Программа кружка - опыты и экспериментирование "Волшебные горошины"
опыты и эксперименты (младшая группа)
Создание эффективных условий для развития познавательной активности детей млд.дошк. возраста по средствам экспериментирования с окружающей действительностью. Формирование познавательной активности детей, умение устанавливать простейшие связи и отношения к обьектам ближайщего окружения. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_-volshebnye_goroshiny.docx | 41.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».
Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе
В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.
На занятиях с педагогом дети формируют практические умения и навыки экспериментирования
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Возрастные особенности детей 3–4 лет
В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать.
Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.
Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):
- Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.
- Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.
- Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
- Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
- Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.
- Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.
Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того или иного объекта действительности
Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.
Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок
Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:
- Образовательные:
- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формирование способности самостоятельного исследования предметов;
- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
- Развивающие:
- совершенствование мелкой моторики и координации движений;
- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
- развитие внимания и памяти;
- развитие речевых способностей.
- Воспитательные:
- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
- развитие умения следовать поручениям взрослого.
Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера, укрепляются дружеские взаимоотношения
Виды опытно-экспериментальной деятельности
Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
- Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
Ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой температуре воздуха
- Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично
- Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.
Ребята самостоятельно предлагают способы для проверки какого-либо свойства объекта
Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта.
Таблица: подборка практических занятий по видам экспериментирования
Иллюстративное экспериментирование |
|
Поисковое экспериментирование |
|
Решение познавательных задач |
|
Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности
В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:
- Игры-эксперименты. Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности.
- Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий.
- Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).
Дошкольники с удовольствием отправляются в сказочные путешествия, чтобы помочь любимым героям
- Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.
Ребята наблюдают процесс попадания воздуха в воду и выхода его на поверхность
- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.
Продемонстрированные педагогом опыты с водой малыши вполне способны повторить самостоятельно
Личностный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности осуществляется через выполнение воспитанниками заданий разных уровней, распределение действий по подгруппам. Например, на занятии «Имеет ли форму вода?» первой подгруппе даётся задание вылить воду из стаканчика на поднос и провести наблюдение, какую форму примет жидкость. Вторая подгруппа переливает воду из стаканчика в колбу, из колбы — в фигурную вазочку, из вазочки — в бокал, из бокала — на поднос. Предполагается, что воспитанники первой подгруппы сделают элементарный вывод: вода не имеет формы. Воспитанники второй способны дополнить представления о свойствах этой жидкости: вода не имеет формы, но принимает форму сосуда, в котором находится.
Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения воспитанника.
В младшей группе можно попросить сильного воспитанника показать последовательность выполнения действий эксперимента для одногруппников
Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе
Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.
Опыт — всему учитель.
Юлий Цезарь
Мотивирующее начало занятия
Дети 3–4 лет концентрируют внимание на явлениях и предметах, которые их заинтересовали и вызывают положительные эмоции. Чтобы возник стимул к экспериментированию, поиску ответов на поставленные вопросы, воспитатель организует начало занятия мотивирующего характера. Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. Зачастую случается, что практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента.
Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного театра.
Эмоциональный настрой воспитанников в начале занятия во многом влияет на итоговый результат мероприятия
Таблица: примеры мотивирующего начала занятий
Тема занятия | Мотивирующее начало |
«Мутная вода» | Привлечение сказочного персонажа и создание проблемной ситуации. |
«Чистые руки» | Использование куклы и игрушки Мойдодыра, элементы игры, привлечение художественных текстов. |
«Ледяные украшения» | Изучение наглядного материала, постановка проблемной задачи. Когда украшают ёлки? (В декабре, перед празднованием Нового года). Что используют в качестве украшений? (Мишуру, гирлянды, игрушки). Какие бывают ёлочные игрушки? (Шары, колокольчики, шишки, фигурки животных и сказочных персонажей и т. д.) Воспитатель подводит детей к окну, показывает искусственную ёлку, установленную на площадке их группы, и сообщает, что заведующая попросила нарядить ёлочку к Новому году и выдала для этого коробку с материалами. |
В результате экспериментирования по замораживанию цветной воды в формочках ребята получают украшения из льда, которыми смогут украсить ёлку на территории ДОУ
Временной план занятия
Занятие по экспериментированию имеет примерный план:
- организационный момент — 1 минута;
- мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты;
- игровая или двигательная активность — 4–5 минут;
- практическая деятельность — 4–6 минут;
- подведение итогов, рефлексия — 1 минута.
