Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
статья по теме

Проскурякова   Марина  Николаевна

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».

Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которого нужно в раннем детстве. Выдающиеся педагоги, психологи поднимали, обсуждали проблемы нравственности, начиная с 2-х летнего возраста малыша! Малыш, едва научившись говорить, учится сопереживать, благодарить, быть чутким и добрым, уважительно относиться к своим товарищам, ближнему окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_2011_godu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 219 « Детский сад комбинированного вида».

Доклад выступления на педагогическом совете 22. 04. 11 г.  Тема: « Развитие нравственных качеств детей дошкольного         возраста через игру и путем прочтения художественной   литературы».

                                                                        Подготовила:                                                                                                                       

                                                                Воспитатель подготовительной           группы №8

                                                                МАДОУ № 219

Проскурякова Марина Николаевна

        Кемерово, апрель 2011 г.

« Нравственное  воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».

Нравственное  воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которого нужно в раннем детстве. Выдающиеся педагоги, психологи поднимали, обсуждали проблемы нравственности, начиная с 2-х летнего возраста малыша! Малыш, едва научившись говорить, учится сопереживать, благодарить, быть чутким и добрым, уважительно относиться к своим товарищам, ближнему окружению. В дошкольном детстве, как известно, ведущим видом деятельности, является игра. И уже в младшем дошкольном возрасте, мы, взрослые ставим перед крохами 2х-4 лет следующие задачи:

  1. Учить устанавливать контакт с товарищами по игре, считаться с интересами, желаниями других детей, оказывать помощь.
  2. Упражнять в хороших поступках, желании слушаться, уважительно относиться к окружающим (воспитателям, няне).
  3. Воспитывать умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой; играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки в игре.
  4. Учить соблюдать элементарные правила в дидактических и подвижных играх (терпеливо ожидать свою очередь).
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям (отзывчивость, просьбу, чувство сопереживания, желание делать что-то хорошее).

В каждом возрастном этапе продолжается ранее начатая работа по нравственному воспитанию, и ставятся новые задачи. Так, в средней группе (в 4-5ти летнем возрасте) мы должны:

  1. Воспитывать привычку всегда говорить правду.

2)Формировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (вежливое, внимательное отношение к взрослым, дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, проявлять заботу о маленьких).

В старшем дошкольном возрасте, грамотно построенное общение, взаимодействие между педагогом и детьми приводит к внушительным переменам в них, как личностях. Здесь важно ставить более сложные для данного возраста детей, задачи. Как то:

  1. Формировать навыки и привычки культурного и организованного поведения.
  2. Формировать активность и самостоятельность в поиске решения, выхода из сложной ситуации, в достижении цели.

Из всего выше изложенного видно, что в игре - как основном ведущем виде деятельности, закладываются первоосновы нравственного поведения и, возможно, создаются предпосылки для гармоничного развития личности.

  Но только ли в игре, через принятие на себя различных ролей, можно утверждать, что нравственность (чувства, эмоции, организованное поведение) ни в каких других видах деятельности невозможно?

  На этот вопрос, я четко могу ответить: « Помимо детской игры, развитие нравственности происходит и путем чтения художественной литературы!»

  Вот эксперимент, который был проведен мной с детьми подготовительной к школе группы: Я, как экспериментатор, задавала интересующие меня вопросы наедине детям, чтобы они не смогли « подслушать» ответы своих товарищей. От детей ожидала развернутых, четких ответов.

  Вот тот перечень задаваемых  детям вопросов:

  1. Кто такой добрый человек?
  2. Ты вежливый (ая)? Что такое вежливость?
  3. Воспитанный человек - он какой?
  4. Отзывчивость – это хорошее качество? Ты отзывчив (а)?
  5. Можно ли тебя назвать вежливым человеком?
  6. Можешь ли ты быть справедливым? Что такое справедливость?
  7. Взаимопомощь, взаимовыручка – важны для тебя? Что это?
  8. Заботливый «сын», «дочь»- какие они?
  9. Можно ли назвать тебя внимательным?
  10. Что такое сочувствие? Ты можешь сопереживать чужому горю?

Ответы, даваемые детьми:

  1. « Добрый человек – это хороший, красивый, ласковый человек».
  2. « Вежливость – это, когда знают вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста».
  3. Воспитанный человек – никогда не дерется, всегда здоровается, не знает плохих слов».
  4. « Отзывчивость – когда другу плохо, ему нужно прийти на помощь».
  5. «Я вежливый (ая). Всегда здороваюсь, когда прихожу в детский сад, прощаюсь!»

(Вообще – там, где требовалось дать ответ, относительно себя – были исключительно утвердительные ответы!)

  1. « Справедливость – это честность!» (коротко и ясно).
  2. « Надо всегда помогать старшим, они ведь старенькие уже!»
  3. На данный вопрос был дан следующий ответ практически у всех испытуемых детей:

«Заботливый – это, когда мама  о нас заботится!»

  1. «Внимательный человек всегда на все обращает внимание!»
  2. «Сочувствие – это, когда жалко кого-то….» (примеры детей о жестоком обращении с животными).

В разные отрезки времени, кроме данного опроса, мной была проведена беседа на тему: «Морально – нравственные качества», где в первую очередь мной давалась некоторая информация познавательного характера, и, в свою очередь, я хотела выяснить «познания» детей относительно «долга» (родительский долг, долг детей перед своими родителями, гражданский долг).

Итак, как объясняют дети – что такое «долг».

  1. Родительский долг. (Все дети ответили быстро). «Родительский долг – это взрослые родили ребенка и растят его, кормят, водят в детский сад, потом в школу!»
  2. «Долг детей перед родителями – это когда дети должны звонить, приезжать к ним на выходные».
  3. Гражданский долг (пояснение со стороны воспитателя). Проявляется, например, в служении мужчин в армии. Один, находчивый и сообразительный воспитанник задал мне следующий вопрос: « А есть какие-нибудь способы, чтобы не идти туда служить?!» (было и смешно и неожиданно одновременно услышать это от ребенка!)

Как было заявлено выше – развитие, формирование нравственных качеств происходит путем прочтения, бесед по прочитанному, выявления истины в художественных произведениях любого жанра.

Так, детям предлагалось – вспомнить и назвать сказки, рассказы, любые произведения, где бы говорилось о: добре и зле, чуткости, понимании; сострадании и сопереживании. И дети показывали неплохие результаты, называя следующие произведения и качества героя. Например:

  1. С.Я.Маршак «Пожар» (смелость, отважность, трудолюбие, доброжелательность).
  2. С.Аксаков «Аленький цветочек» (доброжелательность, чуткость, формирование представлений о добре и зле).
  3. К.И.Чуковский «Айболит» (сочувствие, доброжелательность, желание прийти на помощь).
  4. Русская - народная сказка «Снегурочка» (сопереживание, сострадание).
  5. Русская – народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (формирование представлений о добре и зле).

Хотелось бы уже подвести некоторый итог, относительно вышесказанного: итак, работа по формированию нравственных качеств на разных возрастных этапах дошкольного детства в образовательных дошкольных учреждениях ведется планомерно, путем постановки и реализации задач. Важно подчеркнуть, что дети демонстрируют неплохие знания. Общую осведомленность, но, нужно признать, что все же уровень достигнутых детьми знаний, не находит в полной мере отражения на практике. Дети в определенных ситуациях (из наблюдений) не применяют и не выражают чувства. Эмоции, как того хотелось бы. Остается верить в то, что весь багаж знаний, некий опыт общения, взаимодействия, полученный в дошкольном детстве, не будет забыт. И в будущем найдет отражение в своей уже взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...