Итоговое занятие в старшей группе " Ларец народной мудрости " ( по традициям народов Забайкальского края )
план-конспект занятия (старшая группа)

Номоконова Татьяна Андреевна

Итоговое занятие  в старшей группе «Ларец народной мудрости.»(по традициям народов Забайкальского края)

Цель: Закрепить знания детей о быте и традициях народа Забайкальского края (Семейских)

Задачи:    

  • Продолжать знакомить детей с историей народов Забайкальского края (семейских);
  • Формировать активную позицию дошкольников, воспитывать гордость за причастность к народной культуре, обычаям, традициям;
  • Раскрыть в доступной форме значение слов «предки», «староверы»,»семейские»;
  • Развивать познавательный интерес детей, речь, словарный запас дошкольников;
  • Формировать представление о прошлом своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_zanyatie_tat.and_.docx902.14 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие  в старшей группе «Ларец народной мудрости.»(по традициям народов Забайкальского края)

Цель: Закрепить знания детей о быте и традициях народа Забайкальского края (Семейских)

Задачи:    

  • Продолжать знакомить детей с историей народов Забайкальского края (семейских);
  • Формировать активную позицию дошкольников, воспитывать гордость за причастность к народной культуре, обычаям, традициям;
  • Раскрыть в доступной форме значение слов «предки», «староверы»,»семейские»;
  • Развивать познавательный интерес детей, речь, словарный запас дошкольников;
  • Формировать представление о прошлом своей малой Родины.

Предварительная работа: разучивание колыбельной, предварительное разучивание сказки  "Волк да щенох",пословиц,

Оборудование: Аудионоситель, ларчик, костюмы семейских, иллюстрации семейской одежды, лавка, печка, макет избы, домотканые коврики,люлька,мультимедиа.

Методические приемы:

 (Группа оборудована на манер русской избы крестьян староверов  (4-5 зон).

Воспитатель приглашает детей, приглашает поприветствовать друг друга на Забайкальском говоре.

Реб:  Ой, доброва дни вам, добры люди!

Реб: Пусть солнце всегда светит в ваши избы и приносит лад и покой.  (кланяются в пояс по русски)

Все:  Здравствуйте!  

♫ Звучит протяжная народная песня из семейских.  Входит  одетая по – старообрядчески воспитатель.

Воспитатель. Здравствуйте, гости мои дорогие! Как я вам  рада! Я, Меланья, хранительница традиций, живущих в Забайкальском  крае народов, семейских.  Проходите в красный угол, да садитесь на лавку широкую!  (Дети присаживаются на лавку, у печки. Можно накрыть домотканым ковриком.)

Меланья: А вы знаете, кто такие «семейские»? (ответы детей)

Меланья: (делает вывод)  (Маленький  рассказ об этих людях).

- А сейчас  давайте вместе с вами окунемся в быт, традиции, жизнь этих очень непростых, но трудолюбивых и интересных людей. (ларчик)

Рассказ об устройстве избы (макет) Можно дать ребенку, одетому в старообр. костюм. Или воспитатель рассказывает, задает вопросы, загадывает загадки о домашней утвари.(находят отгадки в избе)

Меланья:  Дружно жили семейские, никто не сидел без дела. У них всегда было много детей, в доме стояла люлька, в ней спал ребенок. Мать укачивала его и пела колыбельные песни. Девочки поют колыбельную, укачивая кукол.

Колыбельная.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Прилетели гуленьки,

Сели они в люленьки.

Стали гуленьки гулить:

Чем же Олю накормить?

Сахарком да медком

Или кашей с молоком.

 Когда детки засыпали, женщины занимались рукоделием.

Девочки украшали фартуки.

Мужчины чинили домашнюю утварь, шили обувь и т.д., рассказывали байки.

Мальчики в своем углу имитируют ремонт обуви.

1-й мальчик- Я вам мужики щас таку браву  сказочку расскажу. Очень поучительну!

2-й мальчик- Давай, можно, че тянуть-та!

