Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
статья (младшая группа) на тему

Широкова Лариса Николаевна

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Широкова Л.Н.,

воспитатель второй группы раннего возраста

МАДОУ № 17 «Земляничка»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Считается, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Выдающиеся зарубежные и отечественные ученые в области дошкольной педагогики и психологии: справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Работая над данной темой, убедилась в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста проводятся игры -занятия, в которых подача какого - либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

«… ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек… »

Это еще раз подчеркивает важность и актуальность развития сенсорных навыков ребёнка раннего возраста. Важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Поэтому мы выбрали тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр».

Играя – развиваемся, играя – познаем…

Начиная работу с нового учебного года, когда заканчивается адаптационный период, постепенно проводится мониторинг, используя несложные задания в соответствие с возрастом. Задания даются в игровой форме: «Мишка – шалунишка разбирает пирамидку и просит детей помочь ему собрать правильно колечки» или « Зайчик хотел собрать наши формочки, но все перепутал и теперь горько плачет, давайте ему поможем». А еще к нам в группу приходит матрешка и приносит своих сестричек. Вот такие несложные задания даём детям во время проведения диагностики.

В своей работе ставим и решаем следующие задачи:

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Направления нашей работы:

  • формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
  • обучение способам обследования предметов;
  • развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

На протяжении нескольких лет работы с детьми раннего возраста велись наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. С этими детьми был разработан план индивидуальной работы. Работу построили с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе использовали следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

  • величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
  • форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный сундучок» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
  • цвет: «Подбери колеса к машине», «Подбери шапочку снеговику», «Подбери цветочек для матрешки», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами:

«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.

 3. Для развития мелкой моторики использую игровые дидактические материалы: предметы-вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур разной формы, шнуровки, дидактические игрушки, изготовленные своими руками, включающие различные виды застежек: пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии и т. д. 

4. Для развития тактильных ощущений  используются природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн» (из пробочек), пособие «Доска ощущений», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения. 

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Используем следующие технологии: информационно - коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно -ориентированные, исследовательские.

Дидактический материал подбирается с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используем при этом увлекательную игровую форму.

С родителями воспитанников проведены консультации, беседы:

  • «Пальцы помогают говорить»
  • «Подвижные игры для детей»
  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
  • «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
  • «Весёлая гимнастика»;
  • «Гимнастика для глаз»;
  • «Давай с тобой поиграем»;
  • «Эти забавные нотки»;
  • «Инопланетяне из песочницы»;
  • «Секреты руки» и т. д.,

Родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате проделанной работы, у детей прослеживается положительная динамика:

  • дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
  • с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
  • способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
  • умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
  • стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
  • дети научились играть в дидактические игры.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на наши просьбы.

Список используемой литературы:

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 2011 г.

2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 2013.

3. Подъяков Н.Н., Аванесова В.А. «Сенсорное воспитание в детском саду». М., «Просвещение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»

Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....

Педагогический проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Актуальность проекта:Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Обобщенный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр».

Проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительнос...

консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"...