Интеграция познавательно-исследовательской и игровой деятельности детей дошкольного возраста:использование блоков Дьеныша.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 комбинированного вида
Семинар – практикум
Интеграция познавательно-исследовательской и игровой деятельности детей дошкольного возраста: использование блоков Дьеныша.
Выполнила:
воспитатель 2 квалификационной категории
Смагина Оксана Сергеевна
р.п Большие Вяземы
2012г
В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - Программа должна:
- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- определять содержание, организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
В связи с этим хочу предложить вариант интеграции познавательно – исследовательской и игровой деятельности детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьеныша.
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
Основными формами организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход изнутри, как равный партнер. Важно сохранять баланс между инициативой детей и взрослого в выборе целей деятельности, конкретного материала для нее.
Целесообразно строить познавательную деятельность так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес (например, начатая со взрослыми игра может быть продолжена детьми самостоятельно). Для этого необходимо создать предметную среду и пространство групповой комнаты, позволяющие воспитателю не прерывать деятельность детей, а самому перемещаться от одной детской подгруппы к другой.
Поэтому хочу предложить к использованию в наших группах блоки Дьеныша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Но недостаточно просто отдать фигуры в полное пользование ребенка. Для начала необходимо познакомить ребенка с блоками: выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в руках и поиграть с ними.
(Уважаемые воспитатели предлагаю Вам также изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в руках)
Далее необходимо осваивать с детьми логические игры и упражнения с блоками, начиная от простого к сложному.
Игры с блоками Дьенеша.
«Угадай цвет»
Цель: Учить детей выделять и называть отдельные свойства блоков.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего «красный(синий, жёлтый)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков- формы, величины и толщины.
«Давайте познакомимся»
Цель: Упражнять детей в выделении и названии объёма свойств.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, нужно назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объём его свойств(толщину, цвет, форму, размер).
«Помоги Чебурашке»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
Материал: Набор блоков Дьенеша, игрушка Чебурашка.
Ход игры:
На день рождения Чебурашке подарили интересную игру. Он начал играть и запутался. Воспитатель предлагает рассмотреть игру и помочь ему разобраться как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Необходимо заметить ошибку, исправить её и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета- красная, в группе больших фигур- маленькая и т. п.
«Лабиринт»
Цель: Учить детей «читать» знаки-символы(признаки геометрических фигур- цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически-действенное мышление.
Материал: Лабиринт из белых полосок бумаги, «домик» с игрушками, набор блоков Дьенеша, карточки с кодами геометрических фигур.
Ход игры:
На полу находится лабиринт, в конце которого домик, где лежат любимые игрушки. Чтобы дойти до этого домика, нужно на повороте взять ту фигуру, которая описана знаками. Из нескольких предложенных фигур выбирается одна.
«С двумя обручами»
Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать по двум свойствам.
Материал: Два обруча, набор блоков Дьенеша, кодовые карточки.
Ход игры:
У каждого ребёнка в руках геометрическая фигура. Воспитатель вместе с ребёнком описывает чью-нибудь геометрическую фигуру. Воспитатель описывает словами, а ребёнок под диктовку выкладывает карточки со знаками (признаки фигуры). Затем воспитатель предлагает поиграть в игру с двумя обручами. Перед детьми два обруча (синий и красный), в каждом обруче кодовые карточки. Дети раскладывают свои блоки в нужный обруч.
Усложнение: Дети вспоминают какими карточками обозначают отрицание «НЕ». Воспитатель показывает детям два листа с изображением кругов и карточек с кодом. Необходимо нарисовать в каждом круге нужные фигуры.
«Вырастим цветы»
Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого. Закрепить знание цифр от одного до десяти. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
Материал: Набор блоков Дьенеша, стебли и листья цветов из цветной бумаги, кодовые карточки, шапочка зайца, корзинка.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть на солнечной полянке, цветочной полянке. Дети приходят на полянку, но она оказалась пустой: кто-то сорвал все цветы, и пропала красота полянки. Вместе дети думают, как вернуть ей красоту. Вдруг появляется зайчик и предлагает вырастить цветы, но не обычные, а волшебные. В корзинке у зайца есть волшебные блоки и карточки с помощью которых цветы оживут. Дети «читают» код каждого блока и находят нужные фигуры. Отгаданные фигуры располагают в виде лепестков на краю стебля. После окончания работы полянка ожила цветами. Воспитатель подводит вместе с детьми итоги, спрашивает, что понравилось, какая полянка получилась. Можно предложить детям в свободной деятельности нарисовать такие же цветы на бумаге.
