Конструкт по речевому развитию "Весна-красна"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рожкова Анна Валерьевна

Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-6  лет.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы. Игровые – мотивационный этап (письмо от Весны-красны – просьба о помощи), дидактические словесные игры.

Словесные - рассказ, беседа (вопросно-ответный метод), чтение стихотворений, обсуждение смысла пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами», загадки.

Наглядные - рассматривание иллюстраций, репродукции картины.

Практические - проблемная ситуация, выполнение заданий дидактических игр; подведение итогов, рефлексия.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов о весне, загадки о весне; наблюдения на прогулке за сезонными изменениями; составление связных рассказов по картинам художников.

Предварительное задание: дети рисуют портреты Весны-красны для оформления  выставки детских рисунков.

Оборудование: выставка детских рисунков «Весна-красна», мультимедийное оборудование на котором будут появляться лучи солнца, мяч для игры.

Материалы:

Демонстрационный материал:5 иллюстраций для картинной галереи (по одной иллюстрации для каждой группы детей);картинки с изображением птиц: грач, ласточка, соловей, скворец и трясогузка; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников.

Ожидаемые результаты. В результате данной непрерывной образовательной деятельности: дети знают характерные особенности весенней природы; у дошкольников обогатится словарный запас; дети овладеют навыками сравнения, составления распространенных предложений и описательных рассказов; у детей повысится уровень речевого развития; дети будут проявлять познавательный интерес и любовь к природе, инициативность и активность в совместной деятельности; научаться взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_vesna-krasna_razvitie_rechi_star_gruppa.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация НОД

Выполнила:

Рожкова Анна Валерьевна

(ФИО)

Воспитатель

(должность)

МБДОУ «ДСОВ «Северяночка»,

г.п.Приобье

(место работы)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Пояснительная записка

        Одной из задач Стратегии развития образования является единые требования детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению. Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в речевом развитии детей, в овладении навыками чтения и письма. Стабильно высоким остается процент дошкольников, имеющих различные нарушения речи. Для ребенка-дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе.  

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

Дидактическая игра - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний на основе игровой формы. Таким образом, использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников. 

Я работаю в МБДОУ "ДСОВ"Северяночка" (далее - ДОО), который находится в городском поселении Приобье, Октябрьского района, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В детском саду функционируют 6 групп. Общая численность воспитанников ДОО составляет 143 ребёнка. Численность воспитанников старшей  группы 24 ребёнка.

Образовательная среда ДОО соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Групповое помещение оснащено компьютером, телевизором, интерактивным оборудованием и разнообразными микроцентрами: центр для сюжетно-ролевых игр; центр ряженья (для театрализованных игр); книжный центр; центр родного края; центр настольно-печатных игр; центр природы (наблюдений за природой); спортивный центр; центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; игровой центр (с игрушками, строительным материалом). В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; для театрализованных игр, для экспериментирования; оборудование для физического развития. Имеются дидактические и настольно-печатные игры по речевому развитию.

Для получения качественного результата в решении задач в соответствии с ФГОС ДО, мной пройдены курсы повышения квалификации, прослушаны вебинары. Полученные знания я применяю при взаимодействии с родителями, педагогами и воспитанниками. Разрабатываю консультации для родителей и педагогов по преодолению проблем развития речи детей дошкольного возраста, выступаю на педагогических советах, семинарах и  родительском клубе. В соответствии с выше изложенным я разработала технологическую карту непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию.

Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-6  лет.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,  игровая, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы и приемы. Игровые – мотивационный этап (письмо от Весны-красны – просьба о помощи), дидактические словесные игры.

Словесные - рассказ, беседа (вопросно-ответный метод), чтение стихотворений, обсуждение смысла пословицы «Не красна изба углами, а красна пирогами», загадки.

Наглядные - рассматривание иллюстраций, репродукции картины.

Практические - проблемная ситуация, выполнение заданий дидактических игр; подведение итогов, рефлексия.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов о весне, загадки о весне; наблюдения на прогулке за сезонными изменениями; составление связных рассказов по картинам художников.

Предварительное задание: дети рисуют портреты Весны-красны для оформления  выставки детских рисунков.

Оборудование: выставка детских рисунков «Весна-красна», мультимедийное оборудование на котором будут появляться лучи солнца, мяч для игры.

Материалы:

Демонстрационный материал:5 иллюстраций для картинной галереи (по одной иллюстрации для каждой группы детей);картинки с изображением птиц: грач, ласточка, соловей, скворец и трясогузка; репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников.

Ожидаемые результаты. В результате данной непрерывной образовательной деятельности: дети знают характерные особенности весенней природы; у дошкольников обогатится словарный запас; дети овладеют навыками сравнения, составления распространенных предложений и описательных рассказов; у детей повысится уровень речевого развития; дети будут проявлять познавательный интерес и любовь к природе, инициативность и активность в совместной деятельности; научаться взаимодействовать друг с другом.

Задачи

Образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные:

1. Закреплять знания о весне, уточнять ее приметы.

2.Обогащать активный словарь имен существительных, прилагательных.

3.Закреплять умение подбирать сравнения, составлять распространенные  предложения.

4.Совершенствовать умение составлять связанный описательный рассказ по содержанию картины А. Саврасов «Грачи прилетели».

Развивающие:

1. Развивать познавательные процессы (внимание, мышление).

2. Развивать  память, мышление, связную речь.

3.Развивать умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Воспитательные:

1.Воспитывать познавательный интерес, инициативность и активность.

2.Воспитывать любовь к природе.

3.Вопитывать умение взаимодействовать в команде, умение договариваться межу собой.

Привлечь к деятельности малоактивных детей.

        

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

I этап

Вводно-организационный.

Воспитатель:

1-2-3-4-5-становитесь в круг играть.

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Ай-ай-ай скоро месяц май.

Ра-ра-ра во дворе гора.

Ру-ру-ру начинаем мы игру

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие  красивые портреты Весны вы  нарисовали (показывает их на выставке по теме «Весна»). Подумайте и скажите какими словами можно описать время года весна.

Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете, почему Весну называют «Весна-красна»? Что означает слово «красна»? Красна – это значит красивая, приветливая, притягательная, привлекательная. Вот говорят красны девицы – это какие девицы? Есть такая  пословица: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Кто сможет объяснить почему так говорят? Что значит эта пословица. Правильно, это дом, где хозяева приветливые, добрые, всегда гостя встретят, накормят его и напоят).

Мы все ждем прихода Весны-красны как дорогой гостьи. А она все никак не приходит. Ребята,а что помогает Весне прийти к нам?

Задает вопросы, вовлекает детей в совместную деятельность.

Выслушивает ответы детей и обобщает вопросы.

Актуализация знаний.

Воспитатель наводит на то что солнце помощник весны.

Проговаривают чистоговорку.

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Хором отвечают на вопросы. Рассуждают, отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопрос.

Ребенок владеет своей речью, может правильно выражать свои мысли.

II этап

Мотивационно-побудительный этап

Ребята, посмотрите кто то прислал письмо. Отправитель: Весна-красна. Вы хотите узнать что написано в письме? «Здравствуйте ребята! Я очень спешила к Вам, но Снежная Королева заморозила солнечные лучики и сказала, что снять  ледяное колдовство можно лишь выполнив задания. Помогите, мне ребята!».

Поможем Весне?

Показывает письмо детям.

Читает письмо, создает проблемную ситуацию.

Создание заинтересованности. Стимулирует на дальнейшие действия.

Выражают  желание помочь Весне.

Ответы детей.

Развивают познавательный интерес и внимание, проявляют любознательность.

III этап

Включение детей в планирование совместной деятельности, стимулирование к деятельности.

Физминутка

4 этап

Речевая  деятельность.

Воспитатель: Я предлагаю Вам разделиться на команды по четыре человека для выполнения заданий.

Воспитатель: Чтоб освободить первый лучик нужно выполнить вот такое задание.

Я буду каждой команде задавать вопрос, а вы постарайтесь быстро ответить.

Дидактическая игра «Сравни и назови»

1 подгруппа.

Солнце желтое, как … (одуванчик)

2 подгруппа.

Солнце круглое, как … (мячик)

3 подгруппа.

Солнце ласковое, как … (бабушка)

4 подгруппа.

Солнце румяное, как … (яблоко)

5 подгруппа.

Солнце жаркое, как … (печка)

Воспитатель:

- Молодцы, а вот и первый лучик Солнца.

