Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_vospitateley.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Мастер-класс подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Абдуллина Ольга Викторовна
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи
1. Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2. Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица - дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей - это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и др.) Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.
В старшей группе перед педагогом стоят следующие задачи:
- воспитывать у детей любовь к книге;
- художественной литературе;
- способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи;
- воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык
сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей - формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе нужно создать развивающую среду.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, необходимо использовать разнообразные методы и приёмы.
Наглядные методы и приёмы:
- показ иллюстраций, картин, игрушек;
- элементы инсценировки;
- просмотр видеофильмов;
- оформление выставок: тематических ,одного писателя, об одном герое из разных произведений.
Словесные методы и приёмы:
- чтение произведений с просмотром иллюстраций;
- вопросы по содержанию произведений;
- пересказ произведений;
- заучивание наизусть;
- беседа по произведению;
- прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
- использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
- элементы инсценировки;
- игры-драматизации;
- дидактические игры;
- театрализованные игры, использование разных видов театра;
- игровая деятельность.
Мастер – класс
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, которая называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Вариант 1: Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2: Угадай сказку по трём словам.
1) Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»).
2) Маша, медведь, короб («Маша и медведь»).
Словесно-речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета.
Игровое действие: сегодня мы будем рассказывать сказку по другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.
Словесно-дидактическая игра «Гуси-лебеди» Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке. Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
- Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
- Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
- Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
- Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
- Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок,
рассказов, стихотворений.
- Рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
- Дети узнают произведения и их героев при многократном
рассказывании.
- Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках
с наглядным сопровождением, а затем без него.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе...
"Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"...
Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы. Задачи:1.А...
Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...
мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
данный материал будет интересен для педагогов...
Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Мастер – класс«Развитие речи детей посредством художественной литературы».Литература во всех ее видах —не что иное, как тень доброй беседы.Роберт Луис Стивенсон Цель:...