Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
консультация
Мастер – класс
«Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Литература во всех ее видах —не что
иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях,направленных на развитие речи детей.
Актуальность:формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения,в которых главные действующие лица – дети, животные,описываются игровые и бытовые ситуации.
Предлагаем вашему вниманию мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы». Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра.Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_master_klass_dlya_pedagogov.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Галкинский детский сад
Мастер – класс
«Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Составили:
Воспитатели:
Чернавская Д.Ю.
Кузенкова Е.Е.
с. Галкинское, 2023
Мастер – класс
«Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Литература во всех ее видах —не что
иное, как тень доброй беседы.
Роберт Луис Стивенсон
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях,направленных на развитие речи детей.
Актуальность:формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения,в которых главные действующие лица – дети, животные,описываются игровые и бытовые ситуации.
Предлагаем вашему вниманию мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы». Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра.Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Мастер – класс начнем с разминки.
Давайте поделимся на две команды.
Команды сформированы, замечательно! Понятно, что все присутствующие воспитатели знатоки своего дела, но пожелаю всем удачи!
Начнем мастер-класс с разминки, готовы?
Вопросы для первой команды:
- Что такое речь?
Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
2. Что мы понимаем под развитием речи дошкольника?
Развитие речи дошкольника – работа над всеми сторонами речи.
Вопросы для второй команды:
3. Что такое диалог?
Диалог — это разговор двух и более людей. А еще диалогом называют литературное произведение в форме разговора.
4. Что такое монолог?
Монолог — это речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
Большое спасибо. Разминка окончена. Как все догадались мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога.
Во второй части нашего мастер – класса предлагаем вам игры, которые вы сможете использовать на занятиях или в свободной совместной деятельности.
- Словесно - дидактическая игра «Предметы из сказки»
Мы приглашаем выйти по 2 человека от каждой команды. Каждый из вас берёт одну картинку с изображением предмета и подбирает сказки, в которых он упоминается:
1) яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок;
2) яблоко — Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди;
3)кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты;
4)лиса — Колобок, Заюшкина избушка, Теремок.
- Следующий прием: игра « Микрофон»
Пересказ «по цепочке» - один ребёнок начинает, второй продолжает, третий заканчивает.
В ходе работы нужно стараться фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты ).
Мы предлагаем вам пересказать по цепочке сказку «Репка». Мы начинаем:
- Посадил дед Репку. Выросла репка большая-прибольшая. А теперь продолжает Маша.
- Словесно - дидактическая игра «Волшебные и сказочные слова»
Предлагаем каждой команде - посмотреть на картинки и угадать сказку и назвать сказочные заклинания и волшебные слова.
Для первой команды:
- Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению? (По щучьему велению, по моем хотению);
- Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников (Сим- сим, открой дверь);
-«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» русская народная. (Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту).
Для второй команды:
-Р. Н. С. «Сивка- Бурка»(Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою);
- «Цветик-семицветик»(Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг);
-«Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака (Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!).
4) Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лицасказки или предмета»
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому.Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я-тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки,смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- Прошу первую команду придумать начало сказки «Теремок» от лица самого теремка.
- А вторую команду начало сказки «Три медведя» от лица Михайло Потапыча.
5) Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти,речи детей.
Вариант 1:
Игровое действие :
- Для первой команды –
Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:
«Жили-были дед и баба,и была у них курочка Ряба.Раз снесла яичко курочка Ряба.Положила бабка его на окошко студиться.А дед пошёл тянуть репку.Тянет, потянет, а вытянуть не может.»
(«Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
- Для второй команды –
«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». Дед тянет-потянет - вытянуть не может. Баба тянет-потянет — вытянуть не может. Плачет дед, плачет баба. Да слезами горю не поможешь. Дед говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дома сиди, братца береги!». День проходит, два проходит. Баба взяла пирожок и горшочек масла и пошла по длинной дороге. Долго ли, коротко ли шла, увидела избушку на курьих ножках, об одном окошке, вокруг себя поворачивается».
(«Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Царевна-лягушка»).
Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец(«Сестрица Алёнушка и братецИванушка»).
3) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»).
4) Тыква, принц, бал («Золушка» Ш.Перро).
6) Словесно- дидактические игры с элементами мнемотехники
Цель: развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи:
- Расширять представление детей в умении рассказывать содержаниесказки с использованием мнемотаблиц
- Развивать активную связную речь у детей в игре.
- Закреплять умение составлять сказку связно в логическойпоследовательности.
- Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать изакончить сказку.
- Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
7) «Сказочные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора)
2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)
3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс)
4. Она была подружкой гномов,
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
5. Дюймовочки жених слепой,
Живет все время под землей. (Крот)
6. Этот толстяк живет на крыше,
И летает он всех выше. (Карлсон)
В заключительной части нашего мастер – класса подведем итоги:
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
4. Выполнять игровые действия,способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
5. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов,стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
8. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением,а затем без него.
Таким образом,можно отметить,что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников,способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Обогащение речи детей посредством художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, не...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....
Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...
Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы. Задачи:1.А...
Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...
мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
данный материал будет интересен для педагогов...