Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"
методическая разработка
Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_ispolzovanie_tehnologii_modelirovaniya_v_razvitii_rechi.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связной речи. По результатам моих наблюдений у детей можно отметить следующие недостатки:
- связные высказывания короткие;
- отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Использование технологии наглядного моделирования в программе, по которой работает наш детский сад, помогает решить эту проблему. Моделирование – это способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким - либо условным знаком. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры;
- планы и условные обозначения;
- контрастная рамка - приём фрагментарного рассказывания.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.
Метод наглядного моделирования применяется в процессе работы со всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Для обучения связной речи Л. А. Венгер предлагает использовать схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала предлагается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение, обеспечивающее формирование умения строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности в тексте, на которую он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Как отмечает А. В. Запорожец, такого рода предметные модели, которые можно видеть и осязать и с которыми можно производить различные манипуляции, соответствуют наглядно-образному мышлению ребенка.
Способность к наглядному моделированию начинает складываться у детей в младшем возрасте и состоит в ознакомлении и усвоении знаково-символического языка схем-моделей. Здесь используем наиболее простой вид моделей: наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа, которые помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах; развитие грамматического строя речи и составлении связных высказываний, объясняя, в каких ситуациях может оказаться герой рассказа.
(Например, чтобы разыграть сказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.) Свое эмоциональное отношение к событиям сказки ребенок начинает проявлять с помощью элементарных символических средств (цвет, форма предмета), позволяющих обобщить свое переживание. Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа, обеспечивающая связность и последовательность рассказов ребенка.
В средней группе продолжается работа по развитию звуковой, смысловой и грамматической стороны речи, связной и выразительной речи.
В качестве элементов модели выступают, соответственно, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений. В средней группе передают свое эмоциональное отношение к событиям сказки не только с помощью таких элементарных средств, как цвет и форма, но и используя характерные атрибуты персонажей, их действия, т.е. происходит усложнение осваиваемых символических средств.
В старшем дошкольном возрасте продолжается овладение действием использования пространственной модели в развитии лексической и грамматической культурой, связной и выразительной речи. Дети переходят к использованию пространственно - временной модели. Это более сложный вид моделирования, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: рамок со стрелками. Каждый (элемент) – это квадрат (рамка), в ней в виде схемы отражены события отдельного эпизода. Рамки связаны между собой стрелкой, показывающей последовательность развития событий. Используя временно - пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать. В старшей группе продолжается работа по овладению символизацией как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям сказок.
В подготовительной группе происходит усложнение: вводится большее количество заместителей и они меняются по своим параметрам (цвету, форме, величине). В дальнейшем, по мере овладения принципом замещения, дети приходят к сочинению собственных сказок, историй, приключений по готовому плану-схеме, предложенному педагогом. На последнем этапе обучения педагог предлагает лишь тему будущего повествования, каждый ребенок самостоятельно составляет модель своего произведения, рисует ее и рассказывает на ее основе
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Это умение противоположно навыку составления пересказов. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению рассказа по схематическим изображениям. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя - прерогатива самого ребенка. Вместо готовых карточек с нарисованными заместителями и стрелочками дети самостоятельно рисуют на листе бумаги рамочки (смысловые части, эпизоды), располагают заместители в каждой рамочке и соединяют рамочки стрелками. Работа строится следующим образом: зачитывается дошкольникам текст, дети самостоятельно делят его на эпизоды, выбирают тип замещения, затем дети самостоятельно строят изображение каждой смысловой части и модель всего произведения. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет истории и сказки в соответствии с моделью, превращают заместителей в персонажи сказок и историй. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Таким образом, технология моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать логику с эмоциональной и художественной выразительностью, полно передать содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания....
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...
Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников.
ull;Познакомить учителей-логопедов с практическими аспектами наглядного моделирования.•Активизировать самостоятельную работу учителей-логопедов, дать им возможность заимствовать элементы педаго...
Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...
Сообщение из опыта работы «Игра в друдлы, как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
Сообщение из опыта работы...
"Метод моделирования как средство развития речи дошкольников"
В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком....
Представление опыта работы: "Квест-игра, как интегрированное средство развития ребенка"
Опыт работы "Квест, как интегрированное средство развития ребенка"...