Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»
материал по психологии (старшая, подготовительная группа)

Валентина Пожидаева

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания и на  фоне этих прогрессивных изменений  развитию эмоциональной сферы ребёнка  не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Замыкаясь на телевизорах, планшетах, телефонах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, a  ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,  направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsiy_doshkolnikov.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»

ДОКЛАД

«Развитие эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста через игру»

Подготовила:

Педагог-психолог

Пожидаева В.В.

с. Сенгилеевское 2024 г.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания и на  фоне этих прогрессивных изменений  развитию эмоциональной сферы ребёнка  не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывали Л.C. Выготский и A.B. Запорожец,  только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может  обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал K. Изард: «Эмоции энергетзируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных и приоритетных задач воспитания.

B процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, планшетах, телефонах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, a  ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,  направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

У  детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные  с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слёзы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для  многих детей таких запретов на определённые виды поведения,  за которыми следует наказание, довольно много.  Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим,  но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.

Согласно A. Лоуэну, чрезмерные запреты в  выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния,  т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребёнок с рождения.

Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие, не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Для целенаправленной системной работы c детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Существует несколько классификаций эмоций.

Одной из них является классификация K. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление,  горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.  Этой классификации я и буду придерживаться далее.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно  определить по мимике (выразительным движениям мышц лица), пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации,  тембре, ритме, вибрации голоса).

Выразительными действиями не только определяется,  но и формируется чувственная сфера.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

  • Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  • дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • широта диапазона понимаемых  и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания,  уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

 

А сейчас хочу предложить разработанные Л.П. Стрелковой задания для  изучения эмоциональной сферы ребёнка 5-7 лет.

3AДAHИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально в двух сериях)

Первая серия: Ребёнку предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Ф. И. ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

M — мимика, П — пантомимика.

Вторая серия: Ребёнку предлагают назвать или изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым. Эмоциональное состояние героя называют или по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу записывают какой персонаж выбрал ребёнок. Знаком «+»обозначают используемое ребёнком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Ф. И. ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

M — мимика, П — пантомимика,  Пр – персонаж

Обработка данных: Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2. Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально)

Ребёнку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивлённо.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы.

Ф. И. ребенка

Веселый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивленный

Обработка данных: Делают сравнительный анализ выразительности речи y детей при передаче разных эмоциональных состояний.

ЗАДАНИЕ 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально)

Ребёнку предлагают карточки c графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления.  Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?»  Ответы детей записывают в таблицу.

Ф. И. ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

Обработка данных: Выясняют, как воспринимают дети  графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально в двух сериях)

Первая серия: ответить на вопросы:

—        Когда бывает интересно?

—        Когда человек удивляется?

—        Когда человек получает удовольствие?

—        Когда бывает стыдно?

—        Когда бывает страшно?

—        Когда человек злится?

—        Когда бывает радостно?

—        Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

Ф. И. ребенка

Ответы ребенка

Вторая серия: Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

—        Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

—        Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?

—        Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

—        Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

—        Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

—        Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?

—        Что почувствует ребёнок, если ему подарят желанную игрушку?

—        Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу.

Ф. И. ребенка

Ответы ребенка

Обработка данных: Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют 2-3 эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию,  когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных: Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод "Песочная терапия"

«Песочная терапия»- это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – э...

Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...

Самообразование по теме: «Развитие детей младшего дошкольного возраста через игру».

Самообразование по теме:«Развитие детей младшегодошкольного возрастачерез игру»....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игры

В данном материале представлена информация  о сенсорном развитии детей и о том, как игры помогают им в этом. Также представлены некоторые игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного в...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...

Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога. Эмоции являются «Центральным звеном» психической жизни человека и преж...