Технология портфолио как средство развития успешности дошкольника
методическая разработка

Шельпякова Светлана Ивановна

Технология портфолио - один из способов поддержки детской инициативы, направленный на повышение качества образовательного процесса, т. к. она нацелена на достижение положительных результатов деятельности ребенка. Технология предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: дети с помощью педагогов и родителей создают свой личный творческий продукт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология портфолио как средство развития успешности дошкольника.

22 ноября 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2024 года годом семьи. «Наша общая и, наверное, главная задача – возродить уважительное отношение к большой семье, способствовать укреплению семейных ценностей», – подчеркивает Татьяна Голикова, Заместитель Председателя Правительства, возглавившая оргкомитет по проведению Года семьи.

Семья и семейные ценности – важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается в семье, а семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостности натуры.

Семья – главная и неоценимая ценность для каждого человека. Она играет огромную роль в жизни государства и обеспечении стабильности и развития общества.

Главная цель федеральной общеобразовательной программы дошкольного образования – всестороннее развитие дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В основе должны лежать духовно – нравственные ценности российского народа, исторические и национально – культурные традиции.

ФОП ДО уделяет значительное внимание сотрудничеству с семьей, предполагает взаимодействие с семьями воспитанников.  Поставленные Татьяной Голиковой задачи по возрождению и укреплению семейных ценностей мы можем решить, опираясь на ФОП ДО. Работа должна осуществляться в тесном сотрудничестве детского сада и  семьи. Помочь в формировании семейной и гражданской принадлежности способна технология «Портфолио дошкольника».

Данная технология - один из способов поддержки детской инициативы, направленный на повышение качества образовательного процесса, т. к. она нацелена на достижение положительных результатов деятельности ребенка. Технология предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса: дети с помощью педагогов и родителей создают свой личный творческий продукт.

Для изготовления портфолио можно использовать папку или фотоальбом.

Предлагаю рассмотреть подробнее структуру портфолио:

Как театр начинается с вешалки, так портфолио начинается с титульного листа, который содержит информацию о ребенке (фотографии, фамилия, имя, отчество, дата рождения).

 Само портфолио может содержать разделы:

       - Обо мне (Фотографии, антропометрические данные, хобби, интересы и желания). Кроме того, здесь можно попросить ребенка ответить на вопросы про его эмоции и чувства (Чего ты больше всего боишься? Почему люди обижаются? Что такое плохое и хорошее настроение? От чего ты можешь заплакать? Какой у тебя был простой день, не праздник, когда ты был счастлив? Где тебе хорошо? Что тебя особенно радует?); спросить про внутренний мир (Легко ли быть ребенком? Легко ли быть взрослым? Какой праздник ты любишь больше всего и почему? Какой герой мультфильма или сказки тебе нравится, а какой нет? Что ты любишь больше всего? Что ты не любишь? Что лучше – ездить куда-то или находиться дома?); поинтересоваться про планы и мечты (Чего тебе не хватает? Каким ты видишь себя через 10 лет? Есть что-то такое, что ты не сделал и теперь жалеешь? Кем хочешь быть, когда вырастешь? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал? Чему бы ты хотел научиться? О чем мечтаешь? Что ты считаешь чудом? Что мешает людям делать то, что они хотят?).

       - Моя семья (Фотографии и рассказы о маме и папе, дедушках и бабушках, братьях и сестрах). Можно поинтересоваться, что дети думают  про семью и детей (Можно ли наказывать детей и за что? Как бы ты хотел, чтобы тебя баловали? Что бы могли родители сделать для тебя, чтобы ты был счастливее? Хотел бы ты иметь брата или сестричку? Почему? Если бы ты мог что-то поменять в нашей семье, то что? За что ты обижаешься на родителей? За что ты любишь родителей?)

- История моей семьи, генеалогическое древо семьи, герб, флаг и гимн семьи.

- Традиции моей семьи. Семейные праздники. Здесь можно спросить ребенка, какие семейные традиции ему нравятся, и хотел бы он иметь их в своей семье?

- История и достопримечательности моего города (села).

- Республика (край), где я живу.

- Моя Родина – Россия.

- Праздники моей страны.

- Мы – путешественники.

- Вот, что я могу.

Количество разделов, их тематика могут быть изменены по желанию ребенка. Все эти разделы заполняются мыслями, рассказами, фотографиями и работами ребенка постепенно. Главное условие ведения портфолио – это добровольность. Автор портфолио должен быть заинтересован в его создании. Отбор материала ребенок делает самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. И если он не согласен разместить какие-либо материалы в портфолио, то делать этого не надо. Иначе потеряется индивидуальность работы.

Так же важна систематичность в сборе информации. Портфолио необходимо постоянно пополнять и анализировать имеющиеся материалы. С ребенком обсуждается регулярность работы (например, 1 раз в месяц).

Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, я заметила, что данная технология способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье, повышению самооценки ребенка.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат – усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким. Полученный опыт найдет отклик в душе ребенка, когда он станет взрослым и  перенесет полученный опыт во взрослую жизнь. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к построению фундамента своей семьи, формированию семейных и гражданских ценностей и традиций он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей и педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-технология как эффективное средство развития речи дошкольников

Применение конструктора лего в коррекционной работе логопеда....

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Круглый стол для педагогов «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Презентация к круглому столу «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»

Презентация к круглому столу «Плетение из талаша – здоровьесберегающая технология и дополнительное средство развития речи дошкольников»...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка"

В данном материале размещен материал, который поможет в создании портфолио воспитанника....

Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»

Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной...

Технология "Синквейн" как средство развития речи дошкольников.

В данной разработке описывается применение технологии "Синквейн" на занятиях в детском саду. Материал будет полезен педагогам и воспитателям, которые работают в системе дошкольного образования. ...

Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"

Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой...