Проект "За безопасное детство"
проект
Предварительный просмотр:
Проект для старших дошкольников «За безопасное детство»
Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Вид проекта: досугово-познавательный.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи проекта для детей:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
4. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Задачи проекта для родителей:
- Укрепление детско-родительских отношений
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Задачи проекта для МБДОУ:
- укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и Правилах дорожного движения.
2. Формирование умения спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста.
4. Осознанное понимание необходимости соблюдения Правил дорожного движения.
5. Развитие творческих и мыслительных способностей дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения.
2. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у родителей воспитанников
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ МКДОУ
1.Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей.
2.Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками МДОУ, сотрудниками ГИБДД.
3. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у педагогов МБДОУ
Сроки реализации проекта: 6 месяцев
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Томске ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
- незнание дошкольниками элементарных правил;
- стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться с младшего возраста несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города
Задачи проекта для детей:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
4. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Задачи проекта для родителей:
- Укрепление детско-родительских отношений
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Задачи проекта для МБДОУ:
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
- выработка системы воспитательно-образовательной работы.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.
- Транспорт.
- .Улица.
- Движение транспорта и пешеходов.
- Светофор.
- Дорожные знаки.
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
У детей четвертого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с игровых ситуаций познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы игровые ситуации проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
- изготовление стендов с наглядной информацией;
- заочные и очные консультации;
- участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
- выпуск буклетов;
- тематические родительские собрания;
- обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
- семейные конкурсы;
- анкетирование;
- совместная детско-родительская досуговая деятельность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и Правилах дорожного движения.
2. Формирование умения спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста.
4. Осознанное понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения.
5. Развитие творческих и мыслительных способностей дошкольников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Повышение активности родителей к обеспечению безопасности дорожного движения.
2. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у родителей воспитанников
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ МКДОУ
1.Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей.
2.Координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками МДОУ, сотрудниками ГИБДД.
3. Повышение уровня знаний Правил дорожного движения у педагогов МБДОУ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта «Светофорик»:
1. Уровень сформированности представлений
- о транспортных средствах;
- об улице (виды перекрестков);
- о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
- предупреждающих;
- запрещающих;
- информационно-указательных;
- знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
- на улице;
- в транспорте.
Качество реализации проекта «Светофорик» для родителей будет выражаться в создании единой системы по освоению и выполнению ПДД, укреплении детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "В мире безопасного детства"(Область познания"Безопасность")
Проект создан с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного соблюдения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей и их окружения....
Отчет о проведении Месячника пожарной безопасности "Детство - территория безопасности"
Отчет содержит план месячника пожарной безопасности и фото отчет о проведенны мероприятиях....
Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
Спортивная игра-практикум по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»Цель: актуализация знаний и отработка практических навыков поведения дошкольников в усложненных...
Конспект мероприятия для старшей группы ко «Дню защиты детей» Тема «Счастливое детство – безопасное детство!»
Конспект развлечения....
Квест игра по безопасности страна «Безопасного детства»
Задачи: формировать представления детей об основах безопасности поведения в быту и на улице умение правильно вести себя в экстремальной ситуации.воспитывать культуру поведения на улице, ...
Безопасность, детство без насилия, будь в безопасности!!!
Презентация в картинках об основных правилах антитеррористической безопасности . Для малышей ДОУ....
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет в рамках проекта "Безопасное детство" (памятка для родителей)
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет:Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных ...