Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Абдуллина Ольга Викторовна

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Мастер-класс подготовила:

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Абдуллина Ольга Викторовна

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литературы. 

Задачи

1. Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2. Содействовать  формированию у педагогов представлений  об игровых технологиях, направленных  на  развитие речи детей.

 

Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица - дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное  значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

Художественно-речевая деятельность детей - это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.) Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

В старшей группе перед педагогом стоят следующие задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;

 - воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык

  сказок, рассказов, стихотворений.

Одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе нужно создать развивающую среду.

Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, необходимо использовать разнообразные методы и приёмы.

Наглядные методы и приёмы:

- показ иллюстраций, картин, игрушек;

- элементы инсценировки;

- просмотр видеофильмов;

- оформление выставок: тематических ,одного писателя, об одном герое из разных произведений.

Словесные методы и приёмы:

- чтение произведений с просмотром иллюстраций;

- вопросы по содержанию произведений;

- пересказ произведений;

- заучивание наизусть;

- беседа по произведению;

- прослушивание аудиозаписей.

Игровые методы и приёмы реализуются через:

- использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

- элементы инсценировки;

- игры-драматизации;

- дидактические игры;

- театрализованные игры, использование разных видов театра;

- игровая деятельность.

Мастер – класс

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, которая называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

                  Словесно-дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:  «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко  курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

Вариант 2: Угадай сказку по трём словам.

1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).

2) Маша, медведь, короб («Маша и медведь»).

                 Словесно-речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета.

Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

Словесно-дидактическая игра «Гуси-лебеди»                                     Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.

Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.     Игра состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста  развивается:

  1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
  2. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
  3. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
  4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.
  5. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,

 рассказов, стихотворений.

  1. Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений

 и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

  1. Дети узнают произведения и их героев при многократном

 рассказывании.

  1. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках

 с наглядным сопровождением, а затем без него.

 Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.  

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...

ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе

ООД развитие речи детей посредством  художественной литературы в подготовительной группе...

"Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"...

Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литературы.        Задачи:1.А...

Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...

Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».

Мастер – класс«Развитие речи детей посредством художественной литературы».Литература во всех ее видах —не что иное, как тень доброй беседы.Роберт Луис Стивенсон Цель:...