ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31 «Светлана» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что дополнительное образование – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Педагогическая целесообразность работы по дополнительному образованию «Раз-словечко, два-словечко» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная работа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.09 КБ |
![]() | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2022 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №77 «Машенька» ____________ Томчук И.И. Приказ № ___ от ______2022 г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
«Раз-словечко, два-словечко»
Смоленск, 2022-2023 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов |
1 | Целевой раздел |
Пояснительная записка. | |
Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию. | |
Планируемые результаты. | |
2 | Содержательный раздел |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». | |
Основные направления работы. | |
Содержание работы по кружковой работе «Ладушки». | |
Методы и приёмы обучения. | |
Способы работы. | |
Формы работы. | |
3 | Организационный раздел |
Организация развивающей предметно- пространственной среды. | |
Технические устройства. | |
Режим, учебная нагрузка. | |
Методическое обеспечение. |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31 «Светлана» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что дополнительное образование – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Педагогическая целесообразность работы по дополнительному образованию «Раз-словечко, два-словечко» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная работа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры
Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.
Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи: - Развивать интерес и любовь к фольклору;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
2. Содержательный раздел
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Приобщение к искусству
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
Музыкальная деятельность
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Основные направления работы
- Развитие творческих способностей;
- Познавательное развитие.
Содержание работы по дополнительному образованию
«Раз – словечко, два-словечко»
Месяц | Тема | Задачи | Пособия |
Сентябрь | Игра «кто у нас хороший, кто у нас пригожий» | Вызвать у детей симпатию к сверстникам. Помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость | |
Сентябрь | Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко» | Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести. Прощаясь с мамой (папой, бабушкой). | Игрушки – зайчик, медвежонок |
Октябрь | Путешествие в сказку «Колобок» | Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям | Книжка с картинками, игрушки по сказке |
Октябрь | Игра – потешка «Огуречик, огуречик» | Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память | Фланелеграф, (овощи – помидор, огурец, картофель), муляжи овощей |
Октябрь | Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай» | Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы | Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла |
Октябрь | Игровая ситуация по мотивам потешки «Из-за леса из-за гор» | Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы | Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки |
Ноябрь | Инсценировка песенки «Дождик, дождик» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку | Зонтик, костюм дождика |
Ноябрь | Игровая ситуация «Как у нашего кота» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы. | Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот |
Ноябрь | Путешествие в сказку «Репка» | Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи | Фигурки настольного театра |
Ноябрь | Игровая ситуация «В гости к бабушке» -знакомство с потешкой «Расти коса до пояса» | Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку | Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок |
Декабрь | Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик пришли в гости» | Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей | Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение |
Декабрь | Русская народная песенка «Ладушки, ладушки» | Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук | Чайная посуда, круги желтого цвета |
Декабрь | Русская народная песенка «Наша Маша маленька» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка | Иллюстрации к потешке |
Декабрь | Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел» | Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них | Игрушка - зайчик |
Январь | Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса» | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки | Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями |
Январь | Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки» | Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память | Иллюстрации к русской народной песенке |
Январь | Хороводная игра «Пузырь» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов | Воздушные шары |
Январь | Инсценировка игры - потешки «Скачет зайка маленький» | Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры | Игрушка-зайчик, морковка, сундучок, пластилин, салфетки, дощечки |
Февраль | Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге» | Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами | Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера |
Февраль | У куклы Кати день рождения. Хороводная игра «Каравай» | Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы | Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки |
Февраль | Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз» | Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку | Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы» |
Февраль | Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка» | Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании | Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь, петушок; книга с красочными иллюстрациями |
Март | Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас | Листы бумаги, желтая краска (для солнышка), кисти |
Март | Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки | Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка» | Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок |
Март | Чтение стихотворений о животных | Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях | Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных |
Март | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» | Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей | Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке |
Апрель | Разучивание потешки «Наши уточки с утра: кря-кря-кря» | Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи | Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа |
Апрель | Игровая ситуация «Кто в тереме живет» | Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре) | Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр) |
Апрель | Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко» | Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре | Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели». |
Апрель | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя | Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок) |
Май | Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей» | Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь | Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка) |
Май | В гости к сказке «Кот петух и лиса» | Учить детей внимательно слушать сказку, понимать содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их | Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки – домик, кот, петух, лиса |
Май | Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком» | Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст | Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка |
Май | Занятие – игра: «Сказки» | Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками | Аудизаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки, желтые салфетки |
Методы и приёмы обучения
- наглядный, словесный, практический, игровой;
- беседы с детьми и их родителями;
- создание окружающей предметной развивающей среды;
- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек, изделий русских народных промыслов;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- заучивание пестушек, прибауток, потешек, закличек;
- проведение русских народных игр;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Формы работы
- организация работы по кружковой работе (тематическая, сюжетная, сюжетно-тематическая);
3. Организационный раздел
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Картинки, настольные фигурки, маски, зонтик, костюм дождика, кукла, резиновые игрушки, листы бумаги ½ А4, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, настольная игра «Волшебные сказки», муляжи овощей, аудио диски.
