Статья " Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы"
статья по коррекционной педагогике

Куранова Наталья Александровна

 

     В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в подобранную массовую группу для расширения социального опыта. Такой подход позволяет частично компенсировать дефицит коммуникации детей с ограничениями, развивает социально-нравственные и коммуникативные навыки воспитанников, побуждает ребёнка использовать приобретённые функции в условиях микросоциума, хорошо воздействует на самого ребёнка, нормализуя самооценку и повышая его социальный статус.

Во время гостевых визитов дети с ОВЗ доступным и приемлемым для себя образом включаются в обычную жизнь группы: они наравне со сверстниками занимаются, лепят, рисуют, конструируют, танцуют, поют и играют. Жизнедеятельность та же, но с приставкой «адаптированная» - прежде всего, под индивидуальные возможности и особенности ребёнка с ограничениями здоровья.

         В арсенале педагогических средств, улучшающих социальную адаптацию детей с ОВЗ в коллективе нормотипичных сверстников, отдельное место отводится музыкально-театрализованной деятельности.

         Музыкально-театрализованная деятельность – один из самых доступных и распространённых видов искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Воздействующие возможности музыкально-театрализованной деятельности широки: она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-театрализованная деятельность как средство улучшения социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях Гостевой группы

Музыкальный руководитель МДОУ

«Детский сад «Ёлочка» г. Надыма»

Куранова Н.А.

На современном этапе идеология образования изменяется в сторону гуманизации учебно-воспитательного процесса и социальной направленности обучения. В законодательных нормативно-правовых документах последних лет акцент поставлен на обеспечение равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и инвалидностью.

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчёркивается, что «особым» детям должно быть уделено особое и достаточное внимание. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключённость и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в обществе» [1].

        В качестве инновационного подхода, решающего вопросы социализации детей с ОВЗ, в МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма выступает открытие на базе общеразвивающих групп дошкольного учреждения в 2019 году Гостевых групп.

        В основу работы Гостевых групп положен механизм временной интеграции, при котором часть воспитанников компенсирующих групп с ОВЗ с оптимальной степенью готовности приходят в подобранную массовую группу для расширения социального опыта. Такой подход позволяет частично компенсировать дефицит коммуникации детей с ограничениями, развивает социально-нравственные и коммуникативные навыки воспитанников, побуждает ребёнка использовать приобретённые функции в условиях микросоциума, хорошо воздействует на самого ребёнка, нормализуя самооценку и повышая его социальный статус.

В условиях Гостевых групп реализуется концепция построения более справедливого общества, в котором все обучающиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем. Данная концепция опирается на восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Гостевая группа, являясь альтернативной формой социальной интеграции, реализует новый социальный подход к инвалидности, развивает равные права и возможности вместо дискриминации, рассматривает различие между людьми как ресурс, а не как проблему.

Во время гостевых визитов дети с ОВЗ доступным и приемлемым для себя образом включаются в обычную жизнь группы: они наравне со сверстниками занимаются, лепят, рисуют, конструируют, танцуют, поют и играют. Жизнедеятельность та же, но с приставкой «адаптированная» - прежде всего, под индивидуальные возможности и особенности ребёнка с ограничениями здоровья.

        В арсенале педагогических средств, улучшающих социальную адаптацию детей с ОВЗ в коллективе нормотипичных сверстников, отдельное место отводится музыкально-театрализованной деятельности.

        Музыкально-театрализованная деятельность – один из самых доступных и распространённых видов искусства для детей, который помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Воздействующие возможности музыкально-театрализованной деятельности широки: она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

Музыкально-театрализованная деятельность решает важный блок задач, связанных с коммуникативной компетентностью ребёнка. Так, при организации игры дошкольникам приходится кооперироваться, договариваться при распределении ролей, сообща решать те или иные вопросы, сотрудничать, ладить между собой, общаться без конфликтов, проявлять согласованность своих действий с партнёрами. Всё это в совокупности приводит к сплочению детского коллектива, установлению благоприятного микроклимата в группе.

Помимо этого, музыкально-театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (вырабатываются представления о дружбе, доброте, честности, смелости, справедливости; воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Можно уверенно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, приобщает детей к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события; формируют отношение к добру и злу. Дети учатся распознавать и характеризовать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации; учатся умению ставить себя на место героя в различных ситуациях и находить приемлемые способы выхода из затруднительных обстоятельств.

А ещё музыкально-театрализованную деятельность можно рассматривать в качестве «доброго доктора», который помогает воспитанникам, и особенно детям «не таким как все», справляться с эмоционально-личностными проблемами: неуверенностью, тревожностью, робостью, застенчивостью, замкнутостью, страхами. Музыка и театр, объединившись, способны восстановить внутренний мир эмоциональных отношений, преодолеть внутренние конфликты, психический дискомфорт и всевозможные неврологические состояния, снизить уровень агрессивности и тревоги, ускорить процессы психологического выздоровления, нормализовать собственный психический статус и улучшить «Я-концепцию».

