Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса через экспериментально-опытническую деятельность
консультация по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать –
и я пойму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavat._-issledovat._deyat-t.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса через экспериментально-опытническую деятельность»
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать –
и я пойму»
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана тема углубленной работы « Формирование у детей познавательного интереса через экспериментально-опытническую деятельность».
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
-собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
-активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идёт по четырём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа;
- неживая природа;
- физические явления;
- рукотворный мир.
Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.
Системная работа по данному направлению позволяет:
• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
• развивать детскую любознательность, пытливость ума;
• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Так же, необходимо:
• привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);
• привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование по темам факультатива, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);
• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду»
Работая по теме «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду», я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей и формировании эколог...
«Формирование у детей раннего возраста познавательного интереса к труду взрослых посредством сюжетно-ролевой игры»
В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Для создания положительного отношения и привычки к труду большое зна...
Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во мно...
"Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к миру природы посредством дидактических игр экологического содержания»
Формирование у детей дошкольного возраста познавательного интереса к процессам , происходящим в природе посредством дидактических игр экологического содержания....
Буклет Консультация для педагогов и родителей на тему: "Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР через дидактические игры"
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Для расширения и активизации словаря в пе...
Педагогическая мастерская «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья через использование здоровьесберегающих технологий»
- Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый пр...
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине....
- Мне нравится (1)