Консультация для воспитателей «Особенности работы с одарёнными детьми»
консультация на тему
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, изобразительных, физических, интеллектуальных), которые не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_odaryonnye_deti.docx | 42.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
«Центр информационно – методического обеспечения
Муниципальных образовательных учреждений Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
«Особенности работы с одарёнными детьми»
Выступление на предметной секции воспитателей и
специалистов дошкольных образовательных учреждений
Лямбирского района
воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида» О. А. Исаева
Лямбирь 2018
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, изобразительных, физических, интеллектуальных), которые не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле.
Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике и, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену достаточно высок. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.
Для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей необходимо создать:
- предметно - развивающую среду группы, способствующую познанию окружающего мира, где игра - ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;
- регулярное проведение мониторинга с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;
- индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом, занятия в различных кружках, позволяющие развить у ребенка способности;
- оказание помощи родителям в развитии у детей, каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, и т.п.;
- взаимодействие с социумом - позволяющим показать достижения, успехи через выступления детей на различных мероприятиях.
Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода. Педагоги должны быть особенно внимательны таким к детям, так как, если не будут созданы соответствующие условия, зачатки одаренности могут постепенно угаснуть.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности.
Многочисленные проблемы и трудности одарённых детей нуждаются в особом, сбалансированном подходе к процессу оказания им помощи. Нередко одарённый ребёнок ставит перед собой завышенные цели, не имея возможности их достичь, так как у него ещё не выработалось умение правильно оценивать перспективу, выбирать оптимальные пути решения поставленных задач. Это, как правило, вызывает сильнейшие переживания, потерю уверенности в своих силах, снижение самооценки.
В этой связи одной из основных задач взрослого является задача научить детей не только понимать других, но и лучше разбираться в своих чувствах и переживаниях. Необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми.
Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одаренные дети, как правило:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
И поэтому, основной акцент в образовательном процессе необходимо делать не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одарённому ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Следовательно, от педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс нужно строить вокруг ребёнка, всю работу организовывать в малых группах.
Наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с высоко - одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более.
В этой связи особенно важно, чтобы работа с одарёнными детьми велась с учётом их существенных потребностей, специфических индивидуальных и типологических особенностей на разных возрастных этапах.
Следует отметить, что предметная развивающая среда для одарённых детей должна соответствовать как общевозрастным, так и их специальным способностям, и должна быть представлена рядом специфических особенностей:
- усложнённость и большое разнообразие игр;
- наличие книг для чтения, в том числе познавательного характера;
- обеспечение материалами для экспериментирования (глина, ножницы, клей, бумага, природный и бросовый материал) и т.д.
Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме.
Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; возрастания роли нерегламентированной деятельности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.
Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми дошкольного возраста - это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...
Консультация для воспитателей "Особенности работы с гиперактивными детьми"
В консультациии раскрываем особенности развития гиперактивных детей, причины гиперактивности. Даем советы по работе с гиперактивными детьми, так же рекомендуем какие игры и упражнения использовать в с...
Консультация для воспитателей «Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста»
Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И...
Консультация для воспитателей «Особенности работы с «проблемными» детьми»
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "...
консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"
чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей...
Консультация для воспитателей "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Консультация для воспитателей "Особенности работы с гиперактивными детьми"...
Самообразование «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»
laquo;Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка, условия для развития»...