Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»
методическая разработка
«Особенности работы с одарёнными детьми:
выявление, поддержка, условия для развития»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОО Кизнерский детский сад №6 «Италмас»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
«Особенности работы с одарёнными детьми:
выявление, поддержка, условия для развития»
на 2023-2024 учебный год
Андреевой Людмилы Александровны
2023 год
Актуальность
Каждый ребёнок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых –увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
До недавнего времени в нашей стране уделялось достаточно мало внимания психологическому изучению детской одаренности и разработке психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей. В соответствии с идеологией считалось, что все дети равны и нет причин выделять особо способных детей, так как у каждого ребенка могут быть сформированы при соответствующем обучении необходимые качества. И только с демократизацией общества данная проблема стала вызывать интерес и необходимость поиска ее решений. Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской.
Тема самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития».
Начало работы над темой - сентябрь 2023 г.
Окончание работы над темой - май 2024 г.
Цель: повышение профессиональной компетенции по вопросу выявления, поддержки и создания условий для развития одарённых детей.
Задачи:
- Изучить учебную, научно - методическую, справочную литературу по вопросу одарённости детей.
- Освоить современные технологии и методы организации психолого-педагогического сопровождения одарённых дошкольников.
- Разработать перспективное планирование и проведение мероприятий с одарёнными детьми.
- Систематизировать изученную литературу.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне организовать работу по выявлению, поддержке и созданию условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный скачок в развитии способностей.
Форма отчёта о проделанной работе: выступление на педагогическом совете.
Форма самообразования: индивидуальная.
Перечень вопросов по самообразованию:
- Понятие «одарённость» и её виды.
- Методы и приёмы выявления одарённых дошкольников.
- Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми.
- Создание системы работы с одарёнными детьми
№ | Содержание деятельности | Сроки | Формы предоставления работы | Отчёт о проделанной работе | |
1 этап - организационно-ознакомительный | |||||
Самореализация | 1. | Определение темы по самообразованию | Сентябрь | ||
2. | Составление плана работы по самообразованию. | Сентябрь | |||
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. | Сентябрь-октябрь | Составление перспективного плана. | Повышение знаний, сбор материала. | |
4. | Изучение литературы по теме самообразования. Интернет источники. Работа с методической литературой: журнал «Справочник педагога-психолога ДОУ» «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольник РФ» | В течение года | Повышение знаний, сбор материала | ||
5. | Подбор методического оснащения. | В течение года | Пополнение методической копилки. | ||
Работа с родителями | 1 | Памятка по сопровождению Одарённых детей | Декабрь | Буклет | |
Работа с детьми | 1. | Адаптационные мероприятия. | Создание благоприятной, эмоционально-психологической атмосферы в подгруппе детей | ||
2. | Организация игр (1 раз в неделю) | Создание условий, организация детей, эмоциональное состояние детей. | |||
2 этап - основной | |||||
Самореализация | 1. | Овладение методами и приемами работа с одарёнными дошкольниками | В течение года | Совместная игровая деятельность | |
2. | Внедрение опыта работы | В течение года | Совместная игровая деятельность | ||
3. | Создание наглядного материала | В течение года | Пополнение игрового и методического материала | ||
Работа с детьми | 1. | Создание условий и организация среды для одарённых детей | В течение года | В группе | |
2 | Диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия. | В течение года | |||
Работа с родителями | «Одарённый ребёнок» «Модель развития творческого потенциала одарённых детей родителями» | В течение года | Предоставление родителям педагогической информации по данным темам | Конспекты, папки-передвижки. | |
3 этап - заключительный | |||||
1. | Самоанализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования | Май | Отчёт по итогам года | ||
2. | Диагностика | Май | |||
3. | Распространение опыта. | Май | Сообщение на Педагогическом совете. |
Предполагаемый результат:
- Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
- Создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в себе.
Изучаемая литература.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://school.msk.ort.ru2.
- Л.С. Выготский. -М: Издательство «ЭКСМО -Пресс», 2000. -1008 с.3. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] /
- Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. -6-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.4.
- Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2002. -592 с.5.
- Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е. И. Рогов. -М.: ВЛАДОС, 1995. -448 с.6.
- Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений
- Мартынов С.“Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. No 8. 1994, с. 77–80.10.
- Белова Е.“Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. No 4. 1991,
с. 69–75.
- .Бурменская Г.В., Слуцкой В.М.“Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
- .Лейтес Н.“Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. No 6. 1990, с. 34.
- Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.14.
- Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
- Гильбух Ю.З.Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми "группы риска" в условиях ДОО
В настоящее время социальная и образовательная деятельность направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания...
План работы с одарёнными детьми по направлению «Художественно-эстетическое развитие". «Дизайнерская деятельность».
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, об...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Тема: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Данный материал содержит план работы по самообразованию инструктора по физической культуре....
Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...
Консультация для воспитателей «Особенности работы с одарёнными детьми»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное разв...
Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ
Особенности работы с одарёнными и талантливыми детьми в условиях ДОУ...
Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".
Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...