Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель:
формирование представлений о зимующих птицах, об их связи с окружающей средой, и роли человека в их жизни.
Задачи:
Оборудование:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_deyatelnost_pochemu_ne_vse_ptitsy_uletayut_v_teplye_kraya_.docx | 207.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1161 Корпус 6
Образовательная деятельность
по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы
Подготовили и провели:
воспитатели высшей
квалификационной категории
Толмачева Нина Ивановна
Лошина Ираида Валентиновна
Москва 2020г.
Цель:
формирование представлений о зимующих птицах, об их связи с окружающей средой, и роли человека в их жизни.
Задачи:
- познакомить детей с основными признаками живых организмов;
- расширять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);
- систематизировать знания о роли птиц в природе и жизни человека;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес к жизни зимующих птиц, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях;
Оборудование:
- карточки – схемы: основными признаками живой природы;
- сова – кукла театра би-ба-бо;
- презентация по «Сказке о зимующих и перелётных птицах» Надежды Николаевой.
Ход образовательной деятельности
Андрей пришел в детский сад после зимних каникул и с восторгом рассказывал о прогулке в зимний лес. Вместе со своей младшей сестрой они видели дятла, который стучал клювом по дереву, как молотком. На вопрос сестренки Ксюши, что делает птица, мама рассказала, что она лечит дерево, доставая вредных насекомых из под коры, поэтому его называют лесным доктором.
Дети, слушавшие рассказ Андрея, были удивлены такой «профессии» дятла, а мы им, вступив к ним в беседу, сказали, что он еще и строитель, так как он выдалбливает дупло в дереве, которое животные приспосабливают под свое жилище.
Дети стали задавать много вопросов о птицах:
- Почему птицы не замерзают зимой?
- А где они спят?
- Что едят птицы зимой?
- А как им помочь?
- Почему не все птицы улетают в теплые края?
(этот вопрос послужил отправной точкой в создании проекта и данной образовательной деятельности)
(Воспитатель говорит голосом совы и берет соответствующую куклу.)
Сова:
Сколько вопросов! Это хорошо! Найти ответы на них я вам помогу.
Но сначала на мой вопрос:
- Как вы думаете, птицы живые или неживые организмы? (Ответы детей.)
- А почему вы думаете, что они живые? (Ответы детей.)
- Правильно, они летают, ходят…, то есть – двигаются.
Воспитатель:
А движение мы будем обозначать с вами вот такой карточкой – схемой:
(Карточка выставляется на магнитную доку.)
Сова:
Вы говорили, что они питаются.
Воспитатель:
То, что они питаются, мы обозначим карточкой – схемой:
(Карточка выставляется на магнитную доку.)
Сова:
А я знаю, что обозначает эта карточка – схема! Эти кружочки похожи на воздух, а значит, птицы что делают? (Ответы детей)
- Правильно – дышат! (Выставляется карточка на магнитную доску.)
Воспитатель:
Ребята, (выставляется карточка на магнитную доску)
посмотрите внимательно на эту карточку – схему и скажите, что она обозначает? (Ответы детей, если нужно можно задать наводящие вопросы.)
- Молодцы! Птицы растут!
Сова:
Когда – то я была молодой птицей, летала по лесу и однажды встретила друга. У нас появились замечательные детки.
- Как их можно назвать? (Ответы детей: птенцы, совята…)
Они выросли и у них появились свои детки. И теперь у нас большая семья.
Это значит, что мы птицы, как и все живые организмы размножаются!
Я была одна, а теперь нас много. Эта карточка – схема обозначает размножение. (Карточка выставляется на магнитную доку.)
Воспитатель:
Жизнь так устроена, что от болезни, от плохих условий или возраста птицы умирают. И не только птицы, все живые существа. И эта карточка обозначает, что птицы умирают.
(Карточка выставляется на магнитную доку.)
Физкультминутка «Зимний лес не спит»
Зимний лес не спит, а дремлет, (Дети изображают деревья, показывают, как спят.)
Серебром окутан весь. (Показывают руками вверху полукруг.)
Не покинув эту землю, (Двигаются как птицы.)
Много птиц осталось здесь.
Снег-снежок, снег-снежок (Руками сверху вниз показывают снег.)
Весь в следах от птичьих ног, (Делают шаг, смотрят на свой след.)
Воробьи вокруг скакали, (Изображают скачущих птиц.)
Видно, корм себе искали.
Время трудное пришло: (Берутся руками за голову.)
Зёрна снегом замело. (Руками влево – вправо.)
Сова:
А теперь вернемся к вопросу – почему не улетают мои друзья и я. И сейчас птицы сами расскажут, почему они не улетают в теплые края.
Слайд 1.
Посмотрите на экран, кто это? (Ответы детей.)
Доктор лесной – дятел сказал: «У меня клюв крепкий да язык длинный – откуда угодно погубителей деревьев короедов вытащу. Без моего присмотра деревьям нельзя ни зимой, ни летом».
Слайд 2.
Сова: «Я тоже не могу лететь в тёплые края. Мышей летом много развелось, а если зимой их не уничтожать, то они летом все грибочки и ягодки съедят».
Слайд 3.
Голубь сказал: «Я хочу остаться, так как привык к людям. На крышах домов тепло и там мои гнёзда. Не хочу бросать свой дом».
Слайд 4.
Воробей подумал: «Чик-чирик, прыг-скок. Мы воробьи шустрые, быстрые. Люди вешают зимой кормушки, кормят нас и других птиц. Думаю, голода мы испытывать не будем.
Воспитатель:
А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? (Ответы детей.)
Слайд 5.
Воспитатель:
Остальные птицы – цапля, лебедь, чайка, журавль, утка улетели, потому что вода зимой в реках и озёрах замерзает, а они водоплавающие.
Слайд 6.
Скворцы, ласточки, кукушка и другие птицы которые питались насекомыми, тоже улетели в тёплые края и стали перелётными.
Слайд 7.
Один грач долго думал, а когда на полях снег закрыл осыпанные зёрна, тоже решил улететь, но обещал вернуться первым.
Слайд 8.
С тех пор так и повелось: одни птицы улетели в тёплые края, где вода не замерзает и много рыбы и насекомых.
Слайд 9.
Некоторые птицы остаются и кормятся зимой сами. А многие птицы остались на попечение людей воспитывать доброту и чуткость к пернатым друзьям.
Сова:
Ну, вот пока все, мне пора улетать. А если у вас возникнут еще какие – то вопросы о птицах, я с удовольствием прилечу и отвечу. До свидания, друзья!
(Воспитатель и дети прощаются с совой.)
(Сова «улетает».)
Воспитатель:
Ребята, зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная, но мы можем помочь птицам зимой?
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одни и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы (ЗПР)
Непосредственно образовательная деятельность направлена на формирование словаря и систематизацию знаний детей по теме "Дикие животные"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми младшей группы. Тема: «В гости к осеннему солнышку».
Цель: расширение знаний детей об осени, как времени года.Задачи:1. Различать признаки осени (холодно, идут дожди, люди надевают теплу одежду).2. Развивать умение слушать воспитателя, отвечать на...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы. Тема: «Космос».
Цель: расширение представлений детей о космосе.Задачи:1. Обогатить знания детей о том, что в космосе есть другие планеты, звезды, а мы живем на планете Земля.2. Совершенствовать навыки счета, называть...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".
Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны (металл, резин...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Уголок природы группы»
ЦЕЛЬ: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях, учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида. Закрепить знания детей по ухо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»
Активное вовлечение детей в игру-путешествие для закрепления знаний по экологии....
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Почему не все птицы улетают в теплые края?»
Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры...