«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Антипина Надежда Николаевна

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.

Одним из средств активизации интеллектуального  и творческого потенциала ребенка является Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antipina_soprovoditelnyy_tekst.docx38.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст  по презентации

«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТОРСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ   ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКТОРА «ЛЕГО»

1 слайд  

Визитная карточка

Разрешите представиться,  Антипина Надежда Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №28».

2 слайд  «Тема презентации» 

Современная действительность вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципе общения и игры.

Одним из средств активизации интеллектуального  и творческого потенциала ребенка является Лего-конструирование – одно из самых современных направлений развития детей, широко использующее трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

За 25 лет работы с дошкольниками я поняла: чтобы быть интересной детям – надо быть современной. Ознакомившись  с публикациями  интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег по данной теме, и сделала вывод о том, что Лего конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

В нем кроется богатый потенциал по формированию конструктивного детского творчества, он отличается большим диапазоном возможностей.

Так началась работа по обобщению моего педагогического опыта: «Развитие конструкторских и  творческих способностей   детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из деталей конструктора «Лего».

Мной был разработан план по самообразованию по теме «Технология LEGO-конструирования  как форма интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» 

Актуальность Лего конструирования  значима в свете внедрения   ФГОС, так как:

-Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

-Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-Объединяют игру с  исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Несмотря на распространенность этого вида конструктора, на широкое использование его в образовательно – воспитательной деятельности дошкольных учреждений, теоретические аспекты работы с ЛЕГО до сегодняшнего дня проработаны недостаточно, хотя отдельные проблемы применения ЛЕГО в обучении конструкторской деятельности нашли отражение в ряде работ отечественных и зарубежных авторов.

5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы развития  конструкторских и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования  из деталей  «ЛЕГО» на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы уточнили из трактовку некоторых понятий. Их определение представлено на слайде.

Конструирование - поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов, в том числе современных кубиков ЛЕГО.

Необходимость использования Лего конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что  конструирование предметов из легодеталей - является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности»

На основании всего вышесказанного я определила цель своей работы:

Цель: Развитие  творческих и конструкторских  способностей старших дошкольников, в процессе овладения  приемами конструирования из деталей конструктора Лего.

Задачи представлены на слайде (не читать):

Обучающие:

  1. Формировать умение анализировать конструкцию объекта,  ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

2. Формировать  конструктивные  умения и навыки  детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из  деталей конструктора Лего;

Развивающие:

1.Содействовать развитию креативных способностей детей;

2.Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;

3.Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

1.Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

7 слайд «Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что  в  основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора Лего, позволяющие детям проявить творческий потенциал.

8 слайд -11 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» 

8 слайд

Работу проводили  поэтапно, содержание этапов  представлено  на слайде.

1 этап – аналитический.  

Определение методологической основы и теоретической базы темы,
Формулирование цели, задач, основных рабочих понятий темы

2 этап – практический

Апробация  комплекса педагогических условий развития конструкторских  и творческих способностей  детей средствами  конструирования из деталей конструктора Лего

3 этап – итоговый

Выявление  уровня  развития конструкторских  и творческих способностей  детей в конструировании из деталей конструктора Лего

9 слайд 

Процесс овладения приемами Лего конструирования и развитие творчества, осуществляется в следующих блоках: первый  это совместная деятельность взрослого и детей, НОД, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непосредственно-образовательная деятельность организуется,  интегрировано,  чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Занятия  рассчитаны на овладение  терминологией конструктора, ознакомления с конструктивными свойствами деталей, способами их  крепления при выполнении различных конструкций.  

Блоки «Совместная деятельность» и «Самостоятельная деятельность детей» предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений), спонтанных коллективных ЛЕГО-игр, самостоятельного конструирования по замыслу, по схемам, по чертежам.

Методические приёмы направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности они представлены на слайде.

10 слайд

В процессе работы мы следовали дидактической системе, разработанной Л.А.Парамоновой и Г.В.Урадовских. Отбор содержания конструктивной деятельности мы проводили, опираясь на опыт работы Л.Г.Комаровой «Строим из Лего» и В.П.Новиковой, Л.И.Тихоновой «Лего – мозаика в играх и занятиях».

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов:

На первом этапе мы организовали самостоятельное детское экспериментирование с новыми наборами Лего,  в нашем случае конструктор «Радуга». В результате обследования мы выделяли отличия деталей по цвету, форме, назначению, объясняли способы крепления деталей, предлагали самостоятельно что-либо построить.  Данный этап характеризуется как этап с конструирования по образцу, составленному из частей.

11 слайд 

На втором этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем.

Прежде чем выполнить конструкцию по схеме ребенок заполняет «карточку - заказ», где может быть отличен цвет, форма, количество необходимых деталей. Затем ребенок отправляется на «базу», где самостоятельно набирает нужное количество деталей разного вида. После чего выполняет конструкцию.

За ребенком всегда оставляем право на собственное дополнение объекта (что-то достроить, изменить, долепить, наклеить детали из цветной пленки, дорисовать маркером и др.)

В работе с детьми использую  устные инструкции, причем инструкции для выполнения постройки могут меняться: либо сделать вместе; либо с распределением: кто-то подбирает схему, кто-то ищет нужные детали, а кто-то собирает модель.

12 слайд 

На третьем этапе предлагается свободное конструирование. На этом этапе мои воспитанники использовали  приемы и конструктивные навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. Дети выполняли конструкцию по собственному замыслу.

