Статья: "Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста"
статья

Кулешова Виктория Сергеевна

Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родное село, родной край.

А чтобы ребенок полюбил свою страну, он должен знать свои корни. Мы, взрослые, в свою очередь, должны находить новые возможности для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей страны. Чем раньше ребенок узнает о своих корнях, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в давние времена, научится чтить память своих предков.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа. – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Прикасаться к старине помогают краеведческие музеи, созданные на базе ДОУ, а также в группах, которые обогащают знания детей о родном крае, Родине- стране, знакомят с русским народным бытом, традициями, народным календарем. Ведь в любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора- Я поведу тебя в музей- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитывали следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любой музей (и в частности, мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Всю работу по созданию мини-музеев мы разделили на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

На этом первом, подготовительном этапе необходимо:

Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев.

Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в ДОУ в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев мы провели анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования мы выяснили, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе.

Создали творческую группу педагогов, которая будет курировать работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Работа на этом этапе проводилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

1. Выбор темы мини-музея. Тематика мини-музеев могут быть различны в соответствии с изучаемой программой и возраста детей.

2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

3. Планирование экспозиций. Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например:

- по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

- по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

- по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»); установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»); овладения действиями различного характера («Средства защиты от вредных насекомых»).

На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Например, в мини музее «Растения дома» можно организовать такие экспресс-экспозиции: «Растения семьи Петровых», «Комнатное дерево», «Кактусы».

Хочется отметить активность родителей, именно они предложили создать в мини-музее «Мир времени» экспозицию «Старинные часы».

4. Выбор дизайна оформления мини-музея

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.

5. Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!

6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта своих мини-музеев

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами

9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Воспитатели вместе с детьми разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Нами в ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.

Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

В нашем дошкольном учреждении в мини-музеях презентация проходила в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами являлись дети. В ходе экскурсий детям давались творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.

Также мини-музеи были представлены в форме игры-драматизации, в форме мини-концерта.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Помимо игр мы использовали такие виды работ, как заполнение музейных словариков, выполнение совместных творческих заданий.

Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Мир времени» - этот мини-музей в моей практике- самый первый. Само название говорит о том, что в музее часы были разные- настенные, ручные, песочные, настольные, дидактические. Родители и дети приняли в его работе активное участие: принесли часы и календари, сделанные своими руками, стихи и загадки про часы и время. В период существования этого музея выучили с детьми песню «Тик-так». Провели беседу на тему «Что значат часы в жизни людей», интересное развлечение «В гостях у ученого кота». На занятии самостоятельно сделали из бумаги, проволоки и бусинок настенные часы в игровой уголок. С педагогами проведён семинар-практикум под названием «Проектная деятельность в ДОУ», «Мини- музей- часть интерьера». С родителями проведена беседа на тему «Родители и дети - вместе!»

В результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей к презентации проекта были созданы: книжки «Загадки и пословицы о временных понятиях», «12 месяцев в году», «Стихи», совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды); фотоальбомы «Мой день», «Мое любимое время года»; дидактические игры: «Эволюция часов», «Что сначала, что потом», «Времена года»; изготовлены макеты часов.

Наш мини-музей «Мир времени» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).

«Золотая хохлома». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о хохломской росписи и ее умельцах. На занятии, при росписи заранее слепленной посуды из глины, пригодились эти знания. Красота, изящность, теплота красок- все это было отмечено детьми в их работах. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

«Куклы наших бабушек». Цель этого музея была познакомить детей с историей страны, на примере народной игрушки. В этом музее было большое разнообразие кукол: фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные и многие другие. На презентации проекта под названием «Моя любимая игрушка» родители рассказывали интересные истории, связанные с куклами, игрушками из своего детства.

«В гостях у сказки» Цель этого музея была- знакомство с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии. Этот музей дети полюбили больше других. Здесь были их любимые сказки, куклы в сказочных костюмах (Иван-царевич, Царевна-лягушка, колобок). На занятии дети из подручных материалов сами сделали теремок и героев из этой сказки. Так же в этом музее были предметы, которые встречаются в сказках- скатерть-самобранка, прялочка, сапоги-скороходы. Дети познакомились с народными сказками - русскими, украинскими, эстонскими и т. д. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, их любимыми сказками, дисками с мультфильмами.

Также получились интересными экспозиции мини-музеев «Бурёнушка», «Мойдодыр», «Хлеб всему голова».

Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, -ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти. Бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.

Свое выступление хочется завершить словами Великого педагога Ушинского К. Д., который говорил: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер – ложится прочно, становится второй натурой человека…. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста

Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родное село, родной край.

А чтобы ребенок полюбил свою страну, он должен знать свои корни. Мы, взрослые, в свою очередь, должны находить новые возможности для духовного становления наших детей, появления «корней памяти» своей страны. Чем раньше ребенок узнает о своих корнях, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших в давние времена, научится чтить память своих предков.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа. – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Прикасаться к старине помогают краеведческие музеи, созданные на базе ДОУ, а также в группах, которые обогащают знания детей о родном крае, Родине- стране, знакомят с русским народным бытом, традициями, народным календарем. Ведь в любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века. (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора- Я поведу тебя в музей- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини- музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини- музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини- музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста мы учитывали следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любой музей (и в частности, мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Всю работу по созданию мини-музеев мы разделили на четыре этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

На этом первом, подготовительном этапе необходимо:

Познакомить педагогов с принципами функционирования мини-музеев.