«Волшебное дерево»
Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Материал: Наглядность с изображением дерева без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур-листьев, набор блоков.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет листочков соответствует цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур-листьев.
«Украшаем ёлочку мы в просторном доме»
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую методику.
Материал: набор блоков, кодовые карточки.
Ход игры:
Готовясь к Новому году, на занятии по аппликации дети сделали каждый для себя ёлочку из зелёных треугольников. Воспитатель предлагает детям украсить ёлочки необычными игрушками. Для этого можно воспользоваться блоками. Каждую игрушку нужно вначале расшифровать с помощью кодов, а затем украсить ёлочку по своему желанию.
«Пирамида».
Цель: закрепить представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовое слово. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.
Материал: набор блоков, кодовые карточки.
Ход игры:
Однажды Ваня сидел за столом и играл в очень интересную игру, которую ему купил папа. Он строил пирамиды из блоков. Это было непросто. Ведь каждый блок в пирамиде нужно было расшифровать с помощью кодовых значков. Ему уже оставалось совсем немного достроить, когда кот Василий вскочил на стол и решил помочь Ване. Он лапкой всё смахнул на пол. Воспитатель предлагает построить несколько видов пирамид и тем самым помочь Ване, используя кодовые обозначения, дети строят пирамиды.
«Улитка»
Цель: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали, набор блоков.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям построить домики для улитки из волшебных фигур. Домик получается нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Аналогично проигрывается игра «Хоровод». Меняются условия игры: блоки выкладываются по кругу. Последний блок должен совпасть с первым блоком по одному какому-либо признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.
«Рассели жильцов».
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: набор блоков, изображённый на ватмане многоэтажный дом.
Ход игры.
В группе детского сада жили-были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определён этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.
«Помоги муравьишкам».
Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.
Материал: набор блоков, коробочки с прорезью.
Ход игры.
Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы муравьихи много детей – весёлых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые, даже теряются в большом лесу. Решила мама научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей. Ребёнок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках(красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда муравьишка другого цвета.
При усложнении игры ведущий называет сразу два свойства, три свойства. Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Роль ведущих исполняют сами дети.
«Необычные фигуры».
Цель: развитие способности к анализу, абстрагированию. Учить строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. Развивать логическое мышление, воображение.
Материал: набор блоков, таблицы с правилами построения фигур.
Ход игры.
В городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратится в необычные, сложные. Правила таких превращений записаны на таблицах. Воспитатель показывает таблицу, помогает выяснить на какое свойство фигур надо смотреть, с какой фигуры начинать строить необычную. По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что или на кого они похожи.
«Домино».
Цель: развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Правила игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Тот кто первым выложит все фигуры, становится победителем.
Усложнение: в правилах игры указываются два свойства (три свойства).
«Найди пару».
Цель: развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
В игре участвуют пять, семь человек. Один набор у ведущего в мешочке, второй у игроков. Фигуры – зайчата: у игроков- зайчата – девочки, у ведущего – зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сёстры(цветом, формой, размером). Тот, кто быстрее составит пару, забираете себе.
Усложнение: пары составляются на основе сходства или различия по двум, трём свойствам. Дети сами придумывают правила игры.
«Поймай тройку».
Цель: развивать умение сравнивать.
Материал: набор блоков.
Ход игры:
Ведущий перемешивает фигуры и ставит их стопкой, затем снимает две верхние и кладёт их на стол. Первый участник берёт верхнюю фигуру, прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он находит общее свойство, то забирает их себе, если общего свойства нет, то последнюю фигуру он кладет вниз стопки. Выигрывает тот, кто соберёт больше фигур.
«Загадки без слов».
Цель: развитие умений расшифровывать(декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениями.
Материал: набор блоков, карточки с обозначением свойств.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки; «это загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры». Для поддержания интереса у детей взрослый ставит перед детьми разные игровые задачи (собрать белочке съедобные грибы, найти любимое печенье Вини-пуха, помочь спрятаться мышатам от проказника кота).
Усложнение: загадывающий предъявляет сразу две карточки с совместимыми свойствами(три карточки).
«Где спрятался Джерри».
Цель: развитие логического мышления, умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.
Материал: логические блоки, карточки с изображением свойств, плоскостное изображение мышонка.
Ход игры:
Перед детьми выкладывают 10-12 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока. Дети по очереди ищут. Тот, кто находит мышонка, становится ведущим. Игра продолжается.
«Сократи слово»
Цель: развитие логического мышления, внимания, умения строго выполнять правила при выполнении действий.
Материал: логические блоки, таблицы.
Ход игры:
Перед детьми 7-8 блоков, выложенных в произвольном порядке. Это слово, которое нужно сократить по правилам. Дети с воспитателем выясняют, что означает каждое правило.
Правило 1. если в слове кружок стоит слева от квадрата, то их нужно поменять местами, применить это правило, столько раз, сколько это возможно. Затем перейти к правилу 2.
Правило 2. если в слове рядом два кружочка, то их надо убрать. Применять правило столько раз, сколько это возможно, затем перейти к правилу 3.
Правило 3. если в слове рядом два квадрата, то их надо убрать. Применять это правило столько раз, сколько это возможно.
Затем дети сокращают слово из квадратов и кругов по этим правилам в направлении слева на право. Начинают всегда сокращать с правила 1. в конце выясняют, что же осталось от длинного слова. Для повышения интереса , детям рассказывают увлекательные сюжетные ситуации, игровые задачи.
Усложнение: увеличивают количество блоков в словах, предлагают новые варианты правил, предлагают детям самим придумать новые правила сокращения слов.
«Построй дом».
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Материал: набор блоков, 4 карточки-домика, мешочек, прямоугольники по размеру клеток на карточке.
Ход игры:
В игре принимают участие пять человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка-домик и прямоугольники-кирпичи. Задача строителей – построить свой дом.
Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называют их форму. Тот, кто находит соответствующее значение на карточке, закрывает его прямоугольником-«кирпичиком». Тот, кто первым правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом), становится ведущим.
Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер).
Усложнение: используются карточки, которые требуют выделение двух свойств, которые требуют на три свойства.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
для младшей группы
• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
• Дай мишке все синие фигуры, зайчику - жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
• Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?
После знакомства с новой занимательной игрой, предложите выполнить упражнения:
- Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
- Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
- Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
- Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Средняя, старшая и подготовительная группы
- Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
- По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
- В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
- Воспитатель убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем воспитатель убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
- Нужно распределить фигуры между воспитателем и ребенком таким образом, чтобы воспитателю достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
- Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства:
- цвет обозначается пятном
- величина - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша:
Домино
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
a) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
д) фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
Цепочка
Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру) фигуры и т.д.
Игра “Найди клад”
Необходимо 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Игра “Угадай-ка”
Необходимы логические блоки, игрушка.
Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».
Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.
Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.
Игра “Дорожки”
Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).
На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.
Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.
Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.
Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д.
Игра “Засели домики”
Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков
На картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).
Знаки в домике подсказывают, какие фигуры в каких комнатах должны поселиться.
Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире), какие они.
Упражнение повторяется с другими свойствами. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками), а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста » ( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша )
Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и...
Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»
На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з...
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию познавательно-исследовательской и конструктивно-модульной деятельности детей подготовительной к школе группы с нарушением речи (детей с овз).
Системный подход к развитию познавательно-исследовательской и художественно-эстетическойдеятельности. Обеспечивать психологический комфорт воспитанников с овз....
«Интеграция художественной литературы в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста»
Интеграция художественной литературы в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста»...
Познавательно – исследовательский проект «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Ведущей деятельностью дошкольника – является игра, поэтому игру, как метод обучения целесообразно использовать в развитии математических способностей детей. В играх обязательно должны присутствовать ...