«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Васильева Лилия Васильевна

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Практическая значимость состоит в повышении креативных компетенций педагога ДОУ. Это, в свою очередь, обеспечит возможность создания сотрудничества с родителями, коллегами и администрацией ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

«Мастер-класс»  Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Актуальность

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Практическая значимость состоит в повышении креативных компетенций педагога ДОУ. Это, в свою очередь, обеспечит возможность создания сотрудничества с родителями, коллегами и администрацией ДОУ.

Инновационная направленность

В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Сущность социо - игрового стиля работы:

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки, и общения».

Степень распространения материалов

Доклад «Развитие творчества детей через театральную деятельность» представляла  на РМО «Работа с одаренными детьми» в марте 2010 года  », обмен опытом работы по проблеме «Нравственно – патриотического воспитания средствами театра »  для слушателей Хакасского института развития образования и подготовки кадров в апреле 2010 года. В процессе работы над мастер-классом выстраивается и апробируется практический материал, который затем может быть предложен для использования другими образовательными учреждениями.

Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас»

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности».

Перед вами цель моего мастер – класса, где я научу вас развивать диалогическую речь дошкольников посредством элементов театрализованной деятельности. Обращаю ваше внимание, только лишь элементов.

Задачи:

Обучающие:

• повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности; Обучать строить диалог;

Развивающие:

• Развивать речевые контакты ребёнка со взрослыми и детьми;

Воспитательные:

• Воспитывать культуру речи при ведении диалога.

Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. Над этой проблемой я работаю, используя элементы театрализованной деятельности.

Полагаю, что проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлечёнными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.

Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребёнку приходится ориентироваться на особенности партнёра, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить своё высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником – новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Каковы же принципы работы по данной теме!

1. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.

2. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность процесса (если брать работу по диалогу раз в квартал, результатов не дождётесь) .

3. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий, к более сложным.

4. Этиопатогенестический принцип, означающий дифференцированное построение процесса развития диалогической речи (каждому ребёнку давать материал доступный его развитию).

5. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей (психология наших детей построена таким образом, что необходимо задействовать все три анализаторных системы) .

6. Принцип доступности, заключается в том, что педагог должен использовать в работе приёмы активизации познавательных способностей детей.

7. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребёнок получает знания, которые он способен успешно выполнить (ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребёнка).

Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по-новому взглянуть на развитие диалогической речи дошкольников, понять – для чего же необходимы элементы театрализованной деятельности в развитии диалогической речи.

Вашему вниманию предоставляю модель развития диалогической речи, по средствам элементов театрализованной деятельности. Обратите внимание – начинаем от простого к сложному.

Модель развития диалогической речи

1. Чистоговорки

2. Моделирование

3. Беседа групповая

4. Употребление речевых штампов

5. Реплицирование

6. Постановка вопроса

7. Речевые клише

8. Дидактический рассказ с инсценировкой

9. Инсценировка диалога в стихах

10. Режиссёрские игры

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросо – ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы – высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы с элементами театрализованной деятельности, которые органично вписываются в жизнь ребёнка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация - учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться. В данном случае учимся применять речевые штампы в соответствии с темами: «Приветствие», «Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра». Чем мы с вами сейчас и займёмся. Вот такая ситуация «Незнайка знакомится». В роли Незнайки воспитатель (атрибут – шляпа).

Незнайка: - Я хочу познакомиться с детьми. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут Незнайка, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Незнайка, а твоё как? (ответ)

- Я – Незнайка, а ты кто? (ответ)

- А как зовут девочку рядом с тобой? (ответ)

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения)

Таким образом, игровая мотивация становится обусловленной, учебной, и наоборот.

Так же в диалоге использую чистоговорки, вы спросите как? Сейчас сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть чистоговорки, а вторая группа  дополняет.

Ля-ля-ля – вот моя земля.

Лё-лё-лё – ты скажи «алё»

Ле-ле-ле – тина на весле.

Лю-лю-лю – стены побелю.

Ли-ли-ли – мы козу пасли.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность, в группе организую режиссёрские игры (например, «Мы журналисты»), которые очень нравятся детям. Чаще всего соединяю с реактивным реплицированием, в простейших диалогических единствах (сообщение – встречное сообщение, сообщение – подтверждение, сообщение – отрицание, сообщение – побуждение к действию). Цель этих упражнений – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации. Предлагаю вам апробировать этот приём. Для дошкольников достаточно микрофона и они уже «журналисты».

Журналист: - Что бы вы сказали, если бы увидели, выйдя на улицу, что идёт дождь? (микрофон – ответы)

- Вы любите петь? Какую песню больше всего любите?

- Ты умеешь плавать? И т. д.

Вот видите, на один и тот же поставленный вопрос находятся различные варианты ответов.

В качестве наиболее эффективного приёма развития диалогической речи, использую моделирование. 

Замена абстрактных вербальных образов зрительными, значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты – схемы, которые используются ребёнком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображёнными на них картинками – символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребёнок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок – символов.

Вашему вниманию предоставляю карты – схемы. Начнём с простых, которые использую на начальном этапе диалогической речи.

- Кто это? Где живёт?

- Куда отправился? Чем был занят?

- Что произошло? Чем закончилось?