С помощью музыкально-театрализованной деятельности образовательный и коррекционный процессы проходят более легко, интересно, радостно и без принуждения. Детям очень нравится выполнять задания в атмосфере музыки, игры и сказки. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют.

В решении задач социализации выбор тем для музыкально-театрализованных игр в большей мере сосредоточен вокруг типичных детских проблем и интересов, внутренних или внешних конфликтов детей. «Добро и зло», «хорошо и плохо», «ссора», «дружба», «жадность», «обида», «честность», «страхи», «плохие привычки» - эти и другие понятия закладываются в основу детского творчества.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (вырабатываются представления о дружбе, доброте, честности, смелости, справедливости; воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя: игры-драматизации, театральные этюды, игры-превращения, образные упражнения, упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки, упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы, пальчиковый игротренинг, упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика), задания для развития речевой интонационной выразительности, разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей, разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений, упражнения по формированию выразительности исполнения, с использованием  вербальных и невербальных средств выразительности, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

Используя широкий диапазон музыкально-театрализованных средств, мы стремимся помочь «особым» детям сформировать набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, а также умения выбирать наиболее оптимальный и конструктивный вариант поведения. Участвуя в театрализованных постановках в качестве актёра или зрителя, дети через художественные образы и звуки знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают дошкольников думать, анализировать и делать выводы.

Одной из современных инициатив в использовании музыкально-театрализованного творчества в работе с детьми с ограниченными возможностями, успешно апробированных в работе Гостевой группы, выступает использование концепции иммерсивного театра. Иммерсивный спектакль создаёт эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего, а часть сцен разыгрывается в зрительном зале. В любой момент актёры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут обнять или пожать руку, могут начать разговор с публикой, а могут просто долго смотреть глаза в глаза. В «живом» театре стирается грань между залом и сценой, а маленький зритель становится соучастником спектакля.

        Особенную отзывчивость дети с ОВЗ проявляют на звучание музыки, при прослушивании знакомых и любимых песенок и восприятии ритма. Это обусловлено многоканальным спектром воздействия музыки, который затрагивает бессознательные слои психики ребёнка, влияет на чувства человека, проникая сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного.

Музыка вызывает у детей яркие и радостные эмоции, развивает эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты.

        Поэтому особенно важно реализовывать воспитательный и гармонизирующий потенциал музыки в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, насыщать жизнь воспитанников музыкальными впечатлениями.

Одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольников с ограничениями здоровья выступает музицирование на музыкальных инструментах. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они сами могут извлекать из них столь необычные звуки.

Увлечение детьми с ОВЗ игрой на музыкальных инструментах педагоги активно используют в коррекционно-образовательной и досугово-развлекательной деятельности. Так, при прослушивании и исполнении музыкальных произведений, детям предлагается стать частью оркестра и подыграть музыкантам по одному, группами, всем вместе.

        С помощью элементарного музицирования дети создают шумовое сопровождение и музыкальное оформление к театрализованным сказкам, к небольшим рассказам и стихам, а с помощью ритмической партитуры озвучивают музыкальные произведения.

Каждый ребёнок по-своему выражает свои эмоции через движение и интонации, но общим для всех является радость от активного самовыражения под музыку. Самое главное для педагога, организующего детское музицирование – поддержание радостного ощущения эмоционального самовыражения под музыку, создание благожелательной атмосферы, где каждый воспитанник получает поддержку и поощрение своего творчества.

Атмосфера принятия, понимания в группе сверстников, энергия коллектива даёт силы ребёнку с ОВЗ преодолеть свои проблемы и стать частью детского сообщества.

Опыт работы Гостевых групп показывает, что при адекватной запросам детей с ОВЗ психолого-педагогической поддержке, все дети могут быть успешными. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности ребёнка как ограничений на то, как нужно изменить образовательную среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла педагогический процесс. Практика подтверждает, что зачастую сложности в обучении и воспитании заключены не в детях, а в образовательных подходах к ним. Гостевые группы предоставляют возможность пребывания в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения.

Список литературы:

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
  2. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. / Пер. с англ. Н. Грозной и М. Шихиревой. - М.: «Прометей», 2005.
  3. Битова А.Л. Особый ребёнок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М.: Издательство «Теревинф», 2017.
  4. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2006.
  5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  7. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все по­зволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемо­гущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и за­нимательным. ...

Конспект совместной деятельности педагогов и родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Осень в детском саду".

Конспект содержит описание совместного развлечения детей и родителей проводенного воспитателем в группе раннего возраста в начале второй недели адаптации. Дети вместе с родителями и педагогами встечаю...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Игры и игровые упражнения, направленные на улучшение социальной адаптации детей с проблемами в речевом развитии.

В сообщении рассказывается об играх и игровых упражнения, направленных на улучшение социальной адаптации детей с проблемами в речевом развитии....

Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ

выступление на тему: «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ» на региональном семинаре-практикуме «Интегративный подход к решению задач адаптации детей к детскому саду» для педагогов дошкольн...

Выступление для воспитателей. «Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средов...

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....