Доклад с презентацией "Чтение через игру"
презентация к уроку (старшая группа)

Рожкова Анна Валерьевна

Слайд 1: Согласно ФГОС дошкольного образования "речевое развитие включает..развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование  звуковой аналитико - синтактической активности как предпосылки обучение грамоте".

          Не смотря на то, что во ФГОС дошкольного образования содержится данная формулировка, в реальности родительский запрос, а так же учителей начальных классов иные -"Научить дошкольников читать".

          Все мы знаем что игра - это основной вид деятельности дошкольника, и как не через игру мы можем обучить чтению ребёнка.

Слайд 2: В этом нам может помочь комплект развивающих  игр  В. Воскобовича.  Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. В ходе игр дети получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Дети в игровой форме осваивают азы чтения, а также учатся общению и взаимопониманию. Каждую развивающую игру В. Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее освоить то чему он учится через игру. В сюжете сказки дети помогают героям Царства "Попугавия", главным персонажем которого является "Король Попугай", выполняя различные задания и упражнения.

          В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.

 

Слайд 3: Первая игра по обучению чтению, которую я Вам хочу представить, это игра "Складушки". Она предназначенная для обучения детей чтению по складовой системе. Выучив все буквы, ребенку часто сложно их соединить в слово так чтобы оно звучало правильно. Занимаясь по предлагаемому пособию, можно избежать этих трудностей и ребенок, выучив буквы, сможет их легко и правильно соединять в слова и читать.
          Персонаж Лопушок помогает нам при изучении гласных и согласных звуков используемых в пособии «Складушки». При помощи песенного материала закрепляется акустическое звучание, повышается настроение. Слайд 4:  Первая карточка, самая главная, содержит только гласные звуки. В центре располагается рисунок, на котором изображены дети. Мальчик и девочка собирают гласные звуки в лукошко. Под рисунком располагается «главная песенка», где красным цветом выделены все ударные гласные. По бокам картинки четко написаны те же буквы, что и на рисунке, но в определенном порядке: слева – гласные, которые делают стоящие перед ним согласный твердым, а справа – мягким. Предлагаю вашему вниманию гласную песенку. ( включить песенку Гласные звуки).

 

Слайд 5: Остальные двадцать карточек построены по тому же принципу. Только по бокам картинки располагаются уже не только гласные, а слияние с согласными. Такие слияния и называются складами.

Вячеслав Вадимович, хорошо зная детей и то, что они любят, расположил на карточках и кошечку, и щенка, и лошадку, и многое другое. Все стихи – это слова песенок, которые записаны на диске, прилагаемом к книжке с карточками. Это хороший материал при отработке навыка слияния звуков в слоги так же для развития фонематического слуха.

            Игра Воскобовича "Складушки" хороша для детей, которые любят смотреть картинки в книжках, слушать стихи и песенки. Таким детям обучение чтению по иллюстрированным карточкам будет в радость.

Все карточки игры могут быть преподнесены ребенку как домики одного городка под названием Складинск, а все герои песенок-стихов как его жители. По такому загадочному городу и предстоит путешествие. Целесообразно предлагать детям по одной карточке и начинать знакомство с ней с картинки.

          Можно поработать над развитием речи, задать вопросы что изображено на картинке. К этому комплекту идёт своя методика.

Слайд 6: Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребёнка и его речевым развитием. Чем более ловкие и умелые пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться речь. Причём не только устная, но и письменная.

Серия игр "Ромашка", "Снеговик", "Яблонька","Парусник" способствуют развитию мелкой моторики, развивают навыки чтения и логического мышления у ребёнка, а также умение завязывать шнурки. Эти игры  помогут детям составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить новые слова. Для детей от 2 до 4 лет используется в качестве шнуровки для развития мелкой моторики кисти рук.

 

Слайд 7: Самой популярной игрой по обучению чтению детей является "Теремки Воскобовича". Выглядит она очень просто.

Слайд 8: Есть сундучок, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится),

Слайд 9: и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с сундучками соединяются вместе и таким образом составляются слова.

Слайд 10: Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных теремков (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых и 2 серых).

Слайд 11: а также 12 картонных сундучков с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

 

Цвета теремков тоже не просто так разноцветные, каждый цвет имеет своё обозначение

 

 
 image

 

Белый теремок-                                     парные, звонкие, глухие согласные.

Голубые теремки-           

Желтые теремки -

 

 

Слайд 12: Лиловый теремок -   непарные звонкие согласные

                 Коричневые - непарные глухие согласные

                   Серебристый секретный теремок- непарный мягкий согласный Й, заменитель согласных.

