Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
консультация (средняя группа)
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_posredstvam_hud_lit-ry.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
"Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Подготовила:
воспитатель
Ковалева А.С.
Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.
Задачи:
1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.
2.Содействовать формированию у педагогов представлений об игровых технологиях, направленных на развитие речи детей.
Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться , переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве
Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение , включающая развитие начальных форм словесного творчества(формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.
В старшей группе перед педагогом стоят задачи:
- воспитывать у детей любовь к книге;
- художественной литературе;
- способность чувствовать художественный образ;
- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи;
-воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ,ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.
Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод: приёмы-
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
-просмотр видеофильмов;
-оформление выставок: тематических ,одного писателя, об одном герое из разных произведений.
Словесный метод: приёмы-
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
-прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
-элементы инсценировки;
-игры-драматизации;
-дидактические игры;
-театрализованные игры , использование разных видов театра;
-игровая деятельность.
Мастер – класс
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.
Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.
Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.
Словесно-дидактическая игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.
Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно ,его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте , из какой сказки этот герой. Зубки у неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)
Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»
Цель: развитие памяти, речи детей.
Игровое действие:
Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)
Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:
1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).
2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»
Игровое действие:
Сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом:
«Я -тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.
Словесно-дидактическая игра «Гуси-лебеди»
(с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
- Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
- Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке.
Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.
3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель рассказывает.
4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок.
5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.
6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.
7.Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.
8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
Литература во всех ее видах —
не что иное, как тень доброй беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение речи детей посредством художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, не...
Обогащение речи детей посредством художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формир...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....
Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе
ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе...
"Развитие речи детей посредством художественной литературы"
Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"...
Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»
Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...