Воспитатель:

- Чтобы нам расколдовать и освободить от ледяного колдовства второй лучик солнца, каждый из детей вашей команды  должен назвать слово. Чем больше слов назовёте, тем быстрее освободиться лучик

Дидактическая игра «Весенние слова».

1 подгруппа.

Весна, какая? (солнечная, теплая, ясная, ранняя, поздняя, дождливая)

2 подгруппа.

Весной небо, какое? (чистое, голубое, высокое, ясное)

3 подгруппа.

Солнце весной какое? (яркое, лучистое, теплое, ласковое, весеннее)

4 подгруппа.

Воздух ранней весной какой? (прохладный, свежий, теплый, влажный)

5 подгруппа.

Снег весной, какой? (талый, тающий,  грязный, рыхлый, липкий, мокрый).

Воспитатель:

- Вы справились с заданием, и появился второй лучик.

Следующее задание «Назови признаки весны», а в помощь вам будут иллюстрации о весне, для этого я приглашаю вас в картинную галерею. Выбирайте для своей команды по одной картине.

Дидактическая игра «Признаки весны»

Воспитатель:

- Приглашаю вас в Картинную галерею. Тут есть иллюстрации о весне, посмотрите на них и вы сразу вспомните признаки весны. Внимательно рассмотрите иллюстрации и сообща назовите признаки весны. Даю вам время подумать. Отвечать будет кто-то один из вас.

Выберите того, кто будет отвечать.

Воспитатель:

- Назовите весенние признаки?

Ответы детей (ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, просыпаются животные после спячки, прилетают птицы с теплых краев, с крыш капаю сосульки, солнце греет.)

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились и с этим задание и растопили ещё один лучик.

Воспитатель: Чтоб спасти четвертый лучик послушайте следующее задание.

Дидактическая игра «Скажи на оборот»

- Я буду задавать по 2 вопроса каждой команде, а вы называете слова противоположные по значению.

1 подгруппа.

Зимой снег белый, а весной (серый)

Зимой снег чистый, а весной (грязный)

2 подгруппа.

Зимой дни холодные, а весной (теплые)

Зимой дни короткие, а весной (длинные)

3 подгруппа.

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое)

Зимой небо серое, а весной (голубое)

4 подгруппа.

Зимой ветер холодный, а весной (теплый)

Зимой солнце низкое, а весной (высокое)

5 подгруппа.

Зимой похолодало, а весной (потеплело)

Зимой вода замерзает, а весной (тает)

Воспитатель: Вы и с этим заданием справились, молодцы.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. .

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками).

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками).

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх).

Воспитатель: Мы не много отдохнули, и нам пора спасать пятый лучик солнца.

- Ребята, вы знаете, что с приходом весны птицы возвращаются из тёплых стран. А для того ,чтобы узнать какие птицы прилетают весной, нужно отгадать загадки. Выполнив это задание, мы сможем освободить пятый лучик от оков Снежной Королевы.

И так, первая загадка для первой команды.

1 подгруппа.

Какая птица открывает весну? Отгадайте загадку:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… (грач)

2 подгруппа.

Быстро над землёй порхает,

Мошек на лету хватает

И мелькает в высоте

С чёрной стрелкой на хвосте (ласточка)

3 подгруппа.

А эта птица пародист,

Изобразит и плач, и свист.

Придет весна, и мы его

На волю выпустим в окно.

В скворечник вселится жилец.

Конечно, это наш ... (скворец).

4 подгруппа.

Для заросшей речки в мае

Этой птицы нет главней,

Как он чудно напевает

Голосистый… (соловей)

5 подгруппа

Длинный хвост у этой птицы

Постоянно шевелится,

Любит песни щебетать,

По земле пешком гулять. (Трясогузка)

Воспитатель: Правильно и с этим заданием мы с вами справились и расколдовали пятый лучик.

- У шестого лучика самое трудное задание – вам нужно составить рассказ по картине всем вместе.

Рассмотрите картину. Кто изображён на ней? Вы правы, это грачи, а нарисовал эту картину художник

А. Саврасов и назвал её «Грачи прилетели». ( работа фронтальная ).

