Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Горбаченко Елена Борисовна

Развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций. У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют раздеваться и одеваться, самостоятельно кушать, пользоваться горшком, умываться и мыть руки.  Задача педагога и родителей начать формировать у детей раннего дошкольного возраста навыки самообслуживания, самостоятельность, воспитывать культуру поведения и здорового образа жизни.

В данной методической разработке раскрыты основные направления работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, описана игровая деятельность и дидактические игры, используемые при формировании навыков самообслуживания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбаченко Елена Борисовна

воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 4»

г. Нижний Новгород

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

В соответствии с ФГОС ДО развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций.

У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют раздеваться и одеваться, самостоятельно кушать, пользоваться горшком, умываться и мыть руки.  Задача педагога и родителей начать формировать у детей раннего дошкольного возраста навыки самообслуживания, самостоятельность, воспитывать культуру поведения и здорового образа жизни.

При формировании навыков самообслуживания выделяют четыре основных направления работы.

К первому направлению относится формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.

Ко второму направлению относится формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- научить различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.);

- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

К третьему направлению относится формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

- при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.

К четвертому направлению относится формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).

В раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. В конце первого-начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Через игру, игровые приемы и дидактические игры малыши осваивают приемы самообслуживания. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Задачей взрослого становится уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала формирования навыков самообслуживания.

Колоссальное значение в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста имеют такие дидактические игры как: «Кукла Маша умывается», «Кукла Маша одевается», «Кукла Маша накрывает на стол, «Кукла Маша обедает».

Большое значение в формировании навыков самообслуживания занимает чтение художественных произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», различных потешек.

Детки с удовольствием умываются и моют ручки, когда воспитатель произносит потешку:

«Водичка Водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок».

Игры с водой, с мыльными пузырями делают процесс увлекательным, помогают овладеть основами гигиенических навыков, приобщая ребенка к здоровому образу жизни.

Обучая детей одеваться на прогулку, а после прогулки снимать одежду, берем с собой куклу Машу, которая поможет рассказать детям алгоритм действий и последовательность при одевании и раздевании на улицу, так же кукла Маша поможет деткам научиться аккуратно складывать одежду на полочку, а сырые вещи просушивать на радиаторе. Кроме того, в процессе одевания развивать навык самостоятельности помогает чтение потешек, и так как деткам очень нравится, когда их называют по имени, стараемся подстроить потешку индивидуально под каждого ребенка, например:

ЛИЗА варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не пропал»

ЛИЗА варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?»

С раннего возраста необходимо приучать детей к опрятности, напоминать им о необходимости пользоваться бумажными платочками. Рассказывать малышам о том, как огорчаются туфельки, если у них не дружат носики, или забыли застегнуть ремешок.

Так как самообслуживание является основным видом труда ребенка, задача педагога и родителей видеть даже небольшие достижения каждого ребенка, особенно скромного и робкого, ведь положительная оценка рождает у таких малышей чувство уверенности в своих силах и желание трудиться дальше.

В нашей группе проводится большая работа по формированию у малышей навыков самообслуживания. С помощью дидактических игр «Запасливый ежик» и «Прожорливая гусеница» развивается мелкая моторика, что в дальнейшем облегчает деткам многие задачи. К концу второй половины обучения в нашей группе у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать обувь, расстёгивать липучки и молнии, убирать одежду в свой шкафчик, аккуратно вешать свои вещи на стульчик после раздевания. Многие дети умеют держать ложку, кушать суп из тарелки, пить из кружки, вытирать ротик салфеткой, мыть ручки и вытирать их своим полотенцем.

Воспитатели стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку. И так как родители и педагоги тесно связаны в работе по совершенствованию у детей навыков самообслуживания для родителей проводятся консультации по следующим темам:

1. Дидактические игры для освоения навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

2. Потешки в помощь маме и папе.

3. Создание домашнего фотоальбома «Мамина помощница», «Успехи нашего малыша».

Список литературы

1. Кондаков И.М. Психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2000. 512 с.

2. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.

3. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 80 с.

4. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенкадошкольника. М.: ВЛАДОС, 2009. 143 с.

5. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрис-пресс, 2007 -12 с.

6. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. 38 с.

7. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006. 157 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Консультация для родителей      "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"      Детский сад №211 ОАО "РЖД"...

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....