статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"
статья по развитию речи (младшая группа)
Современные дети поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любознательности и других мыслительных процессов и речи в том числе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_rannego_vozrasta_pri_pomoshchi.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Ранний возраст – один из этапов развития ребёнка. В данный период развитие идёт максимально быстрыми темпами. Происходят наиболее интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для развития психических процессов и личности, закладываются основы сенсорного развития. Познание ребёнком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Большое значение для развития детей раннего возраста имеют дидактические игры.
Дидактические игры несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Дидактическая игры подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Они являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста, устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игры приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.
Одним из важных приобретений ребенка в раннем детстве является овладение родной речью. Ведь речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Дети овладевают родным языком через общение, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития речи детей, для общения, для выражения своих мыслей.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Многие родители не могут найти свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Всем известен постулат детской психологии, что игра - ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей раннего возраста.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет», «Геометрическое лото», « Разложи по цвету». Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные по форме и содержанию для раннего возраста. Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару). Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий.
Одной из разновидностей игровой деятельности является дидактическая игра, которая способствует приобщению детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Особенность дидактических игр - это обучение детей в игровой форме. Воспитатель обучает в процессе игры, а дети, играя, обучаются. В дидактических играх, направленных на развитие речи, выделяют два компонента - это учебный (познавательный) и игровой (занимательный). В ходе организации дидактической игры, важной задачей воспитателя выступает то, чтобы вызвать у детей интерес к процессу игры, который направлен на становление речи, обогащение словарного запаса и развития речи в содержательном плане.
Дидактические игры, используемые, в работе с детьми раннего возраста:
- настольно-печатные игры (они разнообразны по видам: домино, лото, парные картинки, а их содержание основано на наглядном восприятии образов, которые изображены на картинках - животные, растения, транспорт и т.д.);
- игры с предметами (основные игровые действия с мозаикой, природными материалами; также необходимо отдельно отметить игры на развитие сенсорных способностей, направленных на развитие чувства цвета, величины, формы);
- игры на развитие речевого дыхания;
- игры для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, которые способствуют формированию мелкой моторики детей, развитию речи, способствуют концентрации внимания, умственному развитию, дают представление об окружающем мире и выступают основой для развития творческого представления).
Дидактические игры имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения: "Чудесный мешочек", "Угадай, что звучит". Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащают словарь детей и дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д..
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Индивидуальное общение с взрослым для детей этого возраста является оптимальным для развития связной речи. В таком общении ребёнок осваивает умения: понимать обращенную к нему речь; реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя; вступать в контакт со сверстниками, детьми других возрастов для достижения взаимопонимания; – задавать вопросы.
Систематическое использование в работе с детьми раннего возраста различных видов игр, способствует развитию не только речи детей, но позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.
Педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии
Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...
Развитие речи детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр
Виды и примеры игр....
Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...
"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"
Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...
Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной ...
Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»
Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "
Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "...