Лего-технология как эффективное средство развития речи дошкольников
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Бояринова Лола Максимовна

Применение конструктора лего в коррекционной работе логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx22.89 КБ
Файл lego-tehnologiya.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Лего-технология как эффективное средство в развитии речи дошкольников

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Ребенок, обладая хорошо развитой связной речью, может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, полно, аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов. Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Связная речь включает развитие всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической.

Для развития речи у детей дошкольного возраста педагогами используются различные методы, приёмы, технологии. А так как многоаспектный характер нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, реализация ФГОС требуют изменения форм и методов коррекционной работы. Это и обусловило выбор лего-технологии, позволяющей разнообразить процесс обучения дошкольников.

В силу своей универсальности ЛЕГО для меня является наиболее предпочтительным развивающим материалом.

Лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.

Лего-технология стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, причем этот конструктор побуждает работать в равной степени голову и руки детей. А, как известно, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

В ходе занятий я наблюдаю повышение коммуникативной активности каждого ребёнка. Формируя умение работать в паре, в группе, отмечаю положительную динамику взаимодействия друг с другом. Повысилась мотивация к учению. И что очень важно для дошкольника, виден конечный результат (продукт их деятельности).

В процессе конструирования из ЛЕГО дети общаются, рассуждают, договариваются, учатся отстаивать свою точку зрения, учатся задавать вопросы, при этом увеличивая словарный запас, развиваются диалогическая и монологическая речь.

 Применение лего-технологии в рамках коррекционной направленности способствует:

  • развитию лексико-грамматических категорий в рамках определенных лексических тем;
  • автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры;
  • овладению звукобуквенным анализом слов;
  • развитию сенсорных представлений;
  • формированию пространственной ориентации;
  • развитию и совершенствование высших психических функций;
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

 Я применению дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов на занятиях по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи.

На начальном этапе автоматизации (когда звук поставлен), используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука. Я предлагаю ребенку построить башню (машину, гараж для машины и др.). Но обговариваю одно условие: каждая деталь «заводиться» звуком [р]. Аналогичные упражнения со змейкой – звук [ш], с самолетом – [л], жуком – [ж] и т. д.

Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые  – согласные мягкие. Работая с анализом и синтезом слогов, использую кирпичики выше указанных цветов. Можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог РА. Для слияния звуков можно использовать сконструированные раннее машины. В дальнейшем человечков или машины заменяю на собранные детьми из ЛЕГО-элементов буквы. То же самое проделываем со словами. Разбиваем слова на слоги. И наоборот сливаем слоги в слова.

Пробовали с ребятами преобразовывать (превращать) одно слово в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (снег – снегопад, корова – рева, котята – утята, белка – булка, мороз – мороженное и т. д.).

Выполняли анализ предложения, используя короткие и длинные кирпичики (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. 

С помощью ЛЕГО очень хорошо отрабатывать грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными (Сколько деталей коричневого цвета у твоего дерева? Сколько в твоём домике окошек? Сколько ягодок на кустике? Как рычит тигр в клетке? В твоём  гараже много чего? В машине нет кого? В зоопарке много кого?).

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (Слон без чего? Без хобот. Котёнок без чего? Без хвоста.). Составление частей разных животных также развивает понимание образования сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

Как видим при использовании данной технологии решаются многие задачи.

Работе по лексическим темам с помощью ЛЕГО, который имеет широкий выбор наборов, заметила, что дети с легкостью запоминают новые слова. Лучше всего у детей ОНР накопление словаря происходит через тактильный и зрительный анализаторы.

Лего-технология даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

Основой моей коррекционной работы с применением лего-технологии является  действие персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием. Все что мы конструируем, сопровождаем речью.

Например,

 - Что ты делаешь, Ян? (Я играю). Он играет. Аналогично отрабатываю глаголы: открываю, собираю, соединяю, строю.

  - Артем, дай белый кирпичик. Вика, на (возьми) белый кирпичик.

 - Вика что делает? (Вика строит дом). Вика строит дом чем? (Вика строит дом руками).

 Примеров много: Дети играют в группе. Кирилл построил красивую машину. Захар сидит за столом и конструирует дом. Кирилл любит машины, а Вика любит куклы.

Видим предложения от простого к сложным (сложносочиненные предложения с союзом «и», сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы»).

Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию.

Вывод таков. Дети  с ОНР моих групп  работают по словесной инструкции, умеют оречевлять выполненные действия, большинство ребят могут составить план предстоящей работы. Самостоятельно могут вступить в диалог в ходе конструктивной деятельности и обыгрывания построек (научились договариваться).

Считаю лего-технологию эффективным средством развития речи из современных методов обучения дошкольников. Эта технология помогла и помогает сделать наше с детьми общение не только интересным, ярким, динамичным, но и повысить результативность работы по коррекции речевой сферы дошкольников с ОНР.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лего-технология как эффективное средство развития речи дошкольников Учитель-логопед Бояринова Лола Максимовна

Слайд 2

Многоаспектный характер нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, реализация возможности выбора детьми видов активности, участников общения (ФГОС) требуют изменения форм и методов коррекционной работы. В своей работе я использую различные виды деятельности, в том числе лего-технологию. В силу своей универсальности ЛЕГО является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Лего-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Лего-технология стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, причем этот конструктор побуждает работать в равной степени голову и руки. А, как известно, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на развитие коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Актуальность

Слайд 3

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем; автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры; овладению звукобуквенным анализом слов; развитию сенсорных представлений; формированию пространственной ориентации; развитию и совершенствование высших психических функций; тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Применение лего-технологии в рамках коррекционной деятельности способствует:

Слайд 4

На начальном этапе автоматизации звука предлагаю ребенку построить башню (машину, гараж для машины и др.). Но есть одно условие – каждая деталь «заводится» звуком [ р ] . Аналогичные упражнения со змейкой – звук [ ш ] , с самолетом – [ л ] , жуком – [ ж ] и т. д. Для понимания термина «звук» использую ЛЕГО , опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие. Анализ и синтез слогов . Использование кирпичиков синего, красного и зеленого цветов. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов

Слайд 5

Преобразование , превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (снег – снегопад, мороз – морозный, корова — рёва, котята – утята, белка –булка и т. д.) . Составление предложений . Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова) . Отрабатывание грамматических конструкций . Например, согласование числительных с существительными (Сколько деталей коричневого цвета у твоего дерева? Сколько в твоём домике окошек? Как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого? и т. д.). Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов

Слайд 6

При выделении части целого и отработке падежных окончаний помогает конструирование фигур животных (Слон без чего? Без хобота (хвоста). Даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. Способствует формированию связной речи. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

«Дидактические игры и упражнения с использованием конструктора ЛЕГО и его аналогов как эффективное средство развития речи дошкольников с ТНР»

В статье рассказывается о способах развития речи у дошкольников при использовании лего-конструктора, обосновывается актуальность темы, предлагаются разработанные и апробированные на практике дидактиче...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...