Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_usloviyah_fgos.docx | 33.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС
Слова, слова, слова…[стихотворение].
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами
Они слышны и здесь, и там - на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое незнакомо.
Слова, слова, слова…Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – в огромном море, море слов
Купаться ежечасно!
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
ФГОС пункт 1.9.
Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
- обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО;
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Направления работы
по развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Речевое развитие включает
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Средства развития речи
- Общение взрослых и детей
- Культурная языковая среда
- Обучение родной речи на занятиях
- Художественная литература
- Различные виды искусства
Методы развития речи
Наглядные: непосредственные – метод наблюдения.
Опосредованные- с использованием изобразительной наглядности.
Словесные - чтение и рассказывание худ. произведений.
Практические - дидактические игры.
Репродуктивные – воспроизведение готового речевого материала.
Продуктивные – создание собственных связных высказываний.
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Наглядные.
Словесные.
Игровые.
Прямые.
Косвенные.
В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания задания, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие).
Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа
Основные: 1. репродуктивные( констатирующие) кто? что?
2. поисковые- почему? зачем?
Вспомогательные: 1. Наводящие.
2. Подсказывающие.
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль. Следует избегать неконкретных вопросов (какая корова).
Понятие связной речи и
её значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
- Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии (Таштанова А. М.).
- Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой) (Пархоменко Л. И.).
- Игровые упражнений ТРИЗ (Джепко С. М.).
- Методы и приёмы технологии Фесюковой Л. Б. «Воспитание сказкой» (Ковалева О. В.).
- Артикуляционная гимнастика (Жукова И. П.).
- Логоритмика (Мазниченко Н. В.).
- Пальчикова гимнастика (Бедусенко Н. В.).
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Основные компоненты речевой развивающей среды.
- Речь педагога;
- методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Требования к речи педагога
ДОУ
- Правильность
- Точность
- Логичность
- Чистота
- Выразительность
- Богатство
- Уместность
Игровой тест на знание ФГОС ДО: речевое развитие
Задание 1. Вопросы:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
- Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
- Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ-повествование)
- Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (младшая группа)
- Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
Задание 2. Переведите пословицы на русский язык.
«Сын леопарда тоже леопард» («Яблоко от яблони далеко не падает»)
«Верблюда под мостком не спрячешь» («Шило в мешке не утаишь»)
«Молчаливый рот – золотой рот» («Слова -серебро, а молчание-золото»)
«Бойся тихой реки, а не шумной» («В тихом омуте черти водятся»)
Задание 3. Назвать пословицу по двум словам
• Семья - душа (Вся семья вместе – душа на месте)
• Дом – стены (В родном доме и стены помогают)
• Кормит – портит (Труд кормит, а лень портит)
• Время – час (Делу время, а потехе час)
• Тепло – добро (При солнышке тепло, при матери добро)
Задание 4. Объясни выражения
• дело в шляпе… (все в порядке)
• плясать под чужую дудку… (действовать не по собственной воле)
• как на иголках… (состояние крайнего волнения, беспокойства)
• чесать язык… (болтать попусту)
• морочить голову… (отвлекать от основного дела пустыми разговорами)
Правила для смелых и упорных педагогов
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...
Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации ФГОС ДО посредством внедрения инновационных технологий (техник) по речевому развитию дошкольников
Презентация - проект по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»
Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....