Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру
материал (старшая группа)

Чеканова Елена Алексеевна

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность  детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем  дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра  имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А  воспитатель привлекает ребенка на этом этапе  в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому,  она  является  наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру».

                        Воспитатель:

    МБДОУ Детский сад № 2

  г. Калининска

                                                                                       Саратовской обл.

Чеканова Е.А.          

2018год

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно могли  в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность  детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем  дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра  имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А  воспитатель привлекает ребенка на этом этапе  в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому,  она  является  наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы,   наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей  младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши и дидактически игры на основные задачи развития детей 4-го года жизни.

Дидактические игры могут решать как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической  игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т.д.

Интересны детям  для закрепления пространственных представлений дидактические игры,  созданные по мотивам  знакомых русских народных сказок, например «Репка», «Теремок»  , «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на магнитной доске, дети  вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т.п.

С целью  ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры

  • «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец (здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма);
  • «Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание;
  • «Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для усложнения восприятия детьми данной задачи  создала наборы плоскостных  предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков,  черепашек – нинзя, человек-паук и др.; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей,  и помогло закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).

Например:

  • Где живёт желтый круг? (В желтом кармашке, посередине).
  • Где живёт  оранжевый квадрат? (В оранжевом кармашке, наверху).

Для ознакомления детей с ситуаций  убавления и  добавления, изменения количества была придумана игра с использованием  зарифмованных  игровых задач.  В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной. Например:

  • «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску  столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями  изменения количества (добавления и убавления);
  • «Каждой Нюше по груше»;
  • «Каждой козочке по розочке»
  • «Каждому комарику по шарику»;
  • «Каждой бабочке по шляпочке»  и т.п.

Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю созданное в группе полифункциональное дидактическое пособие «Математическая полянка» С помощью этой игры можно решаются все задачи данного раздела младшей группы. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.

Например,

«Чудо дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет, 
Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.
Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.
Выросли на нём не листочки, не цветочки,  а очень интересные  геометрические фигуры.
Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве? 
(Ответы детей).
Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей).
Тут бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? 
(Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме? (Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много).

Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.

«Теремок»

Стоит в поле теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат). На что похожа крыша теремка? (Ответы детей: на треугольник).На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много)
Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.
Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.
Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? 
(Ответы детей: один). У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.
Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.
Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит? 
(Ответы детей: один). У дверей остановился  и стучит, позвала лисичка волка в теремок.
Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? 
(Ответы детей: один). У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.
Сколько животных оказалось в теремке? 
(Ответы детей: много). А как получилось их много? (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много).
Стали они дружно жить в теремке.

В заключение хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя входят  в мир математики.  Увлекательные игры помогают  сделать образовательный процесс  не трудным и  не скучным, а интересным и занимательным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Предлагаю Вашему вниманию доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"....

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...

План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его по...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...