статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"
статья по развитию речи (младшая группа)

Федорова Татьяна Леонидовна

Современные дети  поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любознательности и других мыслительных процессов и речи в том числе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_rannego_vozrasta_pri_pomoshchi.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ

 ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

          Ранний возраст – один из этапов развития ребёнка. В данный период развитие идёт максимально быстрыми темпами. Происходят наиболее  интенсивные становление и формирование всех особенностей, свойственных человеку, осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для развития психических процессов и личности, закладываются  основы сенсорного развития. Познание ребёнком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения  и восприятия. Непосредственное чувственное восприятие окружающего мира составляет основу представлений. Большое значение для развития детей раннего возраста имеют дидактические игры.

         Дидактические игры несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Дидактическая игры подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Они являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста, устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игры приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.

        Одним из важных приобретений ребенка в раннем детстве является овладение родной речью. Ведь речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и прочее. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Дети овладевают родным языком через общение, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для развития речи детей, для общения, для выражения своих мыслей.

          К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Многие родители не могут найти свободного времени для общения с детьми. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

         Всем известен постулат детской психологии, что игра - ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей раннего возраста.

          Основная особенность дидактических игр определена их названием: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет», «Геометрическое лото», « Разложи по цвету». Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные  по форме и содержанию для раннего возраста. Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару). Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий.

         Одной из разновидностей игровой деятельности является дидактическая игра, которая способствует приобщению детей к познанию окружающей среды в доступной для них форме. Особенность дидактических игр - это обучение детей в игровой форме. Воспитатель обучает в процессе игры, а дети, играя, обучаются. В дидактических играх, направленных на развитие речи, выделяют два компонента - это учебный (познавательный) и игровой (занимательный). В ходе организации дидактической игры, важной задачей воспитателя выступает то, чтобы вызвать у детей интерес к процессу игры, который направлен на становление речи, обогащение словарного запаса и развития речи в содержательном плане.

         Дидактические игры, используемые, в работе с детьми раннего возраста:

- настольно-печатные игры (они разнообразны по видам: домино, лото, парные картинки, а их содержание основано на наглядном восприятии образов, которые изображены на картинках - животные, растения, транспорт и т.д.);

-  игры с предметами (основные игровые действия с мозаикой, природными материалами; также необходимо отдельно отметить игры на развитие сенсорных способностей, направленных на развитие чувства цвета, величины, формы);

- игры на развитие речевого дыхания;

- игры для развития мелкой моторики рук (пальчиковые игры, которые способствуют формированию мелкой моторики детей, развитию речи, способствуют концентрации внимания, умственному развитию, дают представление об окружающем мире и выступают основой для развития творческого представления).

      Дидактические игры имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний. В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения: "Чудесный мешочек", "Угадай, что звучит". Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. Обогащают словарь детей и дидактические игры "Отгадай и назови", "Отгадай, кто к нам пришёл?", "Кто что делает?", "Угадай персонажей сказки", "Назови животных и скажи, кто как кричит"; пальчиковые игры "Где живёт кузнец?", "Терем - теремок" и т. д..

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Индивидуальное общение с взрослым для детей этого возраста является оптимальным для развития связной речи. В таком общении ребёнок осваивает умения: понимать обращенную к нему речь; реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя; вступать в контакт со сверстниками, детьми других возрастов для достижения взаимопонимания; – задавать вопросы.

         Систематическое использование в работе с детьми раннего возраста различных видов игр, способствует развитию не только речи детей, но позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, способствует повышению речевой активности, стремлению детей к общению, определяющего его успешность общего развития в дошкольный период детства.

Педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии

Развитие речи детей раннего возраста с помощью игр, упражнении и пособии...

Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...

"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Совместная деятельность педагогов с родителями в группе раннего возраста.Круглый стол на тему:"Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"...

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка второги и третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной ...

Круглый стол с родителями на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики»

Цель:Познакомить родителей с понятием мелкой моторики рук и важностью её развитияЗадачи: Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; Повысит...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста с помощью фольклора "...