Разработать тематическое планирование мини-музеев и музейных экспозиций в ДОУ в соответствии с тематикой занятий образовательной программы.

С целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев мы провели анкетирование родителей воспитанников ДОУ. Анкетирование проводилось анонимно, по желанию родителей. В процессе анкетирования мы выяснили, посещают ли сами родители музеи и выставки и берут ли с собой на экскурсии детей, а также проанализировали степень готовности родителей к взаимодействию с педагогами ДОУ по созданию мини-музеев.

Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группе.

Создали творческую группу педагогов, которая будет курировать работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Работа на этом этапе проводилась в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

1. Выбор темы мини-музея. Тематика мини-музеев могут быть различны в соответствии с изучаемой программой и возраста детей.

2. Определение места размещения мини-музея. Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

3. Планирование экспозиций. Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например:

- по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

- по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

- по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»); установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»); овладения действиями различного характера («Средства защиты от вредных насекомых»).

На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Например, в мини музее «Растения дома» можно организовать такие экспресс-экспозиции: «Растения семьи Петровых», «Комнатное дерево», «Кактусы».

Хочется отметить активность родителей, именно они предложили создать в мини-музее «Мир времени» экспозицию «Старинные часы».

4. Выбор дизайна оформления мини-музея

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев.

5. Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!

6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

Воспитатели вместе с детьми на этапе создания мини-музеев изготовили визитки и паспорта своих мини-музеев

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами

9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

Воспитатели вместе с детьми разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.

10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Нами в ДОУ были разработаны этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Вся работа по организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях нацелена на формирование поисково-познавательных умений детей дошкольного возраста, которые являются одним из показателей образованности дошкольников и позволяют им активно осваивать музейное пространство на уровне практической деятельности, как отражение полученных знаний и впечатлений.

Хочется отметить, что работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.

Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

В нашем дошкольном учреждении в мини-музеях презентация проходила в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами являлись дети. В ходе экскурсий детям давались творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.

Также мини-музеи были представлены в форме игры-драматизации, в форме мини-концерта.

Четвертый этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини- музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.

Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

Помимо игр мы использовали такие виды работ, как заполнение музейных словариков, выполнение совместных творческих заданий.

Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно - демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

«Мир времени» - этот мини-музей в моей практике- самый первый. Само название говорит о том, что в музее часы были разные- настенные, ручные, песочные, настольные, дидактические. Родители и дети приняли в его работе активное участие: принесли часы и календари, сделанные своими руками, стихи и загадки про часы и время. В период существования этого музея выучили с детьми песню «Тик-так». Провели беседу на тему «Что значат часы в жизни людей», интересное развлечение «В гостях у ученого кота». На занятии самостоятельно сделали из бумаги, проволоки и бусинок настенные часы в игровой уголок. С педагогами проведён семинар-практикум под названием «Проектная деятельность в ДОУ», «Мини- музей- часть интерьера». С родителями проведена беседа на тему «Родители и дети - вместе!»

В результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей к презентации проекта были созданы: книжки «Загадки и пословицы о временных понятиях», «12 месяцев в году», «Стихи», совместное творчество (сказки, рассказы, стихи, кроссворды); фотоальбомы «Мой день», «Мое любимое время года»; дидактические игры: «Эволюция часов», «Что сначала, что потом», «Времена года»; изготовлены макеты часов.

Наш мини-музей «Мир времени» гармонично соединился с интерьером группы. Экспонаты располагаются на стене и стеллажах. Они постоянно дополняются. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Благодаря проекту, мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление).

«Золотая хохлома». Этот мини- музей помог детям получить дополнительные знания о хохломской росписи и ее умельцах. На занятии, при росписи заранее слепленной посуды из глины, пригодились эти знания. Красота, изящность, теплота красок- все это было отмечено детьми в их работах. Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

«Куклы наших бабушек». Цель этого музея была познакомить детей с историей страны, на примере народной игрушки. В этом музее было большое разнообразие кукол: фарфоровые, тряпичные, соломенные, бумажные, деревянные и многие другие. На презентации проекта под названием «Моя любимая игрушка» родители рассказывали интересные истории, связанные с куклами, игрушками из своего детства.

«В гостях у сказки» Цель этого музея была- знакомство с фольклором, развитие речи, воображения, фантазии. Этот музей дети полюбили больше других. Здесь были их любимые сказки, куклы в сказочных костюмах (Иван-царевич, Царевна-лягушка, колобок). На занятии дети из подручных материалов сами сделали теремок и героев из этой сказки. Так же в этом музее были предметы, которые встречаются в сказках- скатерть-самобранка, прялочка, сапоги-скороходы. Дети познакомились с народными сказками - русскими, украинскими, эстонскими и т. д. Этот музей постоянно пополнялся детскими рисунками, их любимыми сказками, дисками с мультфильмами.

Также получились интересными экспозиции мини-музеев «Бурёнушка», «Мойдодыр», «Хлеб всему голова».

Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ?

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, -ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти. Бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.

Свое выступление хочется завершить словами Великого педагога Ушинского К. Д., который говорил: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер – ложится прочно, становится второй натурой человека…. Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей...

«Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»К педагогическому совету «Поликультурное...