Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»
методическая разработка

Андреева Людмила Александровна

«Особенности работы с одарёнными детьми:

 выявление, поддержка, условия для развития»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

«Особенности работы с одарёнными детьми:

 выявление, поддержка, условия для развития»

на 2023-2024 учебный год

  Андреевой Людмилы  Александровны

2023 год

Актуальность

Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых –увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.

До недавнего времени в нашей стране уделялось достаточно мало внимания психологическому изучению детской одаренности и разработке психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей. В соответствии с идеологией считалось, что все дети равны и нет причин выделять особо способных детей, так как у каждого ребенка могут быть сформированы при соответствующем обучении необходимые качества. И только с демократизацией общества данная проблема стала вызывать интерес и необходимость поиска ее решений. Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской.

 Тема самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития».

Начало работы над темой -  сентябрь 2023 г.

Окончание работы над темой -  май 2024 г.

Цель: повышение профессиональной компетенции по вопросу выявления, поддержки и создания условий для развития одарённых детей.

Задачи:

  1. Изучить учебную, научно - методическую, справочную литературу по вопросу одарённости детей.
  2. Освоить современные технологии и методы организации психолого-педагогического сопровождения одарённых дошкольников.
  3.  Разработать перспективное планирование и проведение мероприятий с одарёнными детьми.
  4. Систематизировать изученную литературу.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне организовать работу по выявлению, поддержке и созданию условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Форма отчёта о проделанной работе: выступление на педагогическом совете.

Форма самообразования: индивидуальная.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • Понятие «одарённость» и её виды.
  • Методы и приёмы выявления одарённых дошкольников.
  • Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми.
  • Создание системы работы с одарёнными детьми

Содержание

деятельности

Сроки

Формы предоставления работы

Отчёт о проделанной работе

1 этап -  организационно-ознакомительный

Самореализация

1.

Определение темы по самообразованию

Сентябрь

2.

Составление плана работы по самообразованию.

Сентябрь

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Сентябрь-октябрь

Составление перспективного плана.

Повышение знаний, сбор материала.

4.

Изучение литературы по теме самообразования.

Интернет источники.

Работа с методической литературой: журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ»

«Дошкольное воспитание»,

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольник РФ»

В течение года

Повышение знаний, сбор материала

5.

Подбор методического оснащения.

В течение года

Пополнение методической копилки.

Работа с родителями

1

Памятка по сопровождению Одарённых детей

Декабрь

Буклет

Работа с детьми

1.

Адаптационные мероприятия.

Создание благоприятной,

эмоционально-психологической атмосферы в подгруппе детей

2.

Организация игр

(1 раз в неделю)

Создание условий, организация детей, эмоциональное состояние детей.

2 этап - основной

Самореализация

1.

Овладение методами и приемами работа с одарёнными дошкольниками

В течение года

Совместная игровая деятельность

2.

Внедрение опыта работы

В течение года

Совместная игровая деятельность

3.

Создание наглядного материала

В течение года

Пополнение игрового и методического материала

Работа с детьми

1.

Создание условий и организация  среды для одарённых детей

В течение года

В группе

2

Диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия.

В течение года

Работа с родителями

«Одарённый ребёнок»

«Модель развития творческого потенциала одарённых детей родителями»

В течение года

Предоставление родителям педагогической информации по данным темам

Конспекты, папки-передвижки.

3 этап - заключительный

1.

Самоанализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования

Май

Отчёт по итогам года

2.

Диагностика

Май

3.

Распространение опыта.

Май

Сообщение на Педагогическом совете.

Предполагаемый результат:

  1. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
  2. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в себе.

Изучаемая литература.

  1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://school.msk.ort.ru2.
  2. Л.С. Выготский. -М: Издательство «ЭКСМО -Пресс», 2000. -1008 с.3. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] /
  3.  Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. -6-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.4.
  4.  Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2002. -592 с.5.
  5. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 1995. -448 с.6.
  6. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений
  7. Мартынов С.“Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. No 8. 1994, с. 77–80.10.
  8. Белова Е.“Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. No 4. 1991,

с. 69–75.

  1. .Бурменская Г.В., Слуцкой В.М.“Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
  2. .Лейтес Н.“Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. No 6. 1990, с. 34.
  3.  Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.14.
  4.  Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
  5.  Гильбух Ю.З.Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО

   В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...

План работы с одарёнными детьми по направлению «Художественно-эстетическое развитие". «Дизайнерская деятельность».

  Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, об...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

Консультация для воспитателей «Особенности работы с одарёнными детьми»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное разв...

Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ

Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ...

Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".

Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления,  психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...