Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
проект по художественной литературе (старшая группа)

Маняхина Оксана Михайловна

Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»

Автор: Маняхина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Огонек», г. Тамбов

Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Сроки реализации проекта: долгосрочный (1 год).

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.

Актуальность: Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.

        Одним из принципов дошкольного образования является работа с одаренными детьми. Формы работы разнообразны, но важно найти современные и эффективные формы работы, способствующие развитию индивидуальных способностей одаренных детей. Такой формой работы с одаренными дошкольниками является игровая технология лэпбук.

        Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особенностей одаренных детей в литературно-поэтической области, который помогает осмыслить содержание книги, развить мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, обогатить словарный запас детей, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок вместе со взрослым участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Лэпбук - это самодельная книга-раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, аппликаций. Вся информация в   лэпбуке соответствует определённой теме. Материал подаётся в виде стихотворений, загадок, рисунков, которые ребенок создает и сочиняет сам.      При создании лэпбука используется технология ТРИЗ: например, читая сказку, можно придумать её новый конец, нового героя или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему, назвать лэпбук «Сказка с новым концом», «Изменяем сказку». Для формирования интереса к произведениям определённого автора создаются тематические  лэпбуки: «Сказки К.Чуковского», «Стихи А. Барто», «Сказки А.С. Пушкина»  и другие.

             Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для нестандартной творческой личности.
              Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает ребенка к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.                                                                          

                В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Объект проекта: современные средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области.

Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения одаренных детей дошкольного возраста.

Цель проекта: изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области, развитие поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных и творческих способностей одаренных дошкольников в условиях образовательного пространства.

Задачи: 1. Научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.              

2. Проанализировать технологию лэпбука, как средство обучения одаренных детей дошкольного возраста.                                                      

3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.

4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).

5. Развивать общую моторику детей.

6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.

7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы.

Ожидаемые результаты: 

•повышение интереса детей к художественной литературе;

•воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей;

•внедрение в работу ДОУ игровой технологии лэпбук, как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области.

Этапы реализации:

1 этап: Подготовительный.

- разработка проекта;

-подбор и приобретение необходимого материала.                              

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;

2 этап: Основной (практический) - реализация проекта:

1. Сентябрь - пересказ известных сказок с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки, сочинение концовок стихотворений в рифму.

2. Октябрь - сочинение новой сказки с персонажами известных сказок. Обсуждение произведений известных художников на тему сказок.

3. Ноябрь - постановка театрализованных представлений по сочиненной новой сказке ребенком.

4. Декабрь - проектная деятельность (составление проекта с одаренным ребенком по выбранной сказке).

5. Январь - организация занятия-экскурсии в ближайшую библиотеку.

6. Февраль – участие в литературных викторинах, в конкурсах чтецов.

7. Март – организация книжной выставки, мини-музея книг по сказкам, литературной ярмарки.

8. Апрель – открытое занятие для родителей и педагогов «Путешествия по следам сказочных героев».

9. Май – участие в развлечении «Её величество Книга".

10. Июнь-июль - создание лэпбука по новой сказке, придуманной ребенком.

11. Август – выставка лэпбука.

3 этап: Заключительный: анализ данных, представление результатов на итоговом педсовете в ДОУ; создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим темам в соответствии с основной образовательной программой для их систематического использования в ДОУ; внедрение новой технологии в работу с одаренными детьми в ДОУ.

                  В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ на основе технологии Лэпбук. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Современная игровая технология лэпбук как средство развития дошкольников

Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особеннос...

"Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Проект "Игровая  технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

Технология ТИКО-моделирования, как средство развития одаренности дошкольника.

инновации, интегрированный подход, субъектная позиция ребенка, конструирование, целостное развитие личности, детское творчество....