Беседа:

Какое время года изобразил на картине художник? Какая это весна? (ранняя, поздняя)

Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания небо? (серое, хмурое, затянуто темными тучами)

Какая земля? (мокрая, темная, покрыта грязным снегом, появились проталины)

Расскажите о березах, которые находятся в центре. Какие они? (старые, изогнутые)

Чем занимаются грачи? (грачи устраивают гнезда)

Что еще изображено на картине?

Что виднеется вдали, за березами?

Воспитатель:

А теперь послушайте внимательно следующее задание

- Вам нужно составить рассказ по картине. Каждая команда придумывает одно предложение по очереди. И после того как вы выполните это задание,  вы разрушите колдовские чары Снежной Королевы и освободите последний лучик солнца.

Воспитатель:

Вот и сняли мы колдовство

- Сосчитайте, сколько лучиков появилось у солнышка, теперь оно согревает всех своим теплом.

Ребята, как вы думаете, теперь Весна-красна сможет прийти к нам?

Предлагает детям самостоятельно разделиться на подгруппы.

Проводит словесные дидактические игры.

На экране мультимедийного оборудования показывается солнце с одним лучиком.

Организует и проводит игру с мячом.

На экране мультимедийного оборудования появляется второй луч солнца.

Использует наглядные средства.

Выслушивает ответы детей.

Задает вопрос командам.

На экране мультимедийного оборудования появляется третий луч солнца.

Задаёт вопросы командам. Вовлекает в совместную деятельность.

На экране мультимедийного оборудования появляется четвёртый лучик.

Мотивирует детей на двигательную деятельность.

Загадывает загадки.

 

На каждый правильный ответ, воспитатель размещает изображения птиц на стенде.

На экране мультимедийного оборудования появляется пятый лучик.

Проводит беседу по картине, задает вопросы.

Предлагает детям самостоятельно составить рассказ по картине.

При  затруднении помогает наводящими вопросами.

На экране появляется последний лучик.

Практикуются в осуществлении выбора, делают самостоятельный выбор.

Самостоятельно подбирают сравнительные слова.

Дети подбирают прилагательные.

Дети выбирают иллюстрации о весне.

Дети называют признаки весны по картине.

Дети называют слова антонимы.

Дети выполняют движения.

Слушают, отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы, объясняют, выражают собственное суждение.

Выполняют задание в соответствии с поставленной задачей, составляют рассказ по картине.

Дети считают – шесть лучиков.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок  овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской, двигательной деятельности.

Ребенок использует речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения.

5 этап

Рефлексия

-Ребята, кому вы сегодня помогали?

-Какие задания были трудными для вас?

-Сегодня вы пойдёте на прогулку, обратите внимание на изменения, которые произошли в природе, а потом расскажите о своих наблюдениях в группе и родителям. И объясните почему вы сделали такой выбор.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поощряет детей к высказыванию, выражает искренне восхищение, проявляет интерес к детским высказываниям.

Мотивирует  на самостоятельную продуктивную деятельность.

Передают информацию, фантазируют и выражают свое мнение.

Умеют анализировать и делиться своими впечатлениями.

Библиографический список:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду // Сенсорное воспитание в детском саду:   пособ.    для    воспитателей. – М.: Детство-Пресс, 2009. – С.125-155.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М. : Просвещение, 2013. – 221 с .
  4.  Рабочая программа педагога для детей старшей группы ( от 5-6 лет) на 2018-2019 учебный год.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

        

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт НОД по речевому развитию в старшей группе.

Конструкт НОД по развитию речи в старшей группе, пересказ рассказа Н. Сладкова "Как медведь сам себя напугал"...

"В гостях у Сказки" конструкт организации образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности по речевому развитию с детьми 7-го года жизни на тему "В гостях у Сказки"....

"Весенние цветы": конструкт организации образовательной деятельности - знакомство с природным миром, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие с детьми 7-го года жизни

Конструкт итогового занятия с детьми 7-го года жизни по областям: речевое, познавательное, художественно - эстетическое развитие на тему "Весенние цветы"...

Конструкт (конспект) занятия "День говорилок" в средней группе по речевому развитию детей.

Конструкт (конспект) занятия "День говорилок" в средней группе по речевому развитию детей....

конструкт по речевому развитию в младшей группе . Тема : "Осень золотая"

Конструкт по речевому развитию в младшей группе. Тема : «Осень золотая»Воспитатель : Сёмкина Д.С.Интеграция образовательных областей: игровое развитие, познавательное развит...