Технические устройства
- Фотоаппарат;
-Компьютер;
- Магнитофон
Режим, учебная нагрузка
План работы по кружковой работе «Раз – словечко, два-словечко» рассчитана на 1 год, для детей 2-3 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой или подгруппой. Продолжительность занятия 10 минут.
Методическое обеспечение
#1040;нтипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г
2. Н. Ф. Сорокина «Театр – творчество – дети»
3. Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».
#1040;никин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.
7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г
9. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г
10. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.
11. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Отчет дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста
«Раз-словечко, два-словечко»
Автор-составитель: Комозова Н.Н., воспитатель
Смоленск, 2022-2023 учебный год
В течение года, 1 раз в неделю, на группе я вела кружковую деятельность по развитию речи «Раз-словечко, два-словечко».
Мною были поставлены цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.
Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи: - Развивать интерес и любовь к фольклору;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные направления работы
- Развитие творческих способностей;
- Познавательное развитие.
Учебно-воспитательный процесс старалась строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. В начале каждого занятия проводила специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, артикуляционную гимнастику (различные сказки о веселом язычке, дыхательную гимнастику. Ведущей деятельностью у младших дошкольников являлась игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являлись системой игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, выявляли существенные признаки и отношения, соревновались, делали «открытия». В ходе этих игр и осуществлялось личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечали, что идет обучение – они перемещались по группе, работали с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринималась ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Особое внимание на данных занятиях уделялось воспитанию правильного произношения, обучению связной речи.
Все это прежде всего формирование знаний о предметах или явлениях окружающего мира, о животном и растительном мире, развитие способности к поисковой деятельности, умение классифицировать, группировать предметы, обобщать явления, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями.
Так к концу года дети стали активнее участвовать в познавательных процессах с помощью создания психологического комфорта с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь. Стали лучше понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Появилось желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнился активный словарь новыми словами и действиями. Появился интерес к народному творчеству. Ребята стали проявлять доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1007973-1517886394.jpg)
Программа дополнительного образования «Бумажная пластика» для детей младшего дошкольного возраста
Ребёнок растет, стремится к самостоятельности, приобщается к изобразительному творчеству, входит постепенно в мир прекрасного. Успешность его творческого развития зависит от взрослых, которые его окру...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-426165-1578515740.png)
Конспект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Я скажу тебе словечко»
Речь, как мы знаем, является один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Являясь важнейшим средством человеческогоо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/04/picture-1404873-1651692117.jpg)
Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования "Волшебный пластилин" для детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-1424396-1715781685.jpg)
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/25/picture-1295751-1706179175.jpg)
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/07/picture-1499297-1701967100.jpg)
Перспективное планирование дополнительной платной образовательной услуги «Я сам» (младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет) 2022-2023 учебный год
Главная цель педагогики Монтессори - воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребе...