Программа кружка дополнительного образования: «Я – исследователь. Опыты и эксперименты».
рабочая программа (подготовительная группа)
Пояснительная записка:
Рабочая Программа «Я-исследователь. Опыты и эксперименты» разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, и Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Горского В.А.- М.: Просвещение 2014.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся подготовительной группы детского сада , поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Мы – исследователи. Опыты и эксперименты” – интеллектуальной направленности. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
В ходе занятий ученики будут заниматься проектной деятельность, которая сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы дошкольного образования включают проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования:
«Я – исследователь. Опыты и эксперименты».
Выполнила: Матвеева Ольга
Пояснительная записка:
Рабочая Программа «Я-исследователь. Опыты и эксперименты» разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, и Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Горского В.А.- М.: Просвещение 2014.
Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия/С.В. Болоушевский.-М.:Эксмо, 2014.-72с.: ил.- (Опыты для детей и взрослых) (указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания при наличии)
Цель: получение учениками представлений о явлениях и объектах окружающей среды через формирование элементарных умений и навыков, связанных с выполнением экспериментов, исследований, практических работ.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умения ставить цель, анализировать и объяснять полученный результат с точки зрения законов природы;
-развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, речь, практические навыки;
-формировать умения работать с лабораторным оборудованием.
Воспитательные:
-формировать систему ценностей, направленной на максимально личную эффективность в коллективной деятельности в ходе выполнения практических, экспериментальных, исследовательских работ
Развивающие:
-развивать познавательные процессы и мыслительные операции;
-развивать умения ставить перед собой цель, проводить самоконтроль, доводить начатое дело до логического завершения;
-формировать потребность исследования окружающего мира с точки зрения физических явлений и процессов, саморазвития.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Актуальность.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся подготовительной группы детского сада, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Мы – исследователи. Опыты и эксперименты” – интеллектуальной направленности. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие детского сада с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
В ходе занятий дошкольники будут заниматься проектной деятельность, которая сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы дошкольного образования включают проектную деятельность.
Программа «Я – исследователь. Опыты и эксперименты» общеинтеллектуального направления, носит пропедевтический характер, предназначена для ознакомления дошкольников с широким кругом физических явлений, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Занятия курса программы способствуют развитию детей, повышению их интереса к познанию законов природы. Тематика программы позволяет в доступной форме с помощью простых опытов способствовать формированию у дошкольников устойчивой мотивации к дальнейшей учебной деятельность, дает эмоциональный заряд для развития метапредметных связей и формирования таких качеств личности, как: целеустремленность, настойчивость, практические и творческие навыки.
Продолжительность занятий: 40 минут, 1 раз в неделю
Сроки реализации программы: 1 год
Особенности организации занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуально – творческая, проектная.
Форма организации: групповая, индивидуальная, совместная проектно – творческая деятельность взрослого и детей.
Реализация программы предполагает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий.
По своей структуре аудиторные занятия состоят из следующих частей:
1) актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные психологические упражнения» в том числе «мозговой штурм);
2) формирование новых представлений ;
3) отработка личной стратегии поведения (прогнозирование, выдвижение идей, выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
4) осмысление полученного опыта, рефлексия
Тематика аудиторных занятий регламентируется календарно-тематическим планированием и фиксируется в журнале внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я-исследователь. Опыты и эксперименты».
Предметные результаты:
Ребенок научится:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты и опыты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:
-зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
-переключения, устойчивости и распределения внимания;
-произвольного внимания;
-объёма внимания;
-способности к комбинированию;
-внутреннего плана действия;
-различных видов памяти;
-оперативной слуховой и зрительной памяти;
-конструктивного мышления;
-логического и пространственного мышления;
-образного и словесно-логического мышления;
-творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
-способности к воссозданию мысленных образов.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
-принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
-контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
-оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-развивать способность к рефлексии.
