Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей
материал по теме

Швецова Елена Рудольфовна

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей» Автор доклада: Швецова Елена Рудольфовна, воспитатель МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 7 города Няндома филиал "Детский сад № 4 "Огонёк"

Последнее десятилетие - это годы интенсивного обновления педагогического

процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества - является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому ,что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие.

Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Мини - музей способствует решению следующих задач:

•Реализация направления «Музейная педагогика».

•Обогащение предметно - развивающей среды в группе

•Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

•Формирование у дошкольников представлений о музее.

•Расширение кругозора дошкольников.

•Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

•Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

•Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать

полученные знания.

•Развитие творческого и логического мышления, воображения.

•Формирование активной жизненной позиции.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста я учитывала следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4.  Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций. Экспонат - это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция - это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

Всю работу по созданию мини-музеев я разделила на этапы :

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».

Третий этап, заключительный - «Досуги, показ презентаций». Месторасположение мини-музеев определяли с учетом принципов интерактивности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

Мини-музеи могут располагать постоянными и сменными экспозициями. Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например:

- по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

- по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

- по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»); установления взаимозависимостей («От семечка до плода». В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. Представленные в мини-музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, они вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини-музея, которые подарили именно они!

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.

В нашей группе существуют мини - музеи «Игрушка-забава». Цель создания: для развития творческого потенциала детей. Варианты использования: театрализованное представление, игра - инсценировка. Сюжетно-ролевая игра: «Мы актёры». Варианты экспозиций: куклы, маски, шапочки. Мини-музей «Русская изба»: Цель создания: ознакомление с предметами русского быта. Варианты использования: художественно-познавательная мастерская, экскурсия, выставка, сюжетно-ролевая игра «Семья». Варианты экспозиций: предметы быта, обувь, головные уборы, одежда. Мини-музей «Народная игрушка» : Цель создания: ознакомление с русской игрушкой и изделиями народных промыслов. Варианты использования: художественно-познавательная мастерская, экскурсия, выставка. Варианты экспозиций: куклы в русских костюмах, народные игрушки. Мини-музей «Осенние листья»: Цель создания: Систематизация знаний у детей об изменениях в живой и неживой природе.  

Варианты использования: художественно-познавательная мастерская, выставка, экскурсия, экспериментирование, исследование.   Варианты экспозиций: гербарии, тематические и ситуативные коллекции, работы из природного материала детей и их родителей . Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

 Литература:

Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.Панкратова Т.Н.

Окружающий мир и музей М. 2001.

Рыжова Н, А, Мини-музей в детском саду – М, Линка – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (Материалы по самообразованию)

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное л...

«Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Музейная педагогика в ДОУ как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»К педагогическому совету «Поликультурное...

Статья: "Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста"

Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к самым близким людям. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «...