Проект «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада»
проект
Актуальность проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.
Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya_detey-migrantov_k_detskomu_sadu.docx | 37.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130
УТВЕРЖДАЮ заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130 ____________/В.Г. Александрова Пр. № _______от « » _________ 2023 г. |
ПРОЕКТ
на тему: «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада»
Руководитель: Воробьева Ольга Александровна Педагог-психолог |
г. Калининград, 2023
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | ПРОЕКТ «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада» |
Вид проекта | Практико – ориентированный |
Разработчик Проекта | Руководители: Воробьева Ольга Александровна Педагог-психолог |
Основные исполнители Проекта (участники проекта) | Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 130 Воспитанники старших и подготовительных групп детского сада Родители Педагоги |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде. |
Основные задачи проекта | 1.Проанализировать современные подходы к проблеме социальной адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода. 2. Изучить особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группе сверстников. 3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей из семьи мигрантов в период привыкания к детскому саду. |
Гипотеза проекта | Взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания, проектирование педагогами образовательного процесса на основе принципов культурологического и деятельностного подхода, обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений, позволит создать наиболее благоприятные условия для полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде.
|
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) | Для педагогов: установить доверительные и партнёрские отношения. Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования. Для родителей: Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни. Для детей: - Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания. - Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру. - Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры. - Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания. |
Критерии эффективности проекта | Критерием эффективности реализуемого проекта для детей мигрантов является психологическое здоровье, т.е. состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни. |
Основные принципы проекта | Проект построен на общепринятых педагогических принципах: - Системность и последовательность. - Доступности и индивидуализации. - Гуманизации. - Творческой направленности. - Наглядности. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Педагог-психолог Воробьева Ольга Александровна
Разработку проекта «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада» с 02.10.2023 – 29.03.2024 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н. Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Актуальность проекта
Актуальность проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.
Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.
Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.
В семье дети продолжают общаться на родном языке, так как, с одной стороны, их родители мало владеют русским языком и часто не желают демонстрировать ребёнку образцы правильной русской речи, а с другой стороны, имеют потребность сохранять культурную самобытность, прививать ребёнку любовь к родной речи и традициям родного народа.
Ребёнок продолжает оставаться в своей языковой среде и в силу психологических причин: неумения найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочитая своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствия мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум.
Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они, в основном, у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем.
В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов в ДОУ, на мой взгляд, еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие с семьей, ДОУ, психолога и педагогов.
Детский сад – является важнейшим институтом первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников.
Таким образом, актуальность проблемы адаптации семей социальных мигрантов и их детей сегодня не вызывает сомнений.
Новизна проекта
Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.
Цель и задачи проекта:
Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде.
Задачи проекта:
1.Проанализировать современные подходы к проблеме социальной адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода.
2. Изучить особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группе сверстников.
3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей из семьи мигрантов в период привыкания к детскому саду.
Участники проекта: педагог-психолог, родители, педагоги, дети.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов: установить доверительные и партнёрские отношения. Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения и планирования.
Для родителей: Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.
Для детей:
- Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания.
- Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру.
- Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры.
- Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания.
Срок проекта: долгосрочный (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).
Тип проекта:
практико-ориентированный
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
Этапы проекта и ответственные:
Этапы проекта | Содержание | Ответственные |
Подготовительный |
- Составление календарного плана. - Сбор информации о детях мигрантов. - Составление анкет для родителей. - Разработка консультации для родителей:
- Разработка консультации для педагогов:
-Подготовка к проведению социометрического исследования | Педагог-психолог |
Основной |
Проведение социометрического исследования в подготовительной группе №10 Проведение социометрического исследования в старшей группе №4 Обработка полученных данных по социометрии. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» Консультация для педагогов «Адаптация детей-мигрантов в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация детей-мигрантов в детском саду» Определение «проблемных зон» в развитии ребенка и обозначение путей их решения. Беседа с детьми, «Какие люди живут на земле» НОД «Какие мы разные и какие похожие» Создание альбома «Костюмы народов мира» Развлечение для детей «Игры народов мира» Познавательное мероприятие для детей с привлечением родителей «Традиции, обычаи, праздники моего народа» Путешествие по шелковому пути «Культура и быт туркменского народа» Праздник «День родного языка» Создание альбома с пословицами и поговорками «Дружба разных народов
| Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог
Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог
Воспитатель Скворцова Е.И. Учитель-логопед Панзыга И.С. Воробьева О.А. Воробьева О.А. |
Игра-ходилка «Народы мира» Коллективное рисование «Дружат дети всей земли» | педагог-психолог | |
Заключительный | Коррекционно-развивающее занятие по сказкотерапии «Разноцветная звезда» Видео консультация для родителей «Роль сказки в воспитании двуязычных детей» | Педагог-психолог |
Календарный план проекта
Сроки | Мероприятие | Участники | Ответственные |
1 неделя октября | Подготовительный этап | Педагог-психолог | |
Разработка проекта | |||
2 неделя октября | Составление календарного плана Сбор информации о детях мигрантов | Педагог-психолог | |
3 неделя октября | Разработка консультации для родителей:
Разработка консультации для педагогов:
- Составление анкет для родителей. | родители | Педагог-психолог |
4 неделя октября | - Составление анкеты для родителей. - Подготовка к проведению социометрического исследования | Родители, дети | Педагог-психолог |
1неделя ноября | Анкетирование родителей « Давайте познакомимся» | Родители | Педагог-психолог
|
1-2 неделя ноября | Консультация для педагогов «Адаптация детей-мигрантов в детском саду» | Дети | Педагог-психолог
|
3 неделя ноября | Проведение социометрического исследования в подготовительной группе №10 Проведение социометрического исследования в средней группе № 4 | Дети
| Педагог-психолог |
1 неделя декабря | Консультация для родителей «Адаптация детей-мигрантов в детском саду» | Дети | Педагог-психолог |
2 неделя декабря | Определение «проблемных зон» в развитии детей-мигрантов и обозначение путей их решения. | Дети | Педагог-психолог |
3неделя декабря | Беседа с детьми, «Какие люди живут на земле» | Дети | Педагог-психолог |
4 неделя декабря | НОД «Какие мы разные и какие похожие» в старшей группе № 4 и подготовительной группе № 10 | Дети | Педагог-психолог |
2 -3 неделя января | Создание альбома «Народные костюмы мира» | Родители, дети | Педагог-психолог
|
4 неделя января | Развлечение для детей «Игры народов мира» |
Дети | Педагог-психолог |
5 неделя января | Познавательное мероприятие для детей с привлечением родителей «Традиции, обычаи, праздники моего народа» | Родители, дети | Педагог-психолог |
1-2 неделя февраля | Путешествие по шелковому пути «Культура и быт туркменского народа» | Дети группы № 4,10 | Воспитатель Скворцова Е.И. |
3 неделя февраля | Праздник «День родного языка» | Дети | Учитель-логопед Панзыга И.С. Педагог-психолог |
4 неделя февраля | Создание альбома «Пословицы народов мира о дружбе, семье и Родине» | Родители, дети группы 4,10 | Педагог-психолог |
1 неделя марта | Игра-ходилка «Народы мира» | дети | Педагог-психолог |
2 неделя марта | Коллективное рисование «Дружат дети всей земли» | Дети |
Педагог-психолог |
3 неделя марта | Коррекционно-развивающее занятие по сказкотерапии «Разноцветная звезда» | Дети | Педагог-психолог
|
3-4 неделя марта | Видео консультация для родителей «Роль сказки в воспитании двуязычных детей» | Родители | Педагог-психолог
|
Список литературы:
- Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: Творчество, 1997.
- Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». № 1., 1998.С. 56-71.
- Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007.
- Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
- Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2007.
- Леонтьев А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас объединяет (К итогам международного совещания экспертов ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по проблемам обучения детей младшего возраста // Русский язык за рубежом.- 1985.- №4.- с. 50-53.
- Негневицкая Е.И., Протасова Е.Ю. Проектирование игровых ситуаций в обучении дошкольников второму языку // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду.-М.,1987.-120 с.
- Овчинников А.В., Протасова Е.Ю. Двуязычие и дети со специфическим языковым недоразвитием
- Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие - Владос,2010.-253с.
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
- Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.
- Шайгерова Л. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России. - М., 2001. №2. С. 75—85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Социально-культурная и языковая адаптация детей – мигрантов на базе детских садов.
Краткие выводы по окончании работы проекта " Растём в России" для семей-мигрантов....
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Проект по адаптации детей ясельной группы к детскому саду.
От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также, дальнейшее благ...
Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...
Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду «Здравствуй, детский сад!»
Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду«Здравствуй, детский сад!»Выполнила: воспитательСубботина Оксана Николаевна Содержание 1.Описани...
Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду "Здравствуй, детский сад!"
Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.Задачи:- преодоление стрессо...