«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА»
учебно-методический материал

Шапырина Елена Николаевна
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_konstruirovaniyu.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование из деталей конструкторов – это конструирование из конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т.д.), относится к техническому типу конструирования.

Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы», «робота», «великана» и т.п.

К ним относятся:

  1. Металлические. Состоят из мелких деталей: пластин, гаек, болтов и ключей.
  2. Пластиковые. Прочные и красочные. Например, серия конструкторов Lego.
  3. Электронные. Известный бренд — Arduino. Из такого конструктора можно собрать робота, световой эквалайзер, умный замок и т.д.

Виды по форме:

  1. Геометрические фигуры или плоские детали. Состоят из плоских фигур разных цветов. Могут представлять собой геометрические фигуры, пазлы, части какой-то композиции (например, части  лица – глаза рот и проч.).
  2. Блочные. Простые и универсальные конструкторы, состоящие из блоков разного цвета с шипами и трубками для фиксации. Элементы бывают как маленькие, так и большие. Помимо блоков некоторые производители дополняют игрушки минифигурами людей, машин, животных. Это дает ребенку больший простор для фантазии. Иногда наборы разных производителей являются совместимыми друг с другом.
  3. Криволинейные (контурные). Интересный конструктор состоит из гнущихся трубочек или гибких элементов. Из них можно мастерить различные фигуры, которые при сгибе не ломаются.
  4. Электронные. Это головоломка представляет собой электросхемы, которые можно собирать в различных комбинациях, например, чтобы зажечь лампочку или включить движение винта.

Виды по способу крепления:

  1. Суставные. Соединительные элементы напоминают суставы. Из них конструируются макеты животных, транспорта, объемные фигуры.
  2. Болтовые. Элементы соединяются между собой с помощью болтов. Процесс сборки развивает смекалку и мелкую моторику. Для детей поменьше такие конструкторы изготавливаются из пластика с крупными элементами. Ребята постарше могут уже разбираться и с металлическими.
  3. Магнитные. В элементы встроены магниты, благодаря чему они и соединяются между собой. Примером служат наборы из необходимых магнитных шариков, букв или палочек. Такой конструктор позволяет сооружать геометрические фигуры, объемные строения. Конструкторы на магнитах рекомендуются детям старше пяти лет. Маленькие дети могут проглотить магнит, а это небезопасно.
  4. Пазовые. Это конструкторы, которые фиксируются между собой с помощью пазов. Сюда можно отнести напольные пазлы, всем известный конструктор Lego и его аналоги. Пазовый способ фиксации один из самых надежных. С такими конструкторами ребенок может создавать ролевые игры. Сюда же можно отнести и гибкие конструкторы на кнопках

Формирование умений конструировать из деталей конструктора проходит в три этапа:

п е р в ы й - организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом;

в т о р о й — решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях;

т р е т и й — организация конструирования по собственному замыслу детей.

Три этих взаимосвязанных этапа формирования конструкторского творчества обогащают друг друга, и каждый предыдущий создает платформу для успешного протекания последующего.

Обратимся для примера нашей темы к конструкторам типа ЛЕГО.

Конструктор Лего в представлении не нуждается — но вкратце напомним.

И сразу несколько фактов:

  • Конструкторы являют собой наборы цветных деталей, которые соединяются друг с другом. Чаще они тематические, но заниматься сборкой можно и в свободном формате.
  • Место рождения Лего — Дания. В переводе с датского Лего означает «умная игра», «играй с пользой», «играй хорошо» — и эти выражения как нельзя лучше отражают процессы, происходящие во время лего-конструирования. С латыни же название переводится как «я складываю».
  • Первая пластиковая деталь Лего появилась в 1947 году — и уже более 70 лет конструкторы являются любимой детской игрой.


    Что развивают игры с LEGO во время конструирования ? Во время этой игры развиваются:



- Мелкая моторика рук. Знаменитый педагог Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем лучше работают пальчики, тем интенсивнее работает мозг. Скоординированные мелкие движения напрямую влияют на речевое и умственное развитие, подготавливая руку к письму.

- Пространственное восприятие. Собирая разные конструкции, дети начинают быстрее и правильнее ориентироваться в пространстве, развивается ловкость и координация рук и глаз.

- Математические знания и понимание цветов. С помощью кирпичиков можно давать детям основы счета, пропорции, симметрии, формы и размеры. Малыши могут собирать блоки в цветовые группы и учить таким образом цвета.

- Мышление, внимание, воображение. В процессе игры ребенок может собрать любую конструкцию, а затем разобрать ее до основания и построить другую на ее основе или вообще совершенно новую. Чтобы это сделать, нужно напрячься и придумать новую конструкцию, понять, каким способом ее нужно собрать, сконцентрироваться и приложить усилия, чтобы закончить начатое.

- Социальные навыки. LEGO – отличный способ научить ребенка общаться с другими детьми, сформировать у него понимание командной работы, взаимопомощи и совместного труда.

- Уверенность. Собирать фигуры для 3-летнего малыша – занятие не из легких. Поэтому, когда дело все-таки закончено, ребенка переполняет чувство гордости, повышается уверенность в себе и своих силах. Это важно поддерживать.

Выделяют всего 3 вида конструирования LEGO:

1. По образцу. Ребенок ориентируется на готовый образец, который ему нужно повторить. Наиболее легкий способ, используется с самыми маленькими.

2. По условиям. Здесь образец уже не дается, а только задаются условия или схемы, которым должна соответствовать готовая конструкция. Например, ребенок получает задание построить маленький зеленый домик для собачки и большой коричневый – для лошадки или слоника.

3. По замыслу. Такой тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Предполагает полную свободу действий малыша, когда он сам, вообще без каких бы то ни было ограничений, придумывает образ будущей конструкции и воплощает ее в жизнь из доступных ему материалов.

На занятиях по ЛЕГО - конструированию используются все три вида. Лего используют с детьми 3-7 лет:

- 3-4 года. Крупные элементы и простые соединения. Используется LEGO DUPLO (Лего Дупло).  Детали DUPLO окрашены в яркие насыщенные цвета. Малыши легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.


- 4-5 лет. Используется  LEGO JUNIORS (Лего Джуниорс)

Элементы среднего размера, чуть более сложные соединения, применяются цветные фото и картинки с образцами, по которым дети должны построить свои модели.

Крупные наборы содержат пронумерованные пакеты с кубиками для различных частей модели. Ребёнок может выбрать, какую часть набора ему строить в первую очередь, и легко найти нужные кубики.

- 6-7 лет. Весь набор конструкторов с разными видами соединений, от простых и крупных до самых мелких и достаточно сложных. Картинки с образцами уже не используются, теперь это усложненные графические схемы, конструирование по замыслу, усложненные задания, в том числе тематические. Например, серия LEGO CITY – она дарит детям возможность построить свой собственный город, в котором кипит жизнь. Фантазии малышей есть, где разгуляться. С помощью кирпичиков и детализированных фигурок можно создавать целые мегаполисы и выдумывать все новые сюжеты игр.

Цель лего-конструирования :

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи лего-конструирования :

Обучающие:

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

- создать условия для овладения основами конструирования;

-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие:

-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;

- способствовать развитию у дошкольников технических навыков

Воспитательные:

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Принципы Лего-конструирования :

- от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

В ходе работы с лего-конструкторами ребенок может получить определенные знания, умения и навыки

знать:

- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

-простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

-осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

-конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Особенности работы с лего в разном возрасте

С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.

На первом этапе необходимо провести знакомство с лего-деталями. Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего-конструктором. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.

На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник).

Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора»«Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке»«Найди по описанию деталь конструктора»«Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др.

Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего-постройка, которая может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего-постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.

С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т. д

В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных со несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей).

В силу возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.

Дети 6-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…»«Строим  лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.

Использование LEGO в образовательном процессе.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др.

Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Чудесный мешочек», «Запомни  и повтори» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по конструированию из деталей конструктора. Подготовительная группа. «Лесные спасатели».

Данный конспект открытого занятия по конструированию из деталей конструктора, предназначен для детей подготовительной группы....

Конструирование из строительного материала и деталей конструктора.

Мы знаем, что для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурки и даже мебель (стулья, столы, тумбы). Однако игры со строительным материалом являю...

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.Одним из средств акт...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по конструированию из строительного материала и деталей конструкторов. В средней группе «В два ряда дома стоят…»

Конспект непрерывно – образовательной деятельности по конструированию из строительного материала и деталей конструкторов. В средней группе«В два ряда дома стоят…»...

Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

Непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию в средней группе. Целью занятия является формирование конструктивных способностей и технического мышления детей 4-5 лет с испо...

Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...

«Продолжение знакомства с деталями конструктора LEGO DUPLO. Пластины. Соединение деталей между собой. Чудесный мешочек»

Цель данного занятия познакомить детей 4-5 лет с пластинами конструктора LEGO DUPLO, научить соединять детали между собой, развить умения соотносить с образом результаты собственных действий при конст...