 

Слайд 13: Буквы на гранях не простые. У каждой свой образ. Например, гласные буквы представляет шут в  позе буквы А – Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин, и т.д.. это сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.

 

Слайд 14: Так же есть знаковый "сундучок"  на котором изображены молоток, который обозначает ударение, красные точки имеют право заменить гласный звук, попугай и пустое окошко может заменять гласные и согласные буквы.

Сайд 15: На "крышке" сундучка изображены синяя и зелёная полоски, которые обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков.

 

Слайд 16: Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, попугай Эник и многое другое – все это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоить чтение.

Обучение чтению проходит в три этапа.

1 этап игры – знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Начинают знакомство с игр. Например: постройте сказочный город в котором живут буквы.   Можно предложить ребёнку придумать на заданный звук название животного который живёт в этом теремке. Точно так же обыгрываются другие теремки и выстраиваются в улицу.

2 этап «Знакомство со слогами. Слияние букв»

К этому этапу переходят после того, как ребенок хорошо запомнил все звуки и буквы. Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги.  Для этого ребенок сначала «конструирует» слоги- выкладывает  сундучки в теремки. Разнообразить можно игрой. Например: шуты решили научить жителей города своим песенкам. Для этого нужно вложить кубик в теремок. Арлекин пришел в гости к обитателям Голубого теремка и с помощью своего кубика научил их петь: «га-а-а», «ка-а-а», «да-а-а», «та-а-а» (ребенок вкладывает кубик в теремок, поворачивает его и читает-пропевает получившиеся слоги). Так можно поиграть со всеми теремками, а затем заменить синий кубик на зеленый.

Слайд 17: Обратите внимание малыша на исключения русского языка. Если слог трудно произносить или он совсем не существует, в окошечке теремка (в арке сверху) появляется ушко. Например, если ребенок составит слог ЖЫ, над буквой Ы в арке окна появится ушко, это означает что мы так слышим, если поставить И то появляется карандашик, значит так правильно писать.

Слайд 18: Третий  этап. Слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр, семь из которых перечислены в инструкции к игре. Например, игра в «превращалки», где ДОМ легко превратится в ДЫМ, а ЛЁД в МЁД.

Следующая игра из комплекта "Чтение через игру" это

Слайд 19: «Теремки Воскобовича Ларчик»

Пособие "Теремки Ларчик" состоит из ковролинового игрового поля, сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках. "Теремки Ларчик"— это фронтальная версия популярной игры "Теремки Воскобовича " .

 

Слайд 20: Филимон Коттерфильд и  попугаи Веник, Эник и Бэник учат детей читать с игрой  "Читайка на шариках". Эта  игра яркая,  красочная, качественная, состоит из двух пособий "Читайка на шариках" №1 и "Читайка на шариках" №2.С одной и той же игрой могут заниматься дети младшего и старшего дошкольного возраста. Игра начинается с простых действий, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

 

Слайд 21: "Читайки на шариках"  представляют собой 4 игровых поля, сделанные из плотной лощёной  бумаги с  цветной печатью. Карточки двухсторонние,  на них Вы найдёте разноцветные шары с буквами или слогами. Уголки на карточках загибаются по белым линиям, образуя новые слова. На каждой Читайке есть по 8 областей чтения с каждой стороны – это восемь и более  шариков в центре вокруг «Учёного попугая»  на Читайке 1 или «Учёного кота» на Читайке 2.Игра предлагает четыре варианта игры разной степени сложности.

Слайд 22: на жёлтых шариках (слова из двух, трёх букв), на красных( слова из трёх, четырёх букв)

Слайд 23: на зелёных шариках( слова из трёх-шести букв),на голубых (слова от трёх до  шести букв ).

 

Ребёнок загибает один уголок с буквами и составляет слово. Загибает другой уголок и составляет новое слово. Таким образом с помощью данного пособия можно составить и прочитать 128 слов.

 

Игра В.В. Воскобовича   «Читайка на шариках»  развивает: внимание, память, мышление, речь, цветовое  восприятие. Тренирует мелкую моторику кисти руки. Способствует расширению  активного словаря  детей названиями предметов и объектов ближайшего окружения.

Понимание терминов «слог», «звук», представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими, состоять из одного или нескольких слогов, умение составлять простые и сложноподчинённые предложения, будет способствовать лучшей учебе  детей в школе.

И в заключении я хотела бы сказать словами «Давайте играть, читаючи,

чтобы читать, играючи».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon chtenie_cherez_igru.pdf1.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

Доклад на педсовет: "Формирование элементарных математических представлений в детском саду через игру"

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания и на  фоне этих прогрессивных изменений  развитию эмоциональной сферы ребёнка  не всегда уделяется дос...