Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Игровая технология лэпбук как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области»
Автор: Маняхина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №62 «Огонек», г. Тамбов
Возрастная группа: старший дошкольный возраст 5-7 лет.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Сроки реализации проекта: долгосрочный (1 год).
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Актуальность: Во все времена ценность книги и чтения неоспорима. Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. Вместе с тем в настоящее время проблема приобщения ребенка к чтению стоит очень остро. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.
Одним из принципов дошкольного образования является работа с одаренными детьми. Формы работы разнообразны, но важно найти современные и эффективные формы работы, способствующие развитию индивидуальных способностей одаренных детей. Такой формой работы с одаренными дошкольниками является игровая технология лэпбук.
Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особенностей одаренных детей в литературно-поэтической области, который помогает осмыслить содержание книги, развить мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, обогатить словарный запас детей, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок вместе со взрослым участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Лэпбук - это самодельная книга-раскладушка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, аппликаций. Вся информация в лэпбуке соответствует определённой теме. Материал подаётся в виде стихотворений, загадок, рисунков, которые ребенок создает и сочиняет сам. При создании лэпбука используется технология ТРИЗ: например, читая сказку, можно придумать её новый конец, нового героя или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему, назвать лэпбук «Сказка с новым концом», «Изменяем сказку». Для формирования интереса к произведениям определённого автора создаются тематические лэпбуки: «Сказки К.Чуковского», «Стихи А. Барто», «Сказки А.С. Пушкина» и другие.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у дошкольника творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для нестандартной творческой личности.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает ребенка к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Объект проекта: современные средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области.
Предмет проекта: использование лэпбука в процессе обучения одаренных детей дошкольного возраста.
Цель проекта: изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения одаренных детей дошкольного возраста в литературно-поэтической области, развитие поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных и творческих способностей одаренных дошкольников в условиях образовательного пространства.
Задачи: 1. Научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Проанализировать технологию лэпбука, как средство обучения одаренных детей дошкольного возраста.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы.
Ожидаемые результаты:
•повышение интереса детей к художественной литературе;
•воспитание бережного отношения дошкольников к книге как результату труда многих людей;
•внедрение в работу ДОУ игровой технологии лэпбук, как средство развития одаренных дошкольников в литературно-поэтической области.
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный.
- разработка проекта;
-подбор и приобретение необходимого материала.
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2 этап: Основной (практический) - реализация проекта:
1. Сентябрь - пересказ известных сказок с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки, сочинение концовок стихотворений в рифму.
2. Октябрь - сочинение новой сказки с персонажами известных сказок. Обсуждение произведений известных художников на тему сказок.
3. Ноябрь - постановка театрализованных представлений по сочиненной новой сказке ребенком.
4. Декабрь - проектная деятельность (составление проекта с одаренным ребенком по выбранной сказке).
5. Январь - организация занятия-экскурсии в ближайшую библиотеку.
6. Февраль – участие в литературных викторинах, в конкурсах чтецов.
7. Март – организация книжной выставки, мини-музея книг по сказкам, литературной ярмарки.
8. Апрель – открытое занятие для родителей и педагогов «Путешествия по следам сказочных героев».
9. Май – участие в развлечении «Её величество Книга".
10. Июнь-июль - создание лэпбука по новой сказке, придуманной ребенком.
11. Август – выставка лэпбука.
3 этап: Заключительный: анализ данных, представление результатов на итоговом педсовете в ДОУ; создание банка макетов лэпбуков по всем тематическим темам в соответствии с основной образовательной программой для их систематического использования в ДОУ; внедрение новой технологии в работу с одаренными детьми в ДОУ.
В дальнейшем, проект может быть использован другими образовательными учреждениями различных типов и видов города в качестве руководства по моделированию и организации образовательного процесса в ДОУ на основе технологии Лэпбук. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих возрастных группах ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»
laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....
Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»
Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...
Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...
Современная игровая технология лэпбук как средство развития дошкольников
Лэпбук - это средство обучения, соответствующее новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лэпбук – это отличный способ развития индивидуальных особеннос...
"Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Проект "Игровая технология Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
Технология ТИКО-моделирования, как средство развития одаренности дошкольника.
инновации, интегрированный подход, субъектная позиция ребенка, конструирование, целостное развитие личности, детское творчество....