развитию математических способностей в непринужденной игровой форме. Новизна состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.                                                                    Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось.  Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества. Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих                                                                                   Отличительной особенностью является:                                                                                                           - направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;                                                           - формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.                         Цель: развитие интеллектуальных и математических способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.                                                                                             Обучающие задачи:                                                                                                                                  1.научить детей играть в настольную игру шашки, а затем и в шахматы,                                       соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;                                             2 обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры;                             3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной и шахматной партии.                                                                                                                    Развивающие задачи:                                                                                                                       1.развивать стремления детей к самостоятельности;                                                               2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;                                                                3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.                                                                        Воспитательные задачи:                                                                                                                1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям; 2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;                                                                                                                          3.выработать у детей умения применять полученные знания на практике.                                Методы и формы проведения игровых встреч                                                                                  - словесный: рассказ, беседа, объяснение, чтение стихотворений, сказок, загадок, легенд, рассказов о шахматах;                                                                                                                                - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске, просмотры мультфильмов, видеозанятий, презентаций о шахматах;                                                                        - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.                                                                                     Направления                                                                                                                                                         - методическая деятельность с педагогами                                                                                                     - организованная кружковая деятельность с детьми                                                                                          - взаимодействие с родителями                                                                                                                                  - социальное партнерство                                                                                                                    Ожидаемые результаты.                                                                                                                             1 Научить детей игре в шашки и шахматы                                                                                              2 Развитие интеллектуальных и математических способностей у детей.                                            3 Составление конспектов занятий, досугов и праздников, соревнований по игре в шашки и шахматы.                                                                                                                                                          4 Привлечение родителей к работе с детьми.                                                                         Участники –партнеры: все педагоги детского сада, дети старшей группы, их родители.            Этапы реализации:                                                                                                                Подготовительный                                                                                                                            Мероприятия для педагогов:                                                                                                                     1 Определение целей и задач.                                                                                                                      2 Подбор методической литературы.                                                                                                         3 Составление плана мероприятий.                                                                                           Основной этап.                                                                                                                            Мероприятия для педагогов.                                                                                                                       1 Проведение познавательных, игровых и досуговых мероприятий.                                                           2 Привлечение родителей к участию.                                                                                                       3 Подготовка детей к участию в мероприятиях.                                                                 Мероприятия для детей:

 1 Этапы обучения игре в шахматы и шашки

- знакомство с доской

- знакомство с фигурами

- обучение правилам игры

- решение задач и этюдов

- игра в шахматы и шашки

2 Участие во всех мероприятиях плана.

3 Участие в соревнованиях.

Мероприятия для родителей:

1 Помощь педагогам в организации и проведение мероприятий плана.

2 Непосредственное участие в занятиях, праздниках и соревнованиях.

I.                                                                                                                                                           Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.                  1 Изучение условий организации обучения старших дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МАДОУ  «Цветик семицветик ».                                                              2 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.                                                         3 Использование методики И.Г. Сухина, направленную на обучение детей способности действовать «в уме». Подбор и изучение литературы по теме.

III.

Участие в мини-педсовете по теме: «Воспитательное значение шахмат в развитии ребенка». Предполагаемые результаты в работе по реализации программы. Предполагает выступление по теме «Обучение игре в шахматы, как элемент умственной культуры дошкольников». Подтверждающими материалами будут служить план проведения мини-педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.

IV.

Разработка методических материалов для работы.                                                                               1 Мастер-класс для педагогов «Шахматное образование в процессе обучения дошкольников».

2 Семинар-практикум для педагогов «Шахматы»

3 Консультация для родителей «О пользе шахмат»

4 Практические занятия согласно планированию программы «Шахматное королевство».

Повышение профессиональной компетенции через разные формы методической работы.

Участие в творческих группах по созданию условий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.

Школа молодого педагога.

VI.

Проведение конкурсов.

- «Шахматные фигуры своими руками»

- «Шахматные художники» ( Фотографии с родителями),

- «Книжки-малышки про шахматы».

VII. Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.

-Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;

- «Праздник Пешки»;

- «Шахматная эстафета с Незнайкой»

Подтверждающий материал о реализации: практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление

странички на сайте детского сада, размещение в сети интернет.

VIII. Организация сетевого взаимодействия.

1 Мероприятия с детьми:

- Образовательная деятельность с применением шахматного оборудования, дидактических шахматных игр и заданий.

2 Мероприятия с родителями:

- Семинар-практикум для родителей «Играйте в шахматы, друзья!»

-Презентация "История шахмат!»

- Совместное  (дети и родители) Не скучные шахматы»

3 Мероприятия с педагогами:

Мастер-класс «Шахматы в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя 2022-2026 гг.

        Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольника...

План профессионального самообразования воспитателя, 2019-2024 гг.

План профессионального самообразования воспитателя МБДОУ Алексеевский детский сад №3 «Петушок»Алексеевского муниципального района Республики ТатарстанЛевшиной Ольги Вячеславовны...

План профессионального самообразования на 2022-2026 г.

План профессионального самообразования на 2022-2026 г....

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 - 2026 г.г.

Художественно - эстетическое развитие  имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это специфическое образное познание действительности. И как всякая познаватель...

Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 год

Индивидуальный план профессионального развития на 2022 - 2027 годТема: «Развитие спортивных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием элементо...

Индивидуальный план профессионального самообразования на 2023-2024 учебный год

В документе представлено планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного  возраста через приобщение к культурным и фо...