Познавательные УУД:
-строить речевые высказывания в устной форме;
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
-создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
-использовать знаково-символические средства;
-владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
-осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-устанавливать причинно следственные связи;
-строить логические цепи рассуждений;
-самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:
-зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
-переключения, устойчивости и распределения внимания;
-произвольного внимания;
-объёма внимания;
-способности к комбинированию;
-внутреннего плана действия;
-различных видов памяти;
-оперативной слуховой и зрительной памяти;
-конструктивного мышления;
-логического и пространственного мышления;
-образного и словесно-логического мышления;
-творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
-способности к воссозданию мысленных образов.
Коммуникативные УУД:
-быть открытым и способным выражать собственные мысли;
-высказывать и аргументировать своё предложение;
-убеждать и уступать;
-с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
-брать на себя инициативу работая в группах;
-осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
-слушать своих сверстников;
-принимать решения и помогать друг другу;
-сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
-принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
-работать в парах и малых группах.
Личностные результаты:
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
-воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Я-исследователь. Опыты и эксперименты»
Модуль 1: Опыты и эксперименты с водой.
В модуле дошкольники проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента.
Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Ребята могут использовать полученные знания в быту и на практике.
Темы модуля:
1. Вода и её свойства.
2. Вода в природе. Три состояния воды.
3. Круговорот воды в природе. Осадки.
4. Экологические проблемы. Охрана воды.
Темы экспериментальной деятельности ( 9 часов) :
-Пар – это тоже вода
-С водой и без воды.
-Замораживаем воду
-Художественное творчество Аппликация «Снежинка».
-Вода не имеет формы
-«Плывущее яйцо»
-«Кипение» холодной воды.
-«Эксперимент со льдом»
-«Творческая мастерская»
Модуль 2: Опыты и эксперименты с воздухом.
В модуле дошкольники проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Дети знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Это модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамках изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Дошкольники узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Темы модуля:
1) Воздух и его свойства.
2) Движение воздуха. Ветер.
3) Метеорология и погода.
4) Экологические проблемы. Охрана воздуха.
Темы экспериментальной деятельности (11 часов):
-Этот удивительный воздух
-Парусные гонки
-Вдох – выдох
-Поиск воздуха
-Муха – цокотуха
-Воздух при нагревании расширяется
-В воде есть воздух
-Много ли в воздухе кислорода?»
-«Рисунки ветра»
-«Не текучая вода»
-«Танцующая монета
Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.
В модуле дошкольники проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Дошкольники знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Дошкольники на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.
Темы модуля:
1)Металл и его свойства.
2)Магнит и магнетизм.
3)Полезные ископаемые. Руды.
4)Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.
5)Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.
Темы экспериментальной деятельности (8 часов):
-Парящий самолет
-Притягивает – не притягивает
-Как достать скрепку из воды, не замочив рук
-Рисует магнит или нет
- «Вольфрам – король лампочек»
- «Алюминий – самый лёгкий металл»
- «Куй железо пока горячо»
- «Из чего делают провода»
Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной (6 часов)
В модуле дошкольники проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины, а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемые и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Дошкольники могут использовать полученные знания в быту и на практике.
Темы модуля:
Песок и глина. Сходство и различие.
Песок и глина – полезные ископаемые.
Песок и глина в жизни человека.
Изучаем строение песка и глины
Темы экспериментальной деятельности ( 6 часов) :
- Песчаный конус.
- Глина, какая она?
- Песок и глина – наши помощники.
- Ветер и песок
- «Свойства мокрого песка»
- «Песочные часы
Содержание учебного предмета « Я-исследователь. Опыты и эксперименты».
№ | Модули внеурочной деятельности | Всего часов |
1 | Опыты и эксперименты с водой | 9 |
2. | Опыты и эксперименты с воздухом | 11 |
3. | Опыты и эксперименты с металлом | 8 |
4. | Опыты и эксперименты с песком и глиной | 6 |
Итого 34 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/12/picture-45545-1728714120.jpg)
Как разработать программу кружка дополнительного образования
Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-768430-1588266242.jpg)
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»
Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь». Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательск...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-1214569-1580867053.jpg)
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные исследователи"
Рабочая программа по кружку "Юные исследователи"...