Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Такие разные жители города Новоалтайска"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Занятие способствует формированию представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._takie_raznye_zhiteli_goroda_novoaltayska.docx | 884.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «КАРУСЕЛЬ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОНСПЕКТ
занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы №7 «Барбоскины»
Тема: «Такие разные жители города Новоалтайска»
Выполнила:
Самохвалова М.Н.,
воспитатель
Новоалтайск-2023
Цель: создание условий для формирования представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
- Познакомить с разными народами, населяющими Новоалтайск.
- Закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе.
- Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
- Формировать чувство гордости за свой город, поддерживать интерес к истории и культуре народов, его населяющих.
- Воспитывать чувство толерантности к людям разных национальностей.
Предварительная работа: Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народные праздники». Чтение сказок народов России (русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские). Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов. Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и.) и др.
Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.).
Словарная работа: национальность, толерантность, традиции.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением культуры разных народов города Новоалтайска.
Вводная часть
Воспитатель: ребята, послушайте загадку.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
Дети: высказывают предположения (Родина).
Воспитатель: Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.
У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.
Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.
Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
Воспитатель: как называется наша Родина?
Дети: Россия.
Воспитатель: я предлагаю поиграть в игру «Закончи фразу»
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Мы живём в городе России… (Новоалтайске)
Новоалтайск – это наша малая… (Родина).
Основная часть
Воспитатель: Новоалтайск - наша малая Родина. Это небольшой город Алтайского края, административный центр Первомайского района. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось Новоалтайску?
Дети: 81 год
Воспитатель: ребята, статус города Новоалтайску присвоили в 1942 году, только тогда еще он носил название Чесноковка. А в 1962 году город Чесноковку переименовали в город Новоалтайск. А вообще первые упоминания о возникновении деревни Чесноковки появились в 1736 году, то есть если считать с этой даты, то нашему городу уже 287 лет!
Наш город хоть и небольшой, но известен как крупный железнодорожный узел (ст. Алтайская). В нашем городе находятся вагоностроительный, мачтопропиточный, картонно-рубероидный и железобетонных изделий заводы. Не каждый большой город может похвастаться таким количеством заводов.
Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Общая численность жителей в нашем городе составляет более 73 тыс. человек. Они умеют трудиться и отдыхать. Новоалтайск - многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.
Послушайте стихотворение.
«Лучшее богатство»
По-разному люди в стране нашей жили,
Но верой и правдой Отчизне служили.
Дороже любого другого богатства
Ценились всегда у нас скромность и братство.
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь Родине добрым и любящим сыном. (О. Александрова)
Воспитатель: назовите, какие вы знаете национальности?
Дети: русские, татары, казахи, украинцы, башкиры, белорусы, грузины, армяне.
Воспитатель: в настоящее время на территории города Новоалтайска проживают люди разных национальностей. Как вы думаете, людей какой национальности у нас больше всех.
Дети: русские.
Воспитатель: правильно, русских в Новоалтайске проживает примерно 70 тыс. человек, то есть 94% от всего населения. Остальные 6% приходится на другие национальности: немцы, украинцы, армяне, грузины, таджики, узбеки, осетины, казахи, татары, алтайцы.
Сегодня я предлагаю поговорить о некоторых из них.
Посмотрите, люди какой национальности изображены на слайде?
Дети: русские.
Воспитатель: давайте рассмотрим русский национальный костюм. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Как образовалось это слово? Дети: душу греет.
Воспитатель: это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду?
Дети: Телогрея.
Воспитатель: а какие головные уборы носили девушки?
Дети: платки, кокошники.
Воспитатель: женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин.
Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
Итак женская одежда – это ….
Дети: сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка.
Воспитатель: главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове?
Дети: кепки, шляпы, шапки.
Воспитатель: мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. Холодной зимой носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
-Давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит мужской костюм?
Дети: рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.
Воспитатель: русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни, играли в русские народные игры.
Воспитатель: какие русские народные игры вы знаете?
Дети: колечко, краски, ручеёк.
Воспитатель: давайте послушаем русскую народную песню «Пойду ли выйду ль я» и поиграем в «Ручеёк».
Дети играют в игру, а затем садятся на свои места.
Воспитатель: как вы думаете, люди, какой национальности изображены теперь на слайде. Это – татары. Татары очень трудолюбивый народ, его умельцы вышивают бисером красивые тюбетейки, пасечники разводят пчел, которые приносят вкусный сладкий мед. У них есть свой язык и вера. На территории Алтайского края есть татарская диаспора, которая насчитывает 9 тыс. человек.
- Давайте рассмотрим татарский костюм
Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху.
Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужчин головной убор называется «Тюбетейка».
Воспитатель: а посмотрите, какой красивый чеченский костюм.
Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.
У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
Воспитатель: каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Воспитатель: у каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Физминутка.
По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. ложатся,
Потом дальше пойдем.
На лужайке поутру дети становятся в круг
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре расходятся, бегают,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, становятся в круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. Встают и идут дальше.
Мы — веселые лучи. Мы резвы и горячи.
Воспитатель: ребята, каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
Ответы детей.
Воспитатель: это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха и др.
Воспитатель: что за праздник Масленица? Как его отмечают?
Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице.
Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.
На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Воспитатель: а у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».
Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.
Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.
Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу, создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
Воспитатель: а еще каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?
Ответы детей.
Воспитатель: да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
Воспитатель: какие народные сказки вы знаете?
Ответы детей.
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов?
Ответы детей.
Народы нашей страны дружбой сильны.
Дружба и братство лучшее богатства.
Воспитатель: очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
Какие русские народные промыслы вы знаете?
Дети: с помощью воспитателя вспоминают дымковские, филимоновские игрушки, гжельскую и хохломскую посуду, жостовские подносы, матрёшек, палехские шкатулки и др.
Воспитатель: другие народы тоже занимаются народными промыслами: осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой.
Воспитатель: а еще у каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа?
Ответы детей.
Воспитатель: любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов.
Заключительная часть
На территории Алтайского края можем встретить чуваша и украинца, армянина и казаха, немцев и прибалтийцев. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, которые передаются из поколения в поколение. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. У каждого народа есть свои танцы и песни. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру нашего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Мой город. Моя страна»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76».Энгельсского муниципального района Саратовской области Конспект НОД...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Приключения в городе Профессий»
Для того, чтобы дошкольники ОВЗ понимали всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений у дошко...
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"
Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "История возникновения города Новоалтайска"
Занятие способствует формированияю патриотических чувств на основе беседы о родном городе, об истории его возникновения....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Красная книга Алтайского края"
Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами....
Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Железнодорожный вокзал города Новоалтайска: прошлое и настоящее"
Занятие способствует формированию у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу....