«Инклюзия: задачи для педагогов Гостевых групп».
статья
Ситуация включения моделируется через временные гостевые визиты детей с особыми потребностями в соответствии с адресно-сконструированным индивидуальным образовательным маршрутом в коллектив сверстников, развивающихся нормотипично, для наращивания опыта социальных контактов и нивелирования дефицита коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзия: задачи для педагогов Гостевых групп».
Термин «инклюзия» давно перестал быть для населения России диковинным и непонятным. Позади сомнения, негативные стереотипы и протестные настроения отдельных людей в отношении совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нормативно развивающихся сверстников. Сегодня общество продвинулось в понимании инклюзии в широком смысле этого слова и готовности принять людей с особыми образовательными потребностями.
С 1 сентября 2018 года в нашем детском саду стартовал проект «Гостевая группа как инновационный подход к социализации детей с ОВЗ», получивший статус федеральной инновационной площадки.
Идея проекта проста: в детском саду на базе общеразвивающих или комбинированных групп организуются «гостевые группы», в пространстве которых задаётся импульс на социальную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. Гостевые группы представляют собой специальным образом организованную социально-абилитационную среду во внутреннем пространстве подобранной под особенности ребёнка группы дошкольного образовательного учреждения. Ситуация включения моделируется через временные гостевые визиты детей с особыми потребностями в соответствии с адресно-сконструированным индивидуальным образовательным маршрутом в коллектив сверстников, развивающихся нормотипично, для наращивания опыта социальных контактов и нивелирования дефицита коммуникации. Целью деятельности Гостевых групп является приобретение детьми с особыми образовательными потребностями социального опыта взаимодействия с типично развивающимися сверстниками, обеспечение их максимально возможной социальной адаптации.
На практике концепция проекта выглядит следующим образом.
По желанию и инициативе родителей или педагогов определяется малая группа детей из числа воспитанников групп компенсирующей направленности и неорганизованных детей из числа детского населения г. Надыма, из-за выраженных проблем здоровья не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации на регулярной основе.
Приём детей с особыми образовательными потребностями в Гостевую группу осуществляется на основании диагностического обследования на соответствие критериям готовности детей с особыми образовательными потребностями к посещению Гостевой группы, проводимого специалистами коррекционного профиля дошкольной образовательной организации.
Вопрос о подборе оптимальной формы и содержания организации гостевых визитов, содержания и соотношения организованной и свободной деятельности для каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ.
Педагоги дошкольного учреждения хорошо понимают, что инклюзия требует времени, ведь это всегда система изменений.
Гостевые группы в нашем детском саду посещают дети с ЗПР, С НОДА и с нарушением зрения.
Прежде всего следует сказать, что посещать Гг могут дети с особыми образовательными потребностями с 4(5) до 7(8) лет на основании диагностического обследования в течение всего учебного года. Как правило, одну Гг посещают от 1 до 2 воспитанников с выраженными нарушениями в развитии.
Подходящая Гостевая группа подбирается из числа общеразвивающих/комбинированных групп ДОУ, определяется содержание и соотношение организованной и свободной деятельности детей.
Виды детской деятельности и степень включённости ребёнка целевой группы могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития, возрастных и индивидуальных особенностей, а также с учётом повышенной утомляемости детей с ОВЗ.
Приём детей с ОВЗ в Гостевую группу осуществляется на основании диагностического обследования на соответствие критериям готовности детей с ОВЗ к посещению Гостевой группы, проводимого специалистами коррекционного профиля ДОУ, являющихся в соответствии с приказом заведующего ДОУ кураторами социально-образовательной практики.
Интеграция детей с ОВЗ в Гостевую группу общеразвивающей/комбинированной направленности может быть частичной (от 2 до 4 часов) или временной (дети целевой группы объединяются с нормативно развивающимися детьми для проведения совместных игр, прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения).
Режим посещения каждым ребёнком с ОВЗ Гостевой группы определяется степенью выраженности адаптации ребёнка к дошкольному учреждению и коллективу сверстников, индивидуальных особенностей.
Образовательные услуги детям с ОВЗ, посещающим Гостевую группу, предоставляются бесплатно.
На основе психолого-педагогической диагностики ребёнка целевой группы педагогами и специалистами, включённых в инклюзивную практику, проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, с акцентом на формирование у ребёнка социальных и практически-ориентированных коммуникативных навыков. В ИОМ определяются условия и технология включения ребёнка с ОВЗ в Гостевую группу ДОУ, определяется дозирование времени пребывания ребёнка в группе, необходимость наличия специалиста сопровождения, составляется индивидуальный график посещения, планируются адаптационные мероприятия.
Организация работы Гостевой группы строится по модели частичной/временной интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей общеразвивающей/комбинированной группе ДОУ для детей от 4(5) до 7(8) лет по режиму и расписанию возрастной группы.
Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются педагогами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.
Согласие на посещение Гг дают родители(законные представители), заключая с ОО договор, согласно которому ОО оказывает услуги ребёнку и семье в форме частичной/временной интеграции детей с ОВЗ из числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), а также неорганизованных детей, не посещающих детский сад вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, в форме «гостевых визитов» в условиях Гостевой группы, организованной на основе общеразвивающей/ комбинированной группы дошкольного учреждения.
- Как же организовать процесс интеграции в «гостевой группе»? Какие функции входят в обязанности педагога-воспитателя?
- Прежде всего, следует сказать, что в процессе интеграции участвуют не только педагоги выбранной Гостевой группы, так называемой «принимающей» стороны, но и педагоги тех групп, откуда интегрируются дети.
- На начальном этапе важно изучить типологические и индивидуальные особенности детей с особыми возможностями здоровья, готовящихся посещать Гостевые группы.
- В нашем случае Гостевые группы посещают дети с ОВЗ 3-х категорий:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями зрения;
- и дети с задержкой психического развития.
- Изучение характерных особенностей дошкольников с ОВЗ позволяет воспитателю адаптировать развивающую предметно-пространственную среду под потребности детей и помогает выстроить эффективное взаимодействие с каждым из них.
- На этом этапе могут помочь специалисты коррекционного профиля: психолог, логопед и дефектолог. Они помогают воспитателям сориентироваться в проблеме конкретного ребёнка и предоставляют устные или письменные рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ.
- При реализации инклюзивной практики в Гостевой группе на подготовительном этапе важно грамотно адаптировать развивающую предметно-пространственную среду с учётом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ.
- Рассмотрим данную функцию воспитателя на примере нашей Гостевой группы.
- Так, например, при рассадке детей с нарушениями зрения на занятиях НОД, воспитатель ориентируется, прежде всего, на рекомендации врача-офтальмолога. В нашей практике дошкольники с косоглазием и амблиопией всегда сидят за первым столом среднего ряда.
- Если дети работают на листе в клетку, то воспитатель следит за тем, чтобы клетка была обязательно крупной, с чётко прорисованными границами, а учебные пособия используются с более крупными буквами.
- Предъявляемый на занятии демонстрационный материал по размеру должен быть не менее 20 см, а раздаточный материал от 3 до 5 см. Материал должен быть чётким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.
- Все предметные и сюжетные картинки, с которыми работает ребёнок, обязательно окантованы. Дети с нарушениями зрения имеют на рабочем столе подставку, что позволяет им рассматривать объект в вертикальном положении.
- Часто дети с нарушением зрения затрудняются определять место начала написания в тетради или прописи. В этом случае можно помочь ребёнку и пометить начало строки ярким знаком.
- Если мы говорим о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то в развивающей среде группы для них подготовлены столы и стулья в соответствии со спецификой двигательных нарушений, приобретено специализированное ортопедическое кресло для самостоятельной игровой деятельности ребёнка с НОДА, имеются специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола.
- Для детей с задержкой психического развития в Гостевой группе собраны различные схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания и описания, имеются игры и игрушки предыдущей возрастной группы, создан коррекционно-развивающий уголок с игровыми и учебными материалами на стимуляцию общего интеллекта и формирование базовых учебных действий.
- Следующая важная функция – психологическая подготовка детей.
- Здесь также важно подчеркнуть, что такая подготовка должна быть двусторонней и параллельной:
- с одной стороны, мы говорим о подготовке детей с ОВЗ, которые готовятся к посещению Гостевой группы;
- а с другой стороны – это подготовка детского коллектива Гостевой группы.
- В чём же заключается такая подготовка?
- Воспитатель так называемой «отправляющей» стороны последовательно настраивает интегрируемых детей к посещению новой группы. Для этого он может провести с дошкольниками беседы, которые будут носить мотивационный и разъяснительный характер.
- В ходе беседы педагог объяснит детям, куда и зачем они будут периодически ходить, что там будет происходить, через какое время ребёнок вернётся обратно в свою группу.
- В начале посещения воспитатель будет провожать и забирать ребёнка до Гостевой группы и недолгое время находиться рядом. В дальнейшем, по мере привыкания, детей с ОВЗ может сопровождать в группу педагог-психолог.
- На воспитателя «принимающей» стороны ложится работа по подготовке детского коллектива к принятию гостей. В этом звене к работе воспитателя активно подключается педагог-психолог, который проводит специально-разработанный курс тренингов толерантности.
- На протяжении всего периода работы Гостевой группы важной задачей воспитателя является создание благоприятных условий для комфортного пребывания ребёнка в Гостевой группе и психологическая поддержка детей целевой группы.
- Какими же средствами обеспечивается выполнение этой задачи?
- Прежде всего, воспитателю необходимо создать в группе тёплую, эмоционально-положительную, комфортную атмосферу. Для этого, изначально, сам воспитатель должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера общения со всеми воспитанниками, избегая выделения кого-либо из детей.
- Говорить нужно не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Обязательно следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон.
- Во время гостевых визитов детей с ОВЗ педагог должен стараться установить с ними прочные доброжелательные отношения, обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.
- При общении с детьми педагогу следует избирать дружественно-разъяснительный тон, стараясь избегать повелительных ноток.
- В трудную минуту воспитателю нужно вовремя прийти на помощь детям и помочь им справиться со своими переживаниями. При необходимости следует доверительно поговорить с ребёнком и оказать ему соответствующую меру поддержки. Значимым индикатором душевного благополучия ребёнка является его уверенность в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.
- Поэтому важно чаще использовать разнообразные приёмы поощрения и поддержки детей, способствовать созданию ситуации успеха.
- В практике нашей Гостевой группы используется приём «Вопросительное место». Когда дети с ОВЗ впервые попадают в нашу группу, мы знакомим его со стулом, на который наклеен знак вопроса. Мы объясняем гостям, что, если у них появятся какие-либо затруднительные ситуации или вопросы, можно сесть на этот стул, тем самым призывая воспитателя помочь. Ну, а задача воспитателя в этом случае – своевременно заметить и отреагировать на проблему ребёнка, находящегося на «вопросительном месте».
- Напомним, что основная цель работы Гостевой группы заключается в успешной интеграции и социализации детей с особыми возможностями здоровья, а для детей с нормой развития – выработка навыков толерантного поведения. Отсюда вытекает следующая задача для педагога – по накоплению у детей опыта социального поведения.
- На этом этапе работа воспитателя идёт в тесной взаимосвязи с психологом. Он проводит мини-тренинги на знакомство, сплочение детского коллектива, на поддержку и улучшение социального статуса включённого ребенка, его принятия другими детьми; проводит коммуникативные игры по приобретению начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками, формированию навыков социального поведения. Активно используются упражнения на инициативное общение (подойди к другому и попроси игрушку; подойди к другому и задай вопрос; подойди к другому и пригласи поиграть; подойди к другому и похвали за что-нибудь и многое другое).
- Ещё одна важная задача для воспитателей Гостевой группы – вовлечение детей с ОВЗ в детскую деятельность.
- Воспитатель следит за тем, чтобы во время пребывания в гостях дети были активными участниками занятий, игр и других режимных моментов.
- В индивидуальных образовательных маршрутах наших детей с ОВЗ – участников гостевой группы – предусмотрено включение в совместную образовательную деятельность педагога с детьми, участие их в массовых музыкально-спортивных и праздничных мероприятиях группы и детского сада, в социально-значимых акциях.
- Одна из задач в работе воспитателя Гостевой группы отводится работе по профилактике психоэмоционального неблагополучия.
- Так, воспитатель тщательно следит за настроением и самочувствием детей с ОВЗ, замечает негативные проявления в психоэмоциональном самочувствии и своевременно реагирует на них.
- Важно не допускать возникновения конфликтных ситуаций между детьми, профилактировать их начало, снижать детскую агрессию со стороны враждебно настроенных детей, учить правилам доброжелательного общения и взаимодействия.
- Если ребёнок проявляет неуверенность, застенчивость и тревожность, воспитатель должен помочь ребёнку: например, похвалить за любой, даже незначительный успех, в присутствии детей; предоставить возможность выполнить какое-либо «важное» поручение. Можно привлечь ребёнка на главную роль или же распределить роли так, чтобы он оказался в паре с другом, который поможет ему выполнить задание или преодолеть препятствие.
- Можно поиграть в кругу в игры «Комплименты», «Похвали соседа», «Ты мне нравишься», которые помогут детям узнать много приятного о себе и взглянуть на себя глазами других детей.
- И, конечно же, ни в коем случае не допускать отвержения детей с ОВЗ в детском коллективе. Педагоги не должны оставлять без внимания ситуации детского неблагополучия и обязательно выяснить причины этого явления.
- И ещё одна неотъемлемая часть воспитателя Гостевой группы отводится работе с родителями: с родителями детей своей группы и с родителями детей с ОВЗ, приходящих в гости.
- Так, на родительском собрании педагог ставит в известность родителей, о работе Гостевой группы и нацеливает их на дополнительную работу со своими детьми по формированию навыков доброжелательности, терпимости и принятия детей с недостатками в развитии.
- А родители детей с ОВЗ обращаются к воспитателям за обратной связью по результатам процесса интеграции в Гостевой группе, за информацией и рекомендациями по воспитанию, развитию и обучения ребёнка.
- Во-первых, следует сказать, что подобный вид интеграции – это интересный и полезный опыт и для меня, как воспитателя, и для моих воспитанников. Этот опыт даёт представление о том, какие сложности возникают на пути реализации в образовательной практике таких процессов и понятий как «социализация», «равные возможности», «инклюзивное образование» и «толерантность».
- Если говорить о моих воспитанниках, можно сказать, что, находясь в статусе «принимающей» стороны, дети приобретают позитивный опыт толерантного поведения в социуме. У них возникает безбарьерное мышление, терпимое отношение к детям «не таким как все». Они учатся сосуществовать вместе, выстраивать конструктивную коммуникацию, находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки и прозвища.
- Я вижу, что мои воспитанники стали более заботливыми, терпимыми, доброжелательными. Если понаблюдать за свободной деятельностью детей в момент присутствия гостей с ОВЗ в группе, то мы увидим непринуждённое дружеское общение и привычную детскую игру. Чувствуется атмосфера абсолютного равенства и сплочённости.
- На сегодняшний день можно говорить о благоприятной степени социальной адаптации детей с ОВЗ в Гостевой группе и, в целом, об успешной работе Гостевой группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096154-1545494640.jpg)
Об эффективности решения задач для педагога
Психолог Дмитрий Леонтьев об эффективном решении задач, желании вставать по утрам и различиях внутренней и внешней мотивации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-855544-1479884241.jpg)
Какие задачи решает педагог в процессе воспитания детей
Воспитательная работа – это то, чем вы ежедневно занимаетесь в группе. В статье обсудим, какие задачи вы решаете в процессе воспитания дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306282-1611167369.jpg)
Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"
В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1172271-1573886686.jpg)
статья «Обеспечение благоприятной эмоциональной среды в Гостевой группе»
В настоящее время образовательная организация в статусе федеральной инновационной площадки является реализатором долгосрочного проекта «Гостевая группа как инновационный подход к социализации де...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/22/picture-286931-1534940604.jpg)
"Воспитание одаренных детей - задача современного педагога"
В статье говорится о том, что воспитывать талантливых детей могут только талантливые педагоги....