Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду "Здравствуй, детский сад!"
проект
Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков;
- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 538.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарасковская СОШ»
Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
«Здравствуй, детский сад!»
Выполнила: воспитатель
Бугаева Мария Петровна
Содержание
1.Описание проекта
2.Цели и задачи проекта
3. Принципы и содержание деятельности по реализации проекта
4.Этапы реализации проекта
5.Взаимодействие с родителями
Список литературы
Приложения
Описание проекта
Ранний возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Очень часто в этом возрасте дети начинают посещать детский сад.
В детском саду ребенок начинает общаться с новыми детьми и взрослыми, осваивать новые знания и навыки, а также привыкать к новому режиму и распорядку дня. Адаптация детей к детскому саду – это сложный и постепенный процесс, который требует времени и терпения как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.
Для успешной адаптации ребенка в детском саду родители могут принять несколько важных мер. Во-первых, они должны обеспечить плавный и постепенный переход от привычной среды дома к новой среде детского сада. Например, можно посещать детский сад вместе с ребенком на небольшой промежуток времени, чтобы он мог привыкнуть к новому месту и познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Во-вторых, родители должны проявить понимание и поддержку к ребенку в этот период. Они должны объяснить ему, что детский сад – это место, где он сможет играть, учиться и общаться с другими детьми. Также они могут рассказать о своем опыте похода в детский сад в детстве, чтобы ребенок понял, что это нормальное и важное развитие.
В-третьих, родители должны создать благоприятную атмосферу и комфортные условия для ребенка в детском саду. Это может включать подготовку его к походу в сад (например, выбор одежды и обуви, упаковка его любимых игрушек и предметов), а также установку домашнего распорядка, который будет удобен как для ребенка, так и для родителей.
Важно помнить, что каждый ребенок адаптируется по-разному, и некоторым может потребоваться больше времени и поддержки, чтобы привыкнуть к новому месту. Однако, с помощью любви, понимания и терпения родителей, дети могут успешно пройти этот период адаптации и полноценно наслаждаться своим пребыванием в детском саду, получая новые знания и развиваясь физически и психически.
Адаптационный проект «Здравствуй, детский сад» предназначен для детей раннего возраста.
Цели и задачи проекта
Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развитие игровых навыков;
- осуществить организацию взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию эмоционально-чувственной сферы воспитанников раннего возраста;
Вид проекта: групповой.
Работа по детскому проекту осуществлялась по трем направлениям:
- совместная игровая деятельность с детьми.
- развивающая среда;
- взаимодействие с родителями.
Принципы и содержание деятельности по реализации проекта
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
- постепенное заполнение группы;
- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);
В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь мне приходила игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо (Лисичка, Зайчик, Волк). Большой популярностью у детей пользовалась Лисичка. Лисичка помогала установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Лисичка вызывала у детей радостные эмоции, с ней малыш быстрее шел на контакт, чем со взрослыми. Когда Лисичка разговаривала с детьми, они сразу затихали, слушали ее внимательно. Дети, которые избегали прикосновений скорее соглашались дать руку и поздороваться с Лисичкой. Затем Лисичка предлагала детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играли, забывают о своих комплексах.
Так же мы использовали театрализацию в других видах деятельности педагогического процесса: в воспитании культурно-гигиенических навыков; во время еды; при подготовке ко сну; в качестве сюрпризного момента во время занятий; для организации сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Любимым театром детей раннего возраста стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! Тянут, потянут).
При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включала:
- Игры–имитации образов животных, людей;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;
- Инсценировки произведений;
- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и лиса», «Репка»).
Для развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста, в своей работе мы использовали потешки, заклички, стихи, сказки.
Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью движений с куклами би-ба-бо. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.
Использование театрализованных игр происходило в разных видах деятельности: в режимных моментах.
Этапы реализации проекта
- Организационно-подготовительный этап: - Подбор методической и художественной литературы по теме; - Подбор различных видов театра; - Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями; - Информирование родителей о теме предстоящей работы;
2. Основной этап:
Месяц | Образовательная область | Вид деятельности | ||
сентябрь | Речевое развитие | Чтение РНС «Репка» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Тили-бом»; игра на развитие речевого дыхания «Ветерок» | ||
Социально-коммуникативное развитие | Игра-инсценировка сказки «Репка» (настольный театр); д/и «Репка» | |||
Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Музыкальное развитие | Чтение РНС «Курочка Ряба» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко-ведрышко»; игра на развитие речевого дыхания «Ау!» Игра-инсценировка сказки «Курочка Ряба» (наручный театр «Би-ба-бо») Музыкальная игра «Кто как идет»; слушание и подпевание русской народной песни «Петушок» | |||
Октябрь | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Игра-драматизация воспитателем: «Цыпленок хвастунишка» (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку») Чтение РНС «Колобок» и рассматривание иллюстраций к ней Игра-инсценировка фрагмента сказки «Колобок» (настольный театр) Пальчиковая гимнастика «Курочка»; п/и «Зайка серенький сидит» (театр масок) | ||
Ноябрь | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие | Чтение фрагмента РНС «Теремок» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Волк»; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко - ведрышко» Игра-инсценировка фрагмента сказки «Теремок» (стендовый театр – фланелеграф) П/и «Мишка косолапый»; пальчиковая игра «Лисята» Музыкальная игра «Лесные гости» | ||
Декабрь | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Игра-драматизация воспитателем: «Ласковый цветок и сердитые тучки» (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку») Чтение фрагмента РНС «Маша и Медведь» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Медведь рычит» Игра-инсценировка сказки «Маша и Медведь» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо») Прослушивание русской народной песни «Полянка» муз. в обр. Г.Фрида | ||
Январь | Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие Физическое развитие | Сказкотерапии: «Корова Буренка» (по книге Шорохова О.А «Играем в сказку») Чтение фрагмента РНС «Варежка» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер дует» Игра-инсценировка фрагмента сказки «Варежка» (стендовый театр – фланелеграф) Подвижная музыкальная игра «К нам гости пришли!»; пальчиковая игра «Курочка» | ||
Февраль | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие | Сказкотерапии: «Как Зайчик пошел в детский сад» Чтение фрагмента РНС «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к ней Игра-инсценировка фрагмента сказки «Три медведя» (стендовый театр – фланелеграф) П/и «Мишка косолапый» (театр масок); гимнастика после сна «Мишки» Слушание песни «Верхом на лошадке» муз. А.Гречаникова | ||
Март | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Сказкотерапии: Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить Чтение сказки «Кот, Петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Петушок-петушок, золотой гребешок…» Игра-инсценировка фрагмента сказки «Кот, Петух и лиса» (театр би-ба-бо) Игровое упражнение «Петушок» | ||
Апрель | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие | Сказкотерапии: Как Марина в садик ходила. НОД по речевому развитию на тему: «Как Таня пришла в детский садик» Игра-инсценировка фрагмента сказки «Волк и семеро козлят» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо») Прослушивание песни «Собачка» муз. Насауленко с музыкально-ритмичными движениями | ||
Май | Интеграция образовательных областей | Сказкотерапии: Сказка про Славика Проведение итогового мероприятия: развлечение «Сказка в гости к нам пришла» |
3. Заключительный: - Итоговое развлечение «Сказка в гости к нам пришла»; - Презентация проекта «Театрализованная деятельность в группе раннего возраста» для родителей.
Взаимодействие с родителями
Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены куклы для театра к разным русским народным сказкам: «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Заяц и лиса» и др.
Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:
- выступление на родительских собраниях,
- в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов, театральных костюмов и декораций (домик, настольная и напольная ширмы);
- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;
- участие в праздниках, развлечениях (папа воспитанника сыграл роль Деда Мороза).
В родительском уголке оформила наглядный материал.
Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы, которые возникали у родителей в период адаптации:
- «Советы родителям по адаптации детей в детском саду».
Провела для родителей мастер-класс «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду».
Мастер-класс способствовал сближению и взаимопониманию между родителями.
В ходе реализации проекта родители собрали альбом с фотографиями детей группы: «Настроение моего ребенка».
Список литературы
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 2011. – 192 с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
- Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
- Давыдова О. И., Майер А. А Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005.
- Доронова Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М.: Владос, 2010
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Развивающая Игра-драматизация воспитателем», СПб.: Речь, 2011.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.
- Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая Игра-драматизация воспитателем для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Кошманская И.П. Театр в детском саду. - Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс». -2005.
- Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Игра-драматизация воспитателем в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
- Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва: Обруч, 2012. – 107 с.
- Мухина В.С. Детская психология: учеб. для пед. ин-тов / В. С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2012. – 187 с.
- Сорокина Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007.
- Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова. – Москва : Российское педагогическое агентство, 2012. – 143 с.
Приложение 1
Сказки для адаптации детей раннего возраста к детскому саду
СКАЗКА №1 «Как Зайчик пошел в детский сад»
Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберет вечером из детского сада.
Он все время спрашивал: мама, а ты вечером меня заберешь?
— Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы.
Но зайка все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова.
Случайно этот разговор услышал Слоненок. Он ходил в ту же группу, что и зайка и спросил у Зайки на прогулке:
“Привет, Зайка! Почему ты так переживаешь, что тебя не заберут из детсада вечером? Твоя мама обещала, что придет за тобой, и она обязательно это сделает”.
СКАЗКА №2
Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить
— Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!
— Хорошо, — ответила мама.
И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.
В магазине Алла увидела свои любимые сладости и попросила маму купить ей их. Мама согласилась, но сказала, что они не будут покупать сладости в магазине, потому что они слишком дорогие. Вместо этого они пойдут на рынок и купят там продукты по более низкой цене.
Алла была очень разочарована и начала плакать. Она не хотела идти на рынок, где было много людей и где было грязно. Но мама была непреклонна и сказала, что только так они смогут сэкономить деньги.
Наконец, Алла согласилась пойти на рынок вместе с мамой. Там она увидела много интересных вещей и купила себе несколько игрушек.
- Мама, мне очень грустно играть с этими игрушками одной, - сказала Алла.
Тогда мама сказала:
- Доченька, можете тебе пойти в детский сад? Там есть много детей, с которыми ты сможешь поиграть.
На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести ее в садик.
СКАЗКА №3
Жили-были в лесу разные звери
В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.
Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят!
В детском саду зверят учили читать, писать, считать, рисовать, лепить, петь и танцевать. Все занятия проходили весело и интересно. Дети с удовольствием учились новым навыкам и занимались спортом.
Каждый день в детском саду был наполнен новыми приключениями и открытиями. Зверята играли в игры, пели песни, танцевали и рисовали. Они учились дружить и помогать друг другу.
Кроме того, в детском саду были организованы различные мероприятия, такие как праздники, конкурсы и соревнования. Зверят учили быть добрыми, смелыми и умными.
В конце учебного года дети получили дипломы об окончании детского сада и отправились в школу, где продолжили учиться и развиваться.
СКАЗКА №4
Как Марина в садик ходила
Жила — была на белом свете девочка Марина. Было Марине три годика, и она ужасно не любила ходить в детский садик. Каждое утро просила она родителей разрешить ей остаться дома. Родители очень расстраивались от таких слов дочери.
И вот однажды мама разрешила Марине остаться дома.
Марина была очень рада, что не нужно идти в детский сад, и весь день провела за игрой в куклы. Вечером она попросила маму рассказать ей сказку, и мама рассказала ей про Красную Шапочку.
Марина очень любила слушать сказки, и ей понравилась история про девочку, которая пошла в лес собирать ягоды и встретила там волка. Марина заснула, слушая сказку, и когда проснулась, то обнаружила, что ее подушка стала мягкой и пушистой.
На следующий день Марина попросила маму рассказать еще одну сказку, и мама снова рассказала ей про Красную Шапочку, но на этот раз Марина не заснула. Когда мама закончила рассказывать, Марина спросила:
“Мама, а что стало с Красной Шапочкой?”
Мама ответила: “Она вернулась домой и жила долго и счастливо”.
Марина была очень довольна и решила, что тоже хочет жить долго и счастливо. Она стала хорошо вести себя в детском садике и не просила разрешения остаться дома.
С этого самого дня Марина всегда ходила в детский садик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-481488-1410786848.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Я хочу в ясли!»
Цель: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада. Задачи: • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112181-1549284579.jpg)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-252237-1560705064.jpg)
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1384898-1668342156.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1286543-1679253069.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1000605-1635672541.jpg)
«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....