Индивидуальный план профессионального развития на 2022-2023 учебный год Тема: «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Вощинская Елена Борисовна

Игра для детей — способ познания окружающего мира. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курагинский детский сад № 15

Индивидуальный план профессионального развития

на 2022-2023 учебный год

Тема: «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста»

                

                                                                

Воспитатель:  Вощинская  Е.Б.

2022г

Актуальность выбранной темы:

Игра для детей — способ познания окружающего мира. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Маленькому человеку, нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём. В связи с этим меня заинтересовала проблема: Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста; повышение своего теоретического уровня и компетентности в сфере организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 - Изучить психолого-педагогическую литературу;

 - Изучить рекомендации ФОП ДО к организации игровой деятельности дошкольников;

 - Изучить опыт педагогов детского сада и в интернет пространстве, посещение режимных моментов;

 - Составить памятку – алгоритм проведению сюжетно-ролевой игры

 - Составить плана организации сюжетно-ролевых игр в течение года

 - Отработка навыков организации игровой  деятельности детей в течение дня

 - Снизить свою активную ролевую позицию в процессе организации сюжетно-ролевой игры с детьми.

Начало работы по темесентябрь 2022года

Предполагаемый срок окончания работымай 2023года

В процессе работы игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр, представленных в Таблице №1:

Таблица №1

- сюжетно-ролевые игры

проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок. -умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы.

-игровые импровизации

-участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.

- самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций

- самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества.

- хороводные игры

участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать

- игра-экспериментирование с различными предметами и материалами

- игры со снегом,

- игры с бумагой,

- игры с тенью.

-дидактические игры

- совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками,

 -при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.

Перспективный план работы

Таблица №2

№ п/п

Месяц

План

Форма работы

1.

Сентябрь-октябрь        

Изучение теоритического материала, подбор литературы. Изучение игровых предпочтений детей

Ознакомление  с литературой по данной тематике

22

Октябрь-ноябрь

Беседа с родителями: "Во что любят играть дети"                  Консультация для родителей: «Формирование дружеских отношений детей во время игр» "

Посещение режимных моментов педагогов детского сада

Беседа, консультации

Ноябрь

Консультация для родителей на тему: "Взрослые, дети, игра

Составление памятки «Алгоритм игры»

Знакомство с литературой

Декабрь

Составление плана организации сюжетно-ролевых игр в течение года на основе интересов детей

 - Отработка навыков организации игровой  деятельности детей в течение дня. Участие в тематическом месячнике «Оптимизация условий способствующих
развитию детей дошкольного возраста в игровой деятельности»

Игровая деятельность с детьми.

Январь апрель

Отработка алгоритма организации сюжетно-ролевых игр в течение дня, процесса подготовки  атрибутов к игре, распределение ролей, выход из утреннего круга на организацию  игровой среды и сюжетно-ролевой игры

Игровая деятельность с детьми.  

Май

Самоанализ игровой деятельности в своей группе. Представление опыта работы на педагогическом часе. Планирование деятельности и перспектив развития.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФОП ДО

3. Развиваем игру дошкольника: Методические рекомендации/ авт. - сост. М.Г.Копытина. - Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2011. - 56 с.

4. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют девочки: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96с.

5. Лыкова И.А. Касаткина Е.И. Пеганова С.Н. Играют мальчики: Гендерный подход в обр. : Учб. - метод. пособие. - М.: Изд.дом Цветной мир, 2013. - 96 с

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.Глава 6, с. 271-288

7. Эльконин Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

8. Игра дошкольника / Л.А. Абромян, Т.В. Антонова, Л.В. Артѐмова и др. ; Под ред. С.Л. Новосѐловой. - М.:Просвящение, 2009. - 287 с.: ил. - (Б-ка воспитателя детского сада)

9. Выгоцкий Л.С. Игра и её роль в психологии развития  ребѐнка/ Л.С. Выгоцкий // Вопросы психологии: № 6 1976. -с. 62-76.

10. Н.В. Краснощекова Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.

11. Воронкова Т.В., Егорова О.Л. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: методическая копилка для воспитателя / Т.В. Воронкова, О.Л. Егорова. - г. Кострома «Центр развития ребёнка – Детский сад №73», 2018.

12. Виноградова, Н. А. Н49 Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

13.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/Н.Я.Михайленко,Н.А.Короткова-3-е из.д,испр-МЛИНКА-ПРЕСС,2009,-96с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра выступает как деятельность, имеющая отношение  потребности  ребенка. В ней происходит первичная эмоционально действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. В игре также возникает новая психологическая форма мотивов. Игра является яркой деятельностью, в которой происходит процесс, связанный с преодолением  «познавательного эгоцентризма». Игра выступает как реальная практика, смены позиций при взятии на себя роли, но и как практика отношений к партнеру по игре с точки зрения той роли, которую выполняет партнер, не только как реальная практика действий с предметами координации, точек зрения, на значение этих предметов без непосредственного манипулирования ими. Игра это деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап умственных действий, с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий влияет на онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий. Вся игра находится во власти, привлекательной мысли и окрашена аффективным отношением, но в ней содержатся уже все основные компоненты произвольного поведения. Функция контроля очень слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь родилась, именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения. Игра оказывает,   великое значение  для формирования дружеского детского коллектива, для формирования положительного отношения к труду и для исправления в поведении детей и еще для много другого. Все эти воспитательные эффекты основание на то влияние, которое игра оказывает на становление его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...

Индивидуальный план самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2021-2022 учебный год

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван п...

План по самообразованию Тема самообразования: «Познавательно-исследовательская деятельность» детей старшего дошкольного возраста. на период с 2022 -2023.

Цель работы по теме самообразования:  создание условий для формирования основного целостного мировидениядетей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. ...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...

План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и у...

Индивидуальный план профессионального развития на 2023-2024 учебный год Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»

Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окру...