После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали:
- Понравилось ли вам занятие?
- Что было самое интересное?
- Хотелось ли бы вам повторить эксперимент самостоятельно, рассказать о нём дома родителям?
- Будет ли вам интересно продолжить изучение свойств объекта, с которым мы сегодня экспериментировали?
Активность во время занятия и любознательность воспитанников всегда поощряется
Таблица: картотека опытов и экспериментов
Тематика | Содержание опытов и экспериментов |
«Жидкая форма воды» | Опыты с изучением основных свойств воды: способности нагреваться, растворять вещества (соль, сахар, краски), принимать форму различных ёмкостей, выталкивать деревянные, резиновые, пластмассовые предметы. Игры-эксперименты: вылавливание игрушек из воды сачками, переливание воды на скорость из одного сосуда в другой при помощи черпаков, игры с водяной мельницей, брызгающими игрушками. |
«Твёрдая форма воды: лёд и снег» | Экспериментирование со снегом: наблюдение за процессом таяния снега, изучение свойств мокрого снега. Экспериментирование со льдом: наблюдение за таянием сосулек, изучение процесса замерзания воды. Игры-эксперименты: лепка снеговиков, рисование на снегу, создание ёлочных украшений или бус из льдинок, заливание горки для кукол. |
«Песок» | Экспериментирование с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей, создание цветного песка (раскрашивание). Игры-эксперименты с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличей при помощи формочек и ведёрок, выкапывание пещер и тоннелей. Действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров. |
«Воздух» | Моделирование явлений: создание вихря при помощи кусочков бумаги и воздушной струи, бурунов в стакане с водой. Опыты по определению силы и направления ветра: наблюдения на улице с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, флажками, ветряной мельничкой. Экспериментирование по созданию мыльной пены, мыльных пузырей. |
«Объекты растительного мира» | Эксперименты с проращиванием семян, посадкой луковицы. Наблюдения за распусканием почек или бутонов на ветке дерева, окрашиванием белых цветов при погружении в цветную воду. |
«Ткани» | Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся. |
«Свет и тень» |
|
«Магнит» | Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности). |
«Опыты-фокусы» | Во второй младшей группы эти опыты демонстрируются педагогом, некоторые из них могут повторить после просмотра воспитанники при соблюдении техники безопасности и под контролем взрослого. «Воздушный шарик и апельсин»: над шариком из апельсиновой цедры выжимается капля сока, шарик лопается. «Невидимые чернила»: лимонный сок и вода смешиваются из соотношения 1:1, ватная палочка смачивается в разведённом соке и ею на белом листе бумаге создаётся надпись или рисунок, которые не видны; когда бумага высохнет, её нагревают около электрической лампы, написанное становится видимым. «Лава в стакане»: стакан на 3/4 заполняется свекольным соком и на 1/4 растительным маслом; когда масло поднимется к поверхности, в стакан опускают шипучую таблетку. «Торнадо в бутылке»: пластиковая бутылка заполняется жидкостью на 2/3 и плотно соединяется со второй пустой бутылкой; круговыми движениями бутылку вращают и наблюдают за образованием торнадо. «Яйцо в бутылке»: горлышко стеклянной бутылки смазывают подсолнечным маслом и бросают в неё горящие кусочки бумаги; пока бумага горит, на горлышко бутылки кладётся сваренное вкрутую яйцо; когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки. |
Свойства воздуха дети начинают изучать в процессе экспериментирования с мыльными пузырями
Таблица: пример конспекта по экспериментальной деятельности во второй младшей группе (фрагмент)
| |
Название | «Волшебные горошины» |
Цель | Создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности через общение и игру. |
Задачи | Воспитывать желание участвовать в совместной с воспитателем деятельности. Создать условия для ознакомления с «силой движения», побуждая детей к речевой активности.
|
Материалы |
|
Организационный этап | В - сегодня мы с вами отправимся в сказку. (Показ сказки — презентация). |
Основная часть | В.: Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу: горох положить в одну тарелочку, а фасоль — в другую. Начинаем. |
Заключительная часть | В - ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей). Оказывается, добрые дела нужно делать постоянно. Мы с вами молодцы, давайте похлопаем себе. |
Цит. по: http://portal2011.com/konspekt-zanyatiya-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-vo/ |
Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят: здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.
Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Желательно, чтобы центр песка и воды находился в непосредственной близости от умывальной комнаты
Материальная база опытно-экспериментального центра:
- природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки;
- другие материалы: образцы тканей, бумаги;
- игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы;
- сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;
- медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля;
- вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри;
- фартуки, косынки, нарукавники.
Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
Фотогалерея: примеры оформления центров экспериментирования
Все материалы и приборы в исследовательском центре доступны воспитанникам под контролем педагога
Если позволяет место, в центре экспериментирования можно размещать поделки воспитанников
Ящики с материалами для проведения опытов младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов
Самообразование воспитателя второй младшей группы по экспериментальной деятельности
Самообразование воспитателя по теме «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе» осуществляется через расширение его теоретических знаний:
- изучение периодики, книг и исследований на эту тему;
- пополнение картотеки опытов и экспериментов;
- знакомство с опытом организации практических исследований с младшими дошкольниками среди коллег из других ДОУ (на педагогических интернет-порталах);
- участие в онлайн-лекциях и вебинарах.
Список методической литературы для воспитателя младшей группы:
- Гринберг Д. «Первая книга опытов и экспериментов для детей».
- Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».
- Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».
- Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
- Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».
- Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».
- Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
- Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А. Лыковой.
Воспитатель формулирует цели и задачи самообразования, предполагаемые результаты, обосновывает актуальность темы, работает над составлением календарно-тематического планирования, разрабатывает планы занятий, картотеку опытов для детей 3–4 лет.
Практическая сторона самообразования складывается из:
- консультаций для родителей о задачах проведения опытов и экспериментов в детском саду, привлечения их к созданию развивающей среды в группе с целью развития детского экспериментирования;
- привлечения к проектной деятельности педагогов дополнительного образования;
- организации тематических досугов;
- проведения открытых занятий;
- мониторинга уровня практических навыков и заинтересованности воспитанников.
О результатах проделанной работы воспитатель докладывает на педагогических советах и круглых столах, публикует методические разработки в соответствующих изданиях, участвует в семинарах и мастер-классах. Организуются открытые занятия и досуги, приглашаются методисты для оценки работы воспитателя. Педагогу желательно заблаговременно договориться с кем-либо из сотрудников для фото- и видеосъемки, иллюстративные материалы будут нужны с целью подготовки публикаций в периодических изданиях и на интернет-порталах.
Младший дошкольный возраст — время повышенной активности ребёнка. Он имеет пытливый ум и хочет знать всё. В современном мире информацию получить легко: на любой вопрос взрослый может найти ответ в интернет-энциклопедии за считаные секунды. Воспитателю важно привить ребёнку интерес к поиску информации через изучение предмета или проблемной ситуации. Проделанный им опыт запомнится ярче и надолго в отличие от озвученного кем-то другим готового ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты)
М\одифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты) направлена на организацию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и на экологиче...
ПРОГРАММА кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» на основе опыта «Использование музейной педагогики для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
Программа кружка краеведческого и этнографического направления «Страна под названием Север» заключается в формировании культуры ребенка, его личности, начиная уже с дошкольног...
4 Приложение к опыту: Программа кружка по ПДД Трофимова А.В.
Рабочая программа кружка по правилам дорожного движения «Веселый светофор»Подготовительной группы (6 – 7лет)Разработчик программы: воспитатель первой категории Трофимова Анаста...
Рабочая программа кружка "Цветные горошины" для детей 3-5лет
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий......
Программа кружка "Почемучки" (опыты и эксперименты в ДОУ
Структура программыI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.2. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2. ...
программа кружка "Занимательные опыты и эксперименты"
программа кружка по экспериментированию для детей 5-7 лет на 1 год...
Программа кружка дополнительного образования: «Я – исследователь. Опыты и эксперименты».
Пояснительная записка:Рабочая Программа «Я-исследователь. Опыты и эксперименты» разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответстви...