Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
методическая разработка (младшая группа)
Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sensorika_zheksembenova.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 373 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКВОРУШКА»
Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
Группа № «Солнышко»
Для детей от 2 до 3 лет
Выполнил воспитатель
Младшей группы
Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна.
г. Новосибирск, 2020г.
Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я решила формировать сенсорные эталоны у детей раннего возраста через дидактическую игру. Поэтому я считаю проблему сенсорного развития приоритетной и первостепенной в развитии ребенка.
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.
Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.
Разработала программу по сенсорному воспитанию, куда включила дидактические игры по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Разработала консультации для родителей.
Конспекты занятий с детьми.
Конспекты открытых мероприятий для коллег и родителей.
Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе я изучила теоретический аспект данной проблемы, провела констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не у всех детей сформированы сенсорные эталоны в соответствии с возрастной нормой.
Цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.
Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Задачи:
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
2 этап - основной
Работу построила согласно перспективному плану. Занятия кружка проходили один раз в неделю.В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;
Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;
Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».
2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. . Ребенок действуя с предметами, познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Все дидактические игры я изготовила своими руками и с помощью родителей.
3 этап – заключительный
Внедряемая мной методика сенсорного развития детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- ориентированный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
Литература
Баландина JL А., Гаврилова В. Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
н/Д.: «Феникс», 2004
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб.мет» 1996;
Игра на закрепление формы и цвета. «Волшебная коробочка»
Игра «Фрукты овощи»
Дидактическая игра «Волшебные резиночки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"
В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паро...
Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....
консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...
статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"
Современные дети поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любо...
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
Развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций. У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навык...
Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами.
Открытое мероприятие по развитию мелкой моторики детей раннего возраста с помощью дидактических игр с цветными крупами....