1-й мальчик рассказывает:

 Сказка: Волк да щенох.

Встретились, значит раз в лесу волк щанок.

Волк голодный, жуть! Вот и думат: А щанох ему:

"Дяденька, как бы мне домой дойтить?" Пожалел его Волк и отвечает:

  • Ладно, отведу тебя к людям! Пошли оне к деревне. А у деревни ягненок бегал. Словил его волчищше, сам поел, щанха покормил. Щанох наелся и начал фулиганить.
  • Волк ему:
  • Че это ты такой фулюганистый? Щанох жалостно на него поглядел. Волк пожалел его, потрепал маленько и говорит:
  • Ладно, варнак такой. Будь уж рядом со мной , а то сгинешь.

* А в праздничные дни семейские  выходили на улицу, пели, плясали, играли в свои любимые игры. Давайте и мы поиграем в одну из таких. Хотите?

Народная игра: « В попа» семейская игра.

Дети ставят свои лодони под руку водящего, протянутого ладонью вниз. Ведущий произносит слова:

Шел поп через мост,

Поймал рыбу за хвост.

Эта рыба Тимофеева жен.

Она умела ворожить ,

По копеечке ложить.

Нам копеечку не надо,

А вора поймать нам надо.

На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей- нибудь палец. Пойманный за пальчик ребенок выходит из игры.

Очень любили женщины наряжаться в красивую одежду, расшитую лентами.

«Бабушкин сундук».

Загадка:  Есть у бабушки старушки

                  Очень маленький секрет:

                  Платья, фартуки, игрушки,

                  Занавески, погремушки,

                   Куклы и велосипед.

                 Все она умело прячет,

                  Чтоб не смог добраться внук.

                 Есть у бабушки Меланьи

                 Ветхий старенький сундук.

(Дети по очереди достают  вещи и рассказывают об их назначении.) А на дне сундука пословицы и загадки.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает;

Что схватит, отдаёт,

Сам в угол идёт.

                  Ухват

Бабушка старая,

Вся белая.

Лето придет -

Не глядят на нее.

Зима настанет -

обнимают ее.

                  Печь

Вот уж чудо так уж чудо,

И взялось оно откуда?

Я смотрюсь в него всегда,

Ну а вижу лишь себя.

Из стекла, но не окно,

Что же это?..

                     Печь

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

                          Чугунок

На пуховой на подушки,

Да в обнимочку с игрушкой,

Спится мирно мне и сладко.

На любимой на…

                              (Кроватке)

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Презентация «Семейский наряд» (дети по очереди рассказывают, слайд – ребенок).

Меланья просит детей подойти к ней.  У нее на подносе – прянички.( крендельки)

Понравилось ли вам, дети, в гостях  у семейских? Что вы запомнили более всего? О чем бы вы рассказали родителям? (ответы) Наш ларец наполнился! Я буду его хранить, как зеницу ока! За ваше желание больше знать, за вашу любовь к своему краю, угощаю вас кренделями!

Дети встают в круг, плавно двигаются змейкой под спокойную песню «семейских», уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в старшей группе "По дорожкам радуги в подготовительную группу"

Цель:обобщениезнаний детей через организацию различных видов деятельности...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема «Народная культура и традиции»...

Конспект праздника в старшей группе "Башкирские подвижные игры в традициях народа"

В рамках празднования Дня Республики Башкортостан можно провести с детьми мероприятие....

ООД в старшей группе "Книга народной мудрости"

ООД по социально-нравственному воспитанию, в котором раскрывается тема возникновения устного народного творчества, появление первых книг. Цель-расширять знания детей об устном народном творчестве, вос...

НОД в старшей группе «Русская народная культура и традиции».

НОД «Русская народная культура и традиции» Цель: формирование представлений детей о культуре, традициях и быте русского  народа....

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Русская народная культура"

Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к культуре, традициям и быту русского народа.Задачи:- обобщить знания детей о русской народной культуре и быте;- закреплять умен...