Это выражалось в новизне тематики: «Машины будущего», «Космические ракеты», «Военные корабли», «Сказочные жители леса».

13слайд

Все конструкции содержат единый сюжет и даже подчиняются общей цели.

Например, в посылке вместе с конструктором оказались Саша и Даша, Лего – человечки, и дети с удовольствием конструировали им друзей, маму, папу, бабушку, дедушку. На следующем занятии было решено, что каждый должен иметь теплый и красивый дом – так родилась идея строительства Лего – града, фантазийного и реального города. Затем в Лего – граде неожиданно прошел «проливной дождь», в результате чего понадобились различные мосты для пешеходов и транспорта. А как же оставить город без зоопарка? Самые экзотические животные стали его обитателями. Таким образом, у детей формировались обобщенные способы конструирования, и развивалось воображение, развивались  творческие способности.

14 слайд

Для реализации поставленных целей и задач нами была обновлена и расширена предметно-развивающая среда группы, построенная с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей и содержащая  в ассортименте лего-конструкторы больших и малых формам, картотеки   игр, изготовленные схемы-образцы и схемы скрепления деталей, фото-картотеки построек.

Для конструктивной деятельности мальчиков выделяется более широкое пространство, чем для девочек, и  предусматривается переход конструирования в подвижные игры. Для девочек готовится игровой и бытовой материал, связанный с «обживанием» созданных конструкций (куколки, лоскутки, игрушечная посуда и т.д.).

В группе специально отведено место , где выставляются лучшие индивидуальные и коллективные работы детей по заданной теме. Здесь же представлена «Волшебная книга – Лего фантазии», в которой собраны фотографии лучших поделок и сочиненных детьми загадок к ним.

15 слайд

Эффективность воспитательно-образовательной работы ДОУ  значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами. В своей группе  мы выстроили взаимодействие с родителями воспитанников по следующим направлениям: информирование  родителей о работе по лего-конструированию, привлечение их к участию в совместных мероприятиях с детьми. Разнообразные формы вовлечения родителей в образовательное пространство представлены на слайде.

16 слайд «Педагогические условия эффективного развития» 

Для успешного формирования творческих и конструкторских способностей    детей  дошкольного возраста необходимы следующие условия, они представлены на слайде: 

  1. Использование конструкторского материала, имеющего простые нетрудоемкие способы крепления и позволяющего детям экспериментировать, вести широкую ориентировочно-поисковую деятельность, находить варианты решения одной и той же задачи и воплощать их разнообразные замыслы, в том числе и сюжетные.
  2. Организация конструирования в тесной взаимосвязи с другими видами детской деятельности, прежде всего с игрой, сочинением сказок и разных историй, рисованием.
  3. Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.

17  слайд  «Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Новизна заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Учитывая методические рекомендации по организации работы с детьми, составлено перспективное планирование по ЛЕГО-конструированию.

На основе перспективного плана разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию.

18 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Мы оценивали уровень эффективности предложенной нами системы работы по формированию конструктивных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в  Лего конструировании.

Анализ критериев диагностической карты показывает, что наши воспитанники на высоком уровне овладели всеми видами конструирования: сформированы  умения анализировать конструкцию объекта,  ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них,  следуют устным инструкциям. Дети рассказыают о способе сооружения постройки и ее особенностях Высокий показатель мы констатируем по такому показателю как умение планировать свою деятельность: самостоятельно создают развернутый замысел постройки и реализовывают  его. У воспитанников на высоком уровне сформировано умение работать в коллективе сверстников, участвовать в создании общего замысла, распределять обязанности и др.

19 слайд

Надо отметить, в  развитии творческих способностей произошел качественный скачок: дети стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков, отмечается устойчивый познавательный интерес, а так же самостоятельность  в выполнении работ творческого характера, часто дети предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно. Работы по замыслу отличаются  выраженной индивидуальностью.  

Таким образом, развивающий эффект просматривается в динамике проявления творческих  и конструктивных способностей детей в такой занимательной деятельности, как Лего  конструирование. Полученные мною результаты в  динамике показывают  эффективность проведённой работы.  

20 слайд «Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Свой педагогический опыт был мной представлен:

На локальном уровне:

  • Участием в педагогических советах
  • Мастер-класс для воспитателей нашего ДОУ «ИГРЫ В ЛЕГО ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

На федеральном уровне

  • I Всероссийский конкурс конспектов НОД в ДОУ с учетом принципа интеграции образовательных областей «Педагогический потенциал» с конкурсной работой «Проект Зоопарк для Лего-града»
  • II Всероссийская научно – практическая конференция «Инновационно – педагогическая деятельность в современном ДОУ с научно – методической работой»-  «Использование конструктора Лего в работе с детьми дошкольного возраста»
  • на личном сайте, расположенном на портале социальных работников     образования.

21  слайд  «Литература» 

Используемая литература представлена на слайде.

  1. М.С.Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» «Маска»2013г.
  2. Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
  3. Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Сфера 2012г.
  4. Емельянова И.Е, Максаева Ю.А «Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно–игровых комплексов» Линка – Пресс Москва 2011г стр.131.
  5. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Приложение №1 «Карточка  - заказ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного конструирования

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.  Эффективным средством для развития творческих способнос...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения элементарными математическими представлениями"

Данная статья затрагивает вопрос развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики. Статья предназначена воспитателям, родителям....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами. С целью изучения механизмов формирования и развития ...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

РМО «Развитие воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования»

Развитие творческих способностей дошкольников через внедрение современных технологий...