Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Аннотация к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_smychkova_dop.docx | 42.76 КБ |
22-23_smychkova_dop_annotatsiya.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета заведующий МБДОУ
протокол №_________ «Детский сад №28 «Надежда»
от «______»_________2022г. Кузнецова В.А._____________
«_______»____________2022г.
Программа дополнительного образования
«Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста»
для детей 3-4 лет
на 2022-2023 учебный год
Автор-составитель:
воспитатель
первой квалификационной категории
Смычкова Л.В.
г. Смоленск. 2022 г.
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Учебно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
6. Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Образовательная программа «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (программа дополнительного образования по сенсорному развитию посредством изобразительной деятельности для детей 3-4 лет)
Руководитель программы:
Воспитатель Смычкова Людмила Владимировна.
Организация-исполнитель:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленск.
Цели программы:
Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.
Направленность программы:
Познавательно-исследовательское,
художественно-эстетическое развитие детей.
Срок реализации программы:
1 года обучения
Вид программы:
программа адаптированная
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26
• п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Устав дошкольного учреждения.
Система реализации контроля за исполнением программы:
- координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;
- практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
Ожидаемые конечные результаты программы:
• ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, при помощи изобразительной деятельности передавать форму, размер и цвет;
• различать предметы по форме;
• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур;
• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.
Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.
Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года во второй младшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей. Поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.
Отличительные особенности: учебно-воспитательный процесс осуществляется через использование изобразительных видов деятельности: рисование, аппликация, лепка; происходит совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о цвете, форме,
размере, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, все это способствует развитию сенсорных способностей у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами изобразительной деятельности детей
Третий принцип индивидуальности, работа индивидуально с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.
Четвертый принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Цель программы: обогащение сенсорного опыта детей 3-4 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.
Задачи программы:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.
Программа «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года. Численность детей в кружке – 18 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения кружок.
Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей - 10-15 мин в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
Форма подведения итогов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Перспективное планирование программы
дополнительного образования
по формированию сенсорных представлений
СЕНТЯБРЬ
1. Мониторинг
2. Мониторинг
3. Мониторинг
4. Мониторинг
ОКТЯБРЬ
Занятие №1
«Найди цветок для бабочки»
Цель: -упражнять детей в назывании основных цветов;
- формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;
- ракреплять сенсорное развитие, такие понятия, как один, много
Занятие №2
«Листопад, листопад в нашем саду листопад»
Цель: - продолжать учить детей правильно держать кисточку, пользоваться краской, примакивать всем ворсом;
-закрепить цвет: желтый, красный;
-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.
Занятие №3
«Наведем порядок»
Цель: -упражнять в умении соотносить 3 основных цвета (жёлтый, зелёный, красный);
-закреплять умение различать величину: большой, маленький;
-развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;
-развивать познавательный интерес
Занятие №4
«Три Медведя»
Цель: - выявить умение формировать группы однородных предметов;
различать и составлять группы предметов: много – один (один – много);
- закреплять знания детей основных цветов (красный, синий, зелёный, желтый);
- закрепить знания детей о контрастных размерах предметов (большая ёлочка – маленькая ёлочка и т. д.)
- закрепить умение классифицировать предметы (посуда, игрушки).
НОЯБРЬ
Занятие №1
«Яблочки на тарелочке»
Цель: -формировать восприятия цвета, формы, величины предметов.
Занятие №2
«В гостях у Мишутки»
Цель: -учить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям;
-стимулировать речевое развитие через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений
Занятие №3
«Разноцветные ленточки»
Цель: - продолжать учить различать понятие «один – много»;
- закреплять знания о форме (круг, квадрат, треугольник, величине, цвете (желтый, красный, зеленый).
Занятие №4
«Оденем ежика»
Цель: -формирование понятий «много» и «один»;
-обучение соотнесению предметов по форме, сравнению совокупности предметов по количеству путём составления пар;
-развитие мелкой моторике.
ДЕКАБРЬ
Занятие №1
«Следы на снегу»
Цель: - закреплять синий цвет
- упражнять в рисовании ватными палочками;
- продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-учить наносить точки по всему листу.
Занятие №2
«Зернышки для курочки»
Цель: - воспитывать интерес к народным сказкам ;
-развивать речевую активность;
-продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска;
-формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику
Занятие№3
«Украшаем елочку шарами» (коллективная композиция)
Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;
- учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);
- познакомить детей с новым цветом (зелёный);
- развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;
- воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
- продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)
Занятие №4
«Разноцветные шарики»
Цель: - уточнить представления о новогоднем празднике;
- учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики);
- познакомить детей с новым цветом (зелёный);
- развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук;
- воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
- продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий)
ЯНВАРЬ
Занятие №1
«Нарядное платье»
Цель: - закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
-побуждать называть цвета;
- закрепить знания геометрических фигур;
-закрепить понятия «большой», «маленький»;
-развивать мелкую моторику;
Занятие №2
«Помогите Мишке найти своих друзей»
Цель: - Закрепить у детей знание:
-о размере (большой-маленький) ;
-о 2-х основных цветах (красный, жёлтый) ;
-о свойствах предмета (пушистый, гладкий) ;
-о том как говорят разные животные.
Занятие №3
«Поиграем с пирамидками»
Цель: -обобщение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру;
-закрепление понятий "много" и "один";
- развитие зрительно-слухового восприятия;
-совершенствование ручной моторики;
-обучение группировке однородных предметов по цвету.
ФЕВРАЛЬ
Занятие №1
«Красивые домики»
Цель: -развитие и совершенствование представлений о форме, цвете и величине
- продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-закрепление понятий "много" и "один";
Занятие №2
«Вот и гости пришли»
Цель: -формировать восприятие цвета, формы, величины предметов, а также сенсорные способности детей.
-развивать речевую активность;
Занятие№3
«Кукла Маша заблудилась»
Цель: -закреплять знания детей о животных, звукоподражать им, узнавать на карточках и показывать их
- воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям;
-закрепить у детей знание о размере (большой-маленький)
Занятие№4
«Зайчик в гостях у ребят»
Цель: -учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
- закреплять умение различать один и много предметов;
знание геометрических фигур
-упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.
МАРТ
Занятие №1
«Нарядное платье для мамы»
Цель: - формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме;
-ориентироваться в окружающем пространстве
- закреплять синий цвет
- упражнять в рисовании ватными палочками;
- продолжать развивать тактильные ощущения и мелкую моторику;
-учить наносить точки по всему листу.
Занятие №2
«Витаминный салат»
Цель: - закрепить названия некоторых фруктов, учить выделять их характерные свойства: цвет, форму, размер путем зрительного и осязательного обследования;
- учить детей находить парные предметы.
-развивать речевую активность;
-продолжать учить определять часть и целое
Занятие№3
«Солнечный круг»
Цель: -закрепление геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
-учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет.
-выявить, в какой мере предшествующие занятия сформировали у детей отношение к цвету как к характерному признаку определенных предметов.
-развивать чувство цвета, творчества.
-воспитывать умение доводить начатое до конца
Занятие №4
«Строим башню»
Цель: -продолжать знакомить детей с основными цветами (синим, желтым) ;
- развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их цвет, величину;
- закреплять умение строить из кубиков башню, понимать слова "строить", "башня", развивать пространственное мышление;
-развивать внимание, мелкую моторику, интерес к различным формам деятельности с предметами и игрушками.
АПРЕЛЬ
Занятие №1
«Паровозик из Ромашково»
Цель: -формирование понятий «много», «один»;
- закрепление умения группировки однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством;
-обучение дифференцировке синего и красного цветов.
-упражнять детей в назывании основных цветов;
- формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет;
Занятие №2
«На зеленом, на лугу разноцветные бабочки летают»
Цель: - продолжать закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании;
- учить подбирать фигуры по образцу, используя приём накладывания;
-закреплять название цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый
-формировать эмоциональное отношение к ярким цветовым пятнам.
Занятие №3
«Что лежит в мешочке»
Цель: - развивать исследовательские действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка;
- закрепить умение ориентироваться в однородных предметах разных величин: большой, поменьше, маленький, подбирая их;
- продолжать обогащать чувственный опыт при действии предметами определенной формы и разной величины, называя их физические свойства;
- развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук;
- закрепить название геометрической фигуры – круг.
Занятие №4
«Матрешки»
Цель: - Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, посредством зрительного обследования, сравнения.
-учить детей группировать предметы по цвету.
-воспитывать любознательность, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
-развивать крупную и мелкую моторику.
МАЙ
Мониторинг
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методическое пособие «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста». Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.
5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
8. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т. В. Высокова. –Волгоград:
9. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
10. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
11. Лыкова, И. А.Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
12. Маханева, М. Д. Игровые занятия с детками от 2 до 4 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. – М.:Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
13. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.
14. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.
Предварительный просмотр:
Согласовано
Старший воспитатель
____________К.С.Акимова
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
воспитателя Смычковой Л.В. для детей 3-4 лет
2 младшей группы «Светлячки»
на 2022-2023 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Наименование программы:
Образовательная программа «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (программа дополнительного образования по сенсорному развитию посредством изобразительной деятельности для детей 3-4 лет)
Руководитель программы:
Воспитатель Смычкова Людмила Владимировна.
Организация-исполнитель:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленск.
Цели программы:
Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.
Направленность программы:
Познавательно-исследовательское,
художественно-эстетическое развитие детей.
Срок реализации программы:
1 года обучения
Вид программы:
программа адаптированная
Основание для разработки программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
• Закон «Об образовании» ст. 26
• п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
- Устав дошкольного учреждения.
Направленность дополнительной образовательной программы: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая.
Новизна данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключается в том, что позволяет обучать детей не только через дидактические игры, но и включать элементы изобразительного искусства (рисование, аппликация, лепка) для более лучшего обеспечения усвоения сенсорных эталонов, яркого продукта детского творчества.
Актуальность. В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Анализируя сенсорное развитие, изобразительную деятельность детей на начало учебного года во второй младшей группе, можно сделать вывод о совместимости таких образовательных областей как «Познавательно-исследовательская» и «Художественно-эстетическое развитие», так как успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует сенсорному развитию детей. Поэтому необходимо развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание.
Цель программы: обогащение сенсорного опыта детей 3-4 лет, развитие и совершенствования сенсорных процессов посредством изобразительной деятельности детей.
Задачи программы:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
- Развитие творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности.
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- Воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами.
Программа «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» предназначена для детей младшего дошкольного возраста – 3-4 года. Численность детей в кружке – 18 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Форма детского образовательного объединения кружок.
Образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей - 10-15 мин в соответствии с СанПиНом 2.4.1.2660-10.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу используя в изобразительной деятельности;
- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением;
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
- сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
Форма подведения итогов
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет
Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....
Программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
Цель программы: Воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Формировать художественное мышление и н...
Программа дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста по развитию творческих способностей "Волшебники"
: ЦельЦелью программы « Волшебники» является развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования, лепки, знакомство со способами апп...
Мониторинк к программе дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»
Критерии и уровни освоения программы дополнительного образования о развитию логико – математических способностей у детей «Сказки филетового леса»...
Программа дополнительного образования по развитию логико – математических способностей у детей дошкольного возраста (6-7лет) «Занимательная математика» Срок реализации 1 год
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, бо...
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Программа дополнительной платной образовательной услуги проведения занятий по подготовке детей к обучению в школе 2022 - 2023 учебный год
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федерал...