Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Железнодорожный вокзал города Новоалтайска: прошлое и настоящее"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие способствует формированию у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._istoriya_zhd_vokzala.docx | 796.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «КАРУСЕЛЬ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОНСПЕКТ
занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы №7 «Барбоскины»
Тема: «Железнодорожный вокзал города Новоалтайска: прошлое и настоящее»
Выполнила:
Самохвалова М.Н.,
воспитатель
Новоалтайск-2023
Цель: создание условий для формирования у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному городу;
- расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц;
- бережно относиться к историческому наследию нашего города;
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей;
- побуждать свободно мыслить, фантазировать;
- побуждать ребенка выражать свое отношение к познавательным объектам и продуктивной деятельности.
Предварительная работа: беседа об истории города; чтение художественной литературы; подбор и рассматривание иллюстраций; экскурсии с родителями; игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры).
Словарная работа: железная дорога, железнодорожный вокзал, витражи.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением здания вокзала в разное время.
Вводная часть
Воспитатель: ребята, как называется главное здание нашего города?
-Кто из вас может ответить на этот вопрос?
Ответы детей.
Воспитатель: послушайте загадку.
Нужно здесь купить билет –
И объедешь целый свет.
Коль багаж на целый пуд,
Ждет носильщик, тут как тут.
И повсюду - слева, справа
Пассажирские составы.
Дети: вокзал.
Воспитатель: правильно, оказывается вокзал – это главное здание любого города, лицо города! Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в прошлое!
Основная часть
Воспитатель: дети, кто из вас знает, как в России перевозили грузы, когда поездов еще не было?
Ответы детей.
Перевозили их по рекам на баржах или на лошадях по дорогам. Нагрузят телегу мешками с зерном, и везут лошадки, сменяя друг друга по пыльным российским дорогам, в какой-нибудь другой город. А осенью и весной - образуется на этих дорогах непролазная грязь – долгое время никуда не двинешься. На реках же другая напасть: летом они пересыхают – и опять не пройти и не проехать.
Вот такие они были – пути сообщения (дети рассматривают иллюстрацию с изображением речной переправы и гужевого транспорта). Поэтому многие понимали, что надо как-то в России эти пути улучшать.
Воспитатель: ребята, как вы думаете. А, как это сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, решили делать дорогу, которая в любое время года будет исправно работать. И придумали построить железную дорогу.
- Дети кто из вас был на железнодорожном вокзале?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а вы знали, что станционное здание в городе Новоалтайске было построено еще в 1914 году, то есть больше 100 лет назад?
Как вы уже знаете, наш город когда-то был селом и назывался Чесноковкой.
Село Чесноковка начало интенсивно развиваться со строительством железной дороги Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск. В 1914 году вместе с узловой станцией «Алтайская» здесь появилось здание вокзала.
14 декабря 1914 со ст. Алтайская до Новониколаевска (современный Новосибирск) отправился первый пассажирский поезд, а 25 сентября 1915 года вступил в эксплуатацию железнодорожный мост через р. Обь.
Однако с ростом станции, объёмов перевозок, а также с присвоением населённому пункту статуса города, встал вопрос о сооружении нового вокзального комплекса.
Место для строительства нового вокзала было выбрано рядом с уже существующим - там, где с момента постройки железной дороги возвышалась водонапорная башня. Автором проекта стал новосибирский архитектор "Сибгипротранса" Владимир Авксентюк.
Первоначально старую водонапорную башню хотели сделать частью нового вокзального комплекса. По проекту 1963 года её собирались сохранить и облагородить, вписав в архитектурный облик нового здания. Также под железнодорожными путями собирались проложить пешеходный тоннель. Но в итоге проект был сильно упрощён: дореволюционную башню снесли, а тоннель не проложили.
Строительство здания по проекту Авксентюка началось только в 1969 году. Периодически работы приостанавливались. Новое здание было готово к весне 1974 года.
Вокзал на станции Алтайская был запроектирован совмещенным с автовокзалом, что было ново для того времени. Однако подобное соседство продолжалось не долго и очень скоро вокзал стал обслуживать только железнодорожный транспорт.
Вокзальный комплекс Новоалтайска был уникальным сооружением. Единственное здание, схожее по архитектуре, позднее появилось на одной из станций близ Ленинграда.
Физминутка «Поезд»
Поезд подает сигнал «Ту-у-у»
Он стоять уже устал «Чух-чух-чух»
Набирает поезд ход «Пш-пш-пш»
Быстро мчится он вперед
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут
А круглые колесики тук-тук, тук-тук, тук-тук.
Паровоз кричит: Ду-ду.
В остеклении вокзала был выполнен витраж из цветного стекла, который украшал как интерьер, так и экстерьер. Автором витража стал новосибирский художник Юрий Катаев. Его работа с причудливыми изображениями природы Сибири, зверей и птиц украсила просторный зал ожидания.
Здесь сделали все необходимое для культурного обслуживания человека: буфет с горячей пищей, киоски "Союзпечать", можно было приобрести товары в дорогу, а также продукты питания. Работали автоматические камеры хранения, телефоны-автоматы, автоматический справочник.
В зале ожидания находились две кассы, справочная, кабинет дежурного по вокзалу, кабинки с телефонами, а в середине 1990-х появились коммерческие киоски, милиция и даже игровые автоматы. В боковом крыле был буфет, комната матери и ребенка, аптека, малый зал ожидания, кабинет заведующего. В подвале располагались служебные помещения технического персонала и туалет. В трёхэтажной башенке находилась диспетчерская, помещение электриков и спуск в подвал.
Вплоть до конца 2000-х годов старое и новое здание вокзала существовали вместе. После строительства здания по проекту Авксентюка, здание 1914 года постройки было реконструировано. Здесь разместили багажную кладовую, красный уголок, группу учета и отчетности, кассу предварительной продажи билетов, медпункт и другие службы.
В 2006 году была проведена экспертиза, которая показала, что существующее здание вокзала не отвечает требованиям по сейсмостойкости и безопасности - был превышен допустимый износ несущих арочных конструкций.
Судьба здания решилась довольно быстро. В мае 2008 года архитектурная достопримечательность Новоалтайска была снесена. Вскоре на прежнем месте началось возведение нового здания вокзала.
Изначально перед новым вокзалом планировали устроить красивый фонтан, но позднее от этой идеи отказались.
Торжественное открытие реконструированного вокзала состоялось 30 сентября 2010 года. В том же году было снесено первоначальное здание 1914 года постройки. Городской музей обратился с просьбой сохранения и передачи им исторического здания. Однако в просьбе было отказано.
Заключительная часть
Воспитатель: ребята, что вы узнали сегодня нового, путешествуя в прошлое?
Ответы детей.
Воспитатель: для чего было задумано строительство железной дороги?
Ответы детей.
Воспитатель: сколько раз строился железнодорожный вокзал? Какое сооружение вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, ребята! Путешествие в прошлое вокзала закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»
Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко всему живому.Воспитывать заботливое...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «В городе профессий»
Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, ориентировать в сферах деятельности людей в науке, спорте, искусстве, в сельском хозяйстве....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"
Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "История возникновения города Новоалтайска"
Занятие способствует формированияю патриотических чувств на основе беседы о родном городе, об истории его возникновения....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Красная книга Алтайского края"
Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Такие разные жители города Новоалтайска"
Занятие способствует формированию представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране....