Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)
Развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций. У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют раздеваться и одеваться, самостоятельно кушать, пользоваться горшком, умываться и мыть руки. Задача педагога и родителей начать формировать у детей раннего дошкольного возраста навыки самообслуживания, самостоятельность, воспитывать культуру поведения и здорового образа жизни.
В данной методической разработке раскрыты основные направления работы по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, описана игровая деятельность и дидактические игры, используемые при формировании навыков самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_samoobsluzhivaniya_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбаченко Елена Борисовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 4»
г. Нижний Новгород
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
В соответствии с ФГОС ДО развитие навыков самообслуживания – одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных организаций.
У многих деток 2-3 лет, впервые пришедших в детский сад из дома, отсутствуют навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют раздеваться и одеваться, самостоятельно кушать, пользоваться горшком, умываться и мыть руки. Задача педагога и родителей начать формировать у детей раннего дошкольного возраста навыки самообслуживания, самостоятельность, воспитывать культуру поведения и здорового образа жизни.
При формировании навыков самообслуживания выделяют четыре основных направления работы.
К первому направлению относится формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу.
Ко второму направлению относится формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
- научить различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.);
- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;
- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
К третьему направлению относится формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
- при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки.
К четвертому направлению относится формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д.;
- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь).
В раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. В конце первого-начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Через игру, игровые приемы и дидактические игры малыши осваивают приемы самообслуживания. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Задачей взрослого становится уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала формирования навыков самообслуживания.
Колоссальное значение в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста имеют такие дидактические игры как: «Кукла Маша умывается», «Кукла Маша одевается», «Кукла Маша накрывает на стол, «Кукла Маша обедает».
Большое значение в формировании навыков самообслуживания занимает чтение художественных произведений: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», различных потешек.
Детки с удовольствием умываются и моют ручки, когда воспитатель произносит потешку:
«Водичка Водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок».
Игры с водой, с мыльными пузырями делают процесс увлекательным, помогают овладеть основами гигиенических навыков, приобщая ребенка к здоровому образу жизни.
Обучая детей одеваться на прогулку, а после прогулки снимать одежду, берем с собой куклу Машу, которая поможет рассказать детям алгоритм действий и последовательность при одевании и раздевании на улицу, так же кукла Маша поможет деткам научиться аккуратно складывать одежду на полочку, а сырые вещи просушивать на радиаторе. Кроме того, в процессе одевания развивать навык самостоятельности помогает чтение потешек, и так как деткам очень нравится, когда их называют по имени, стараемся подстроить потешку индивидуально под каждого ребенка, например:
ЛИЗА варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не пропал»
ЛИЗА варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла,
Ищешь, ищешь и найдёшь!
Здравствуй, пальчик,
Как живёшь?»
С раннего возраста необходимо приучать детей к опрятности, напоминать им о необходимости пользоваться бумажными платочками. Рассказывать малышам о том, как огорчаются туфельки, если у них не дружат носики, или забыли застегнуть ремешок.
Так как самообслуживание является основным видом труда ребенка, задача педагога и родителей видеть даже небольшие достижения каждого ребенка, особенно скромного и робкого, ведь положительная оценка рождает у таких малышей чувство уверенности в своих силах и желание трудиться дальше.
В нашей группе проводится большая работа по формированию у малышей навыков самообслуживания. С помощью дидактических игр «Запасливый ежик» и «Прожорливая гусеница» развивается мелкая моторика, что в дальнейшем облегчает деткам многие задачи. К концу второй половины обучения в нашей группе у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию: малыши умеют сами одевать и снимать обувь, расстёгивать липучки и молнии, убирать одежду в свой шкафчик, аккуратно вешать свои вещи на стульчик после раздевания. Многие дети умеют держать ложку, кушать суп из тарелки, пить из кружки, вытирать ротик салфеткой, мыть ручки и вытирать их своим полотенцем.
Воспитатели стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку. И так как родители и педагоги тесно связаны в работе по совершенствованию у детей навыков самообслуживания для родителей проводятся консультации по следующим темам:
1. Дидактические игры для освоения навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
2. Потешки в помощь маме и папе.
3. Создание домашнего фотоальбома «Мамина помощница», «Успехи нашего малыша».
Список литературы
1. Кондаков И.М. Психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2000. 512 с.
2. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.
3. Котова, Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2007. 80 с.
4. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенкадошкольника. М.: ВЛАДОС, 2009. 143 с.
5. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. Айрис-пресс, 2007 -12 с.
6. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей Москва 2001г. 38 с.
7. Моржина, Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2006. 157 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...
Проект "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Формирование навыков самообслуживания, подготовка ребенка к жини в современном обществе....
Консультация для родителей на тему:"Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
консультация для родителей детей 2-3 лет...
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста" Детский сад №211 ОАО "РЖД"...
Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста...
Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....