Перед вами более сложная схема. Задание даётся одному ребёнку. Слушайте: - опишите один день из жизни инопланетянина, начиная рассказ по схеме слева направо. Кто желает?

- Что это?

- Кто и где оказался?

- Чем закончилось?

Следующий приём: дидактический рассказ с инсценировкой. Проходит в два этапа. На первом этапе воспитатель читает сказку, а дети, слушая, подсказывают нужные реплики. На втором этапе прозвучавшие реплики применяются в инсценировке. Слушайте внимательно, запоминайте реплики друг друга, и тогда рассказ получится замечательный! Начнём…

«Жил на свете цыплёнок. Сначала он жил в тёплом маленьком домике – яйце. Но вскоре ему стало скучно одному, и он решил выбраться наружу. Когда он вылупился из яйца, оказалось, что он жёлтый – прежёлтый. Мама Курица так его и назвала: Жёлтый Цыплёнок.

Однажды утром Жёлтый Цыплёнок решил прогуляться и познакомиться с соседями. Он зашагал по тропинке и вскоре на ромашке увидел красивую бабочку. Она была такая красивая, её так и звали – Красивая Бабочка.

Жёлтый Цыплёнок подбежал к бабочке и сказал: …

А бабочка ответила:…. А цыплёнок добавил:…

И зашагал дальше. Неподалёку муравей тащил соломинку. Она была в несколько раз больше муравья, но муравей легко с ней справлялся. Его так и звали – Сильный Муравей. Жёлтый цыплёнок ему сказал:… Муравей в ответ: …. Удивился цыплёнок: … А муравей: … Так Жёлтый Цыплёнок познакомился с муравьём. Дальше по тропинке скакал Серый Воробей. Цыплёнок вежливо поздоровался:…. Воробей ответил: … Жёлтый Цыплёнок решил с ним познакомиться: … На что Воробей ответил: …. Тогда цыплёнок и сам представился: … И предложил: … И они подружились»

Переходим ко второму этапу, где применим в инсценировке прозвучавшие реплики (раздать элементы театрализации). Я читаю текст, а вы сначала имитируете движения героя, затем дополняете репликой по тексту.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнёрских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как отношение ребёнка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками.

С целью закрепления и автоматизации речевых навыков речевые действия выполняются в стихотворных диалогах с элементами театрализации, где проводится предварительная работа: заучивание слов, отработка выразительности речи, развитие умения строить диалог в действии. Так как мы профессионалы своего дела, умеем читать, экспромтом построим стихотворный диалог с элементами театрализации.

Сценка: «Звери ждут весну»

Действующие лица: зайчик, белочка, ёжик, мишка, весна.

Таблицы – с указанием героя помогут сориентироваться, откуда начать действие. Роль весны возьму на себя я. А кто будет зайчиком? И т. д.

Сценка: «Звери ждут весну»

Зайчик: (белочке)

- Соседка, новость есть для вас. Мне лучик солнечный сказал, что к нам весна идёт. И должен я предупредить о том лесной народ.

Белочка: (зайчику) 

- Как рада это слышать я. Спасибо, зайчик мой. Давно я в доме убралась, теперь займусь собой. Новый фартучек нарядный я примерю поскорей. И в честь праздника достану бусы я из желудей. А теперь побежим – ёжика предупредим!

Зайчик: (ёжику) - Здравствуй, Ёжик!

Ёжик: - Здравствуйте, друзья!

Белочка: - Нам лучик солнечный сказал: Весна сюда идёт! И мы хотим предупредить о том лесной народ!

Ёжик: - Тогда, друзья, потороплюсь, за дело быстренько возьмусь. Возле ёлки, возле кочки соберу, друзья, листочки, положу в корзиночку, размету тропиночку. (Метёт метёлкой)

Все (вместе): -  Приходи, Весна, мы ждём, для тебя сейчас споём. (Поют куплет песни из м /ф «Кот Леопольд») 

«Слышишь, как звенят в небе высоко солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко. А когда наоборот – трудно»

Белочка: - Под корягою спит Мишка.

Ёжик: - Просыпайся, друг Топтыжка!

Зайчик: - Посмотри, весна идёт!

Мишка: - Что же это за народ! Будят! Не дают поспать!

Ёжик: - Мишенька, пора вставать, ключевой водой умыться. Причесаться, нарядиться! В домике своём убраться! Мишка, надо просыпаться!

Зайчик: - Кто – то песенку поёт?

Белочка: - Это к нам Весна идёт! (звучит музыка)

Весна: - Здравствуйте, зверята! Как долго мы с вами не виделись! Давайте поиграем! (танец «Лавата»)

Всем спасибо за помощь!

Мой опыт этими приёмами не ограничивается. Я показала лишь малую толику своего опыта. Приглашаю вас в наш детский сад «Радуга», где я смогу рассказать и показать всё в полном объёме.

Решая задачи приоритетного художественно – эстетического направления детского сада, большое внимание уделяю дополнительному образованию своих воспитанников и свою тему провожу через театрализованную деятельность.

Театр в ДОУ – источник особой детской радости. Мои воспитанники через театрализованную деятельность открывают для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывают себя, развивая диалогическую речь.

«Театр или диалог! Как маленькая дверца, приоткрывающая вход и доступ в область сердца»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"

Мастер - класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"...

Тема: «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие диалогической речидетей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

Мастер - класс. Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

  В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...

Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Формирование и совